В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая цель: изучение правовых школ древнего Китая и требования для судей. Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи:
- рассмотрен легизм (школа законников);
- изучен моизм;
- изучена правовая система: особенности становления и развития;
- рассмотрена судебная система. Требования к судьям.
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие выводы:
Традиционализм и коллективизм сильно выражены в китайских философских школах. Уважение к предкам, их заветам и ценностям, уважение к родителям и старшим, семье, обществу, превосходство интересов народа, государства, над интересами отдельной личности присуще нравственно-этическим концепциям китайских философов. Символизм предполагает гностически-эстетическое понимание мира, при котором каждый предмет и объект является чем-то большим, чем просто сумма его физических свойств и качеств, он наполняется глубинным смыслом. При этом совершенство достигаемых форм или процессов играет ничуть не меньшую роль, чем их результат, является его непосредственной частью.
С символизмом тесня связан интуитивизм. Поскольку каждый материальный объект тесно связан с духовным миром и процессами в нем протекающими рациональных средств человеческого разума недостаточно для познания мира, оно возможно в ходе откровения, предвидения, что выражается в ориентации китайской философии на различные системы предсказаний и правильной организации жизни от нумерологии до фэн-шуя. Иерархичность присуща китайской мифологии, философии и социальной жизни, она пронизывает все слои бытия китайского общества.
Наиболее известными школами древнекитайской философии являются: даосизм, конфуцианство, легизм, моизм. Даосизм является одной из наиболее древних школ, его основателем является легендарный Лао-цзы (старый учитель), исторический прототип которого точно не установлен по настоящее время. Даосизм представляет собой наиболее всеобъемлющую философскую школу, рассматривающую как вопросы этики и политического устройства общества, так онтологии и гносеологии. В рамках даосизма формируется учение о Дао – божественном пути и правиле, которому подчиняется все что существует в мире от травинки до самого Небесного Императора.
Путь Дао – это путь не-деяния, предполагающий не пассивность, но следование естественному ходу вещей. Из принципа не-деяния вытекает и политический идеал правителя – священной фигуры, которая восседает на престоле олицетворяя власть и не вмешиваясь в происходящие события, уходящая корнями в первобытные представления, когда правитель объединял в себе функции и политической и религиозной власти. Конфуцианство зарождается позже даосизма и воспринимает часть его идей.
Основатель конфуцианства Кун-фу-цзы происходил из знатного, но обедневшего аристократического рода, что с одной стороны заставило его пережить тяготы жизни бедняка, а с другой позволило подняться в высшие слои общества. Конфуций разработал основные положения своего учения еще при жизни и будучи царским советником неоднократно пытался воплотить их в реальность, однако при жизни это ему так и не удалость. Как и даосизм конфуцианство тесно связано с традиционными взглядами и представлениями китайцев.
В его основе лежит этическое учение – концепция благородного мужа, обладающего различными доблестями. Тот, кто соответствует этому идеалу будет полезен для общества, те же кто отвергают его будут преследуемы неудачами. Легизм и моизм Легизм и моизм возникают приблизительно в одно и тоже время представляют собой оппозиции конфуцианству. Легизм отражает взгляды привилегированных классов на природу политической власти и социальное строение общества. Эти взгляды весьма жестки. В основе легизма представление о верховенстве закона. Закон же устанавливается правителем и его окружением, в то время как народ – источник хаоса и смуты, который стремится закон нарушить. В тоже время именно в легизме формулируется представление о необходимости судить о человеке не по его роду, а по способностям и успехам в служении закону. Моизм напротив отражает представления китайских низов – крестьянства и ремесленников на социальный идеал и политическое устройство.
В центре моизма идея любви, как главной этической силы, принципа исходя из которого должны строится человеческие взаимоотношения. После объединения Китая легизм на несколько столетий становится доминирующей идеологией, однако его излишняя жесткость к крестьянству подрывает экономику и стабильность страны, в результате чего легизм сплавляется с основными постулатами конфуцианства.
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.