Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения социального буллинга в образовании 7 1.1. Понятие социального булинга в научных исследованиях 7 1.2 Особенности социального буллинга в образовательных системах (школах) 9 1.3 Специфика социального буллинга в закрытых образовательных учреждениях 12 Выводы по первой главе 14 Глава 2. Исследование представлений подростков, обучающихся в закрытых образовательных системах о социальном буллинге 16 2.1. Организация исследования представления подростков о насилии 16 2.2. Современные исследования представлений подростков о школьном буллинге 16 2.3. Предупреждение буллинга в классном коллективе 24 Вывод по 2 главе 28 Вывод 29 Заключение 31 Список литературы 33

Роль представлений классного коллектива о насилии в социальном буллинге (кадеты)

курсовая работа
Психология
35 страниц
89% уникальность
2020 год
66 просмотров
Шумская Ю.
Эксперт по предмету «Конфликтология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения социального буллинга в образовании 7 1.1. Понятие социального булинга в научных исследованиях 7 1.2 Особенности социального буллинга в образовательных системах (школах) 9 1.3 Специфика социального буллинга в закрытых образовательных учреждениях 12 Выводы по первой главе 14 Глава 2. Исследование представлений подростков, обучающихся в закрытых образовательных системах о социальном буллинге 16 2.1. Организация исследования представления подростков о насилии 16 2.2. Современные исследования представлений подростков о школьном буллинге 16 2.3. Предупреждение буллинга в классном коллективе 24 Вывод по 2 главе 28 Вывод 29 Заключение 31 Список литературы 33
Читать дальше
Актуальность исследования. В настоящее время вопросы обеспечения современных детей благоприятными условиями для жизни, развития и воспитания, гарантий безопасной среды, свободной от жестокости и насилия, все больше оказываются в центре внимания мирового сообщества. По мнению авторитетных экспертов, в общественном сознании и средствах массовой информации проблемы насилия представлены в очень усеченной и упрощенной форме.


Если вам нужна дипломная работа на заказ цена в Новосибирске приятно удивит. Закажи на Work5.


. Представление о том, что насилие имеет место только в социально-неблагополучной среде (неполной семье, «непрестижной школе» и т. д.) современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания [4, 6, 7 и др.]. Проблема исследования. Насилие имеет место в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социально-экономических аспектов. Проблемы буллинга обладают особенной остротой в образовательной среде, в силу того, что участники не обладают полнотой осознанности и личностной зрелости. Система представлений школьников, особенно на уровне их коллективного сознания, о насилии, может детерминировать особенности реализации стратегий и остроты булинга по отношению к сверстникам. Но в такой дифференциации (индивидуальные и групповые представления учащихся о буллинге), в исследовательском поле научных работ не достаточно. Степень разработанности. Различные аспекты насилия над детьми рассматриваются в работах Н. А. Асановой, А. Гуггенбюль, Н. А. Догадина, М. А. Завалишина, Л. А. Прежогина, С. В. Ильина, В. Е. Каган, А. В. Орлова и др., сущность профилактики насилия над детьми и технологии ее осуществления раскрываются в работах М. А. Беляевой, Н. Н. Бессоновой, А. А. Бочавер, М. А. Галагузова, Т. В. Ермолова, Г. В. Латышева, Л. В. Мардахаева, Н. В. Савицкой, К. Д. Хломов, М. Ф. Черкасовой и др. В мировой практике научных исследований проблема буллинга заявлена, как одна из самых актуальных. Буллинг (от англ. Bully ̶ задирать, запугивать, стереотип взаимодействия в группе) проявляется в актах умышленного, длительного насилия (физического или психологического) со стороны индивида или нескольких членов группы, имеющих определенные преимущества (физические, психологические, административные и др.). Буллинг не несет характера самозащиты и не санкционировано нормативно-правовыми актами. Школьный буллинг рассматривается в современном мире, как серьезная социально-педагогическая проблема. Между тем, проблема все еще далека от своего окончательного решения, что можно объяснить целым комплексом причин и факторов. В своем исследовании мы обратились к проблеме гендерных особенностей в отношении к буллингу, к проявлениям насилия и жестокости в подростковом возрасте. Половые (гендерные) свойства проявления насилия и жесткости связаны, прежде всего, с характерными для нашей культуры неодинаковыми социальными ролями мужчин и женщин. Природа травли у ребят и девушек разная [6]. До недавнего времени проблема буллинга считалась преимущественно «мужской» поскольку для многих, «совершенно очевидно», что представители мужского пола более агрессивны по сравнению с женским полом. Однако, в последнее время, ситуация существенно изменилась, девочки стали все чаще демонстрировать агрессивные формы поведения [7]. Так, ребята чаще применяют физический буллинг, девушки - социальную изоляцию. В вербальной травле принимают участие представители обоих полов. Гендерные особенности травли проявляются в том, что ребят булят используя пренебрежительные слова, определяющие их как «недолюдей» (девчонка, бабка, слабак и др.) или вообще отказывая в принадлежности к сильному полу (гомик, гомосек и др.). Девушек травят используя слова, которые ставят под сомнение их привлекательность (корова, жирная, кривоногая и др.) или намекают на их доступность (проститутка, шалава, давалка или используя нецензурные аналоги этих слов). Учитывая все вышесказанное, мы поставили цель раскрыть особенности представлений-отношения к насилию и буллингу у современных школьников, объединенных в классном коллективе. Объект исследования – представления о насилии и булинге в школьном коллективе. Предмет исследования – роль представлений классного коллектива закрытой образовательной организации о насилии в социальном буллинге. Задачи исследования: 1. Раскрыть понимание социального булинга в научных исследованиях. 2. Описать особенности социального буллинга в образовательных системах (школах). 3. Изучить специфику социального буллинга в закрытых образовательных учреждениях. 4. Проанализировать представления подростков о насилии. 5. Исследовать современные исследования представлений подростков о школьном буллинге. 6. Описать классный кадетский коллектив и возможности его влияния на ситуацию буллинга. Теоретико-методологические основы исследования. Проблеме школьного насилия посвящены многочисленные психолого-педагогические исследования. Это исследование в которых делалась попытка познать различные особенности феномена буллинг в американской (Каталано, Хоукинс, Харарчи и др), британской (В. Т. Ортон, Д. А. Лейн, Д. П. Таттум, Е. Мунте и др.), скандинавской (Д. Олвеус, П. П. Хайнеман, А. Пикассо, Э. Роланд и др.), новозеландской (А. Морган), австралийской (Э. Морган и др.) российской (А. Л. Глазман, Т. В. Ермолова, И. С. Кон, Е. Е. Кутявина, А. В. Курамшев и др.) психологии. Методы исследования – теоретический анализ источников, опросник «Отношение учащихся средней и старшей школы к буллингу». Работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и эмпирическая), выводов, заключения, списка литературы, представленного 30 источниками.  

