Введение 3 Глава 1. Творчество Захара Прилепина 6 1.1 Биография и становление как писателя 6 1.2 Обзор творчества Захара Прилепина 9 1.3 Роман в рассказах «Грех» в контексте остальной прозы автора 15 Глава 2. Своеобразие книги Захара Прилепина «Грех» (жанр, сюжет и композиция, идея, герой, проблематика и стилистика) 19 2.1 Проблема жанра книги «Грех». Особенности сюжетно-композиционного построения. 19 2.2 Семантика заголовка произведения в контексте образа героя и проблематики 27 2.3 Специфика стиля романа «Грех» 32 Глава 3. Тема смерти как олицетворение жизнеутверждающего смысла сборника рассказов Захара Прилепина «Грех» 42 3.1 Философско-культурный контекст произведения 42 3.2 Конфликт между бытием и небытием как сюжетная канва романа 45 3.3 Выразительность литературного языка автора в раскрытии темы любви 52 Заключение 56 Список использованных источников и литературы 58

Антиномия жизнь/смерть в романе З.Прилепина «Грех»

дипломная работа
Литература
60 страниц
71% уникальность
2020 год
80 просмотров
Акиньина Н.
Эксперт по предмету «Литературоведение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Творчество Захара Прилепина 6 1.1 Биография и становление как писателя 6 1.2 Обзор творчества Захара Прилепина 9 1.3 Роман в рассказах «Грех» в контексте остальной прозы автора 15 Глава 2. Своеобразие книги Захара Прилепина «Грех» (жанр, сюжет и композиция, идея, герой, проблематика и стилистика) 19 2.1 Проблема жанра книги «Грех». Особенности сюжетно-композиционного построения. 19 2.2 Семантика заголовка произведения в контексте образа героя и проблематики 27 2.3 Специфика стиля романа «Грех» 32 Глава 3. Тема смерти как олицетворение жизнеутверждающего смысла сборника рассказов Захара Прилепина «Грех» 42 3.1 Философско-культурный контекст произведения 42 3.2 Конфликт между бытием и небытием как сюжетная канва романа 45 3.3 Выразительность литературного языка автора в раскрытии темы любви 52 Заключение 56 Список использованных источников и литературы 58
Читать дальше
Сегодня на отечественном литературном поле появились новые авторы, за которыми закрепилось направление «проза нулевых». Их творчество характеризуется злободневностью, реалистичностью, чем писатели заработали себе имя и признание, а также возможность не ограничивать себя определёнными жанровыми, композиционными или идеологическими рамками; одной из ключевