Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста 4
1.1 Современные подходы при изучении сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста 4
1.2 Роль атрибутов в организации сюжетно-ролевой игры 8
1.3 Комплекты атрибутов: варианты, содержание, оформление 9
Глава 2. Разработка атрибутов сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста 11
2.1 Разработка набора атрибутов 11
2.2 Апробация набора атрибутов 15
2.3 Оценка результата 16
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Читать дальше
Сюжетно-ролевые игры способствуют, во-первых, восстановлению статуса и ведущей роли сюжетно-ролевой игры в дошкольной практике, а во-вторых, становлению социальных предметных действий детей и отображению социальных отношений в детской игре в логике реальных отношений между людьми.
Наблюдения показывают, что сейчас детская игра действительно имеет разный спектр сюжета. Это объясняется огромным влиянием информационного поля на жизнедеятельность, зрительный опыт ребенка очень велик. Дети много играют в различных мультипликационных персонажей, все чаще преобладают роли, реализующие зрительный опыт ребенка.
По результатам исследованиям можно сделать следующие выводы:
-сюжетно-ролевая игра в изменяющемся мире способствует формированию идентичности у детей старшего дошкольного возраста. Развитие игровой деятельности и выявление философско-культурологической специфики традиционных детских игр ведет к обогащению современной детской субкультуры. Игра расширяет возможности ребенка в процессе его взаимодействия с окружающим пространством и снижает влияние на формирующуюся психику модных массмедийных и компьютерных технологий, которыми изобилует современная детская субкультура;
- данные опроса детей и анкетирование их родителей показали, что в современной детской субкультуре увеличилось влияние СМИ, информационных и компьютерных технологий на детей старшего дошкольного возраста. Дети хорошо ориентируются в персонажах компьютерных игр и одновременно плохо знакомы с русским фольклором, мало времени уделяют сюжетно-ролевым играм;
- проведенная программа психолого-педагогических мероприятий, направленная на преодоление кризиса современной игровой культуры, продемонстрировала положительные результаты. Дети стали более активно использовать сюжетно-ролевые игры во время нахождения в ДОО, начали самостоятельно придумывать сюжеты игр и распределять между собой роли, игры у старших дошкольников приобрели иное содержание, увеличилась их продолжительность;
- обогащение сюжетно-ролевой игры способствует развитию устойчивых познавательных интересов у старших дошкольников и расширению их представлений об окружающей действительности. После проведения программы, направленной на формирование сюжетно -ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, уровень сформированности игровых навыков у детей в экспериментальной группе составил 67%, что на 56% выше этого показателя на констатирующем этапе;
- после проведения комплекса психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие сюжетно-ролевой игры у детей, участвующих в исследовании, игровая деятельность стала более творческой, в ней появились устойчивые образы литературных и фольклорных персонажей.
Были разработаны атрибуты для сюжетно-ролевой игры.
Читать дальше
1. Антонова, М. В. Гришняева, И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста / М. В. Антонова, И. В. Гришняева // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 2. - С. 93-96.
2. Баранова, Н. А., Гугуман, Т. В., Попова, В. Ф., Романенко, О. Г. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых / Н. А. Баранова, Т. В. Гугуман, В. Ф. Попова, О. Г. Романенко // Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 731-734.
3. Выготский Л . С . Психология развития ребенка . М .: Смысл; Эксмо, 2004 . 512 с.
4. Гавриченко О. В. Игра как фактор формирования идентичности в изменяющемся мире // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019.№2. С. 135-143
5. Дмитриенко З.С., Полынова В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста: Планирование работы, беседы игры. -СПб: Детство-Пресс, 2016. - 240 с.
6. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. - М., 2010. - 545 с.
7. Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Л., 1984. - 39 с.
8. Марцинковская Т.Д. Психология субкультуры // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2014. М.: №4. С. 114-124.
9. Минникова Ю.М. Сюжетно-ролевая игра как форма воспитания представлений о мире профессий у старших дошкольников // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 3. С. 98-105
10. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
11. Реброва В .И .Образовательный потенциал сюжетно-ролевой игры // Детский сад будущего - галерея творческих проектов.2016 .№ 4 .С .8-10 .
12. Реброва В . И . Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: учеб .-метод . пособие . СПб. : Галерея проектов, 2017 . 40 с .
13. Семёнова Н . А. Анализ проблем организации исследовательской деятельности детей (на примере конкурса «Твори, исследуй, пробуй!») // Вестн. Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2011. Вып . 10 (112) . С . 115-118 .
14. Татаринцева Н.Е Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы — М.: Центр педагогического образования, 2012. —176 с.
15. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. - 147 с.
16. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. - М.: Московский психолого-социальный институт : Флинта, 1999.
17. Цветков А.В. О подходах к изучению образа «я» в отечественной и зарубежной психологии // Психология и психотехника. — 2012.- № 2. — С. 34-42.
18. Шинкарёва Н.А. Сущность понятий «идентичность», «полоролевая идентичность» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1266-1269.
19. Изучение ролевых позиций детей 5-8 лет [Электронный ресурс]:https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-rolevyh-pozitsiy-odarennyh-detey-5-8-let-v-sisteme-semeynyh-otnosheniy (Дата обращения: 29.03.2020)
20. Шукова Г.В. Интенсивность цифрового опыта и возрастные особенности когнитивных процессов// Психологические исследования. 2013. Т. 6. N27. [Электронный ресурс]: http://psystudy.ru (Дата обращения: 29.03.2020)
21. Эльконин Д. Б . Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: http://psychlib.ru/mgppu/Etr-001/Etr-001.htm#$p1 (Дата обращения: 29.03.2020)
Читать дальше