Читать дальше
Таким образом, проведенный теоретический и рассмотренный эмпирический анализ проблемы гендерных особенностей отношения современных подростков к проявлениям буллинга позволил сделать следующие выводы: 1. Эмпирически рассмотрены исследования гендерных особенностей отношения к буллингу в подростковом возрасте с помощью авторской модификации опросника. 2. Определены общие особенности отношения к буллингу современных подростков. Так, можно отметить, что современные подростки находятся в зоне риска вовлечения в буллинг ситуации почти во всех сферах своей жизнедеятельности: среди сверстников, учителей, в семье, лицее. Обобщая особенности декларативного отношения подростков к буллингу следует отметить, что почти все подростки придерживаются мнения о неуместности терпения гонений, треть группы исследуемых подростков считают нормой поведения применение насилия в ответ на насилие и даже 6% подростков, как девушек, так ребят, откровенно заявили о своем позитивном отношении к насилию. Эти данные могут свидетельствовать о том, что подростки, осуществляя акты буллинга, не достаточно осознают и понимают ответственность, которую они несут за свои умышленные и, тем более, непреднамеренные действия. Данная ситуация должна стать показательной как для родителей, так и для администрации школ и преподавательского состава и обеспечить оперативное вмешательство с целью снижения уровня проявлений насилия среди учащейся молодежи. В то же время, необходимо отметить то, что не все подростки, считают нормой поведения отвечать насилием на насилие прибегают к нему. Самыми распространенными причинами применения насилия выступает другой человек, который не соответствует собственным ожиданиям или желанием группы подростков. Выявлено, что у ребят и девушек разные предпочтения при выборе какого-либо вида насилия. Зафиксировано, что почти половина подростков пыталась противостоять буллингу, больше половины пытались встать на защиту обиженного ребенка. Данный факт может указывать на представленность проблемы в подростковом возрасте и определенную сформированность представлений о буллинге, а так же на ценностные ориентации в межличностном общении подростков. Получены результаты об определенных гендерных особенностях в вопросе определения лиц, которые могли способствовать прекращению буллинга. Учитывая важность межличностного общения, девушки надежды возлагают на учащихся, в отличие от ребят, которые видят уместным вмешательства компетентных и беспристрастных специалистов. Важным, с нашей точки зрения, возникает тот факт, что последние позиции в рейтинге подростков занимают учителя и администрация школы, что указывает на потерю ими доверия и чувства защищенности со стороны учеников. Определено, что актуальность и важность демонстрировать и заявлять о своей силе и доминантности свойственны более ребятам. В то же время, развитие эмпатических является приоритетным для девушек. В целом проведенное исследование демонстрирует, что современная среда имеет ряд недостатков и проблем, провоцирует распространение буллинга и подчеркивает необходимость разработки и реализации в школах программ профилактики буллинга, ориентированных как на учеников, так на педагогический коллектив.
Читать дальше
1. Бердышев И. Лекарство против ненависти / Илья Бердышев ; семинар записала Е. Куценко // Первое сент. – 2015. – 15 марта (№ 18). – С. 3. 2. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2011.-512 с. 3. Бочавер А. А., Кузнецова В. Б., Бианки Е. М., Дмитриевский П. В., Завалишина М. А., Капорская Н. А., Хломова К. Д. Опросник риска буллинга (ОРБ) // Вопросы психологии. – 2015. – №5. – С. 146-157. 4. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журн. ВШЭ. – 2013. – Т. 10. − № 3. – С. 149-159. 5. Бутенко В.Н., Сидоренко О.А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева – Красноярск, 2015. 148с. 61 6. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Москва, 2015. Вып. 3. С. 58–64. 7. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. №105. С. 159-165. 8. Екимова В.И., Залалдинова А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. №4. С. 5-10. 9. Ермолаева Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских стран за последние 20 лет (1994-2014) // Современная зарубежная психология. 2015. Т.4, №1. С. 65- 90. 10. Ермолова Т. В., Савицкая Н. В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994 – 2014) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. – 2015. – Т. 4. − № 1. – С. 65-90. URL: http://psyjournals. ru/jmfp/2015/n1/76177. shtml (дата обращения: 26.03.2020). 11. Ермолова Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994-2014) // Современная зарубежная психология. 2015.Т.4,№1.С.65- 90. 12. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // «Семья и школа», 2016, № 11. с.15-18. 13. Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных. 2011 – 119 с. 14. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психол. Журнал. 2015. Т. 26, №2. С. 5 – 15 15. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб., 2011 – 121 с. 16. Макарова Ю.Л. Гендерные особенности поведения участников подростковой буллинг-структуры // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 5А. С. 181-192. 17. Маланцева О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? /О. Мальцева/ / Социальная педагогика. — 2017. — № 4. — С. 90–92. 18. Мальцев О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления / О. А. Мальцева // Тюменский государственный университет - 2019. - № 7. - С. 51-54. 19. Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? / Т.Мерцалова // Директор школы. – 2010. – № 3. – С. 25–32. 20. Мосина О.А., Устенко В.С. Проблема буллинга в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т.29. – С. 144-148. 21. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. Выпуск 6 (108) 2011. С. 151-154. 22. Попова Е.И., Пчелинцева И.В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. - №6 (июнь). – С. 106-110. 23. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс. – СПб.: 2000.-420с. 24. Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. – М. 2012. – 264 с. 25. Рык А.И. Терминологическое поле феномена «Буллинг». Вести БДПУ. Выпуск 1. №2. 2015. – С. 30-33. 26. Соловьев Д. Н., Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 3, май – июнь 2014. 27. Espelage, DL; Swearer, SM. Research on school bullying and victimization: What have we learned and where do we go frоm here? // School psychology review, 2003. - Volume: 32. - Issue: 3. – P. 365-383. 28. Olweus D. Bullying at school: Longgterm outcomes for the victims and an effective schoollbased intervention program // Aggressive behavior: Current perspectives / Ed. L. R. Huessmann. – New York: Plenum Press, 2014. – Р. 97-130. 29. Salmivalli C. Bullying and the peer group: A review // Aggression and Violent Behavior. – 2010. – Vol. 15. – No. 2. – Р. 112-120. doi:10.1016/j.avb.2009.08.007. 30. Wang, Jing; Iannotti, Ronald J.; Nansel, Tonja R. School Bullying Among Adolescents in the United States: Physical, Verbal, Relational, and Cyber // Journal of adolescent health, 2019. - Volume: 45. - Issue: 4. – P. 368-375.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
реферат
Судьба России в публицистике начала ХХ века
Количество страниц:
7
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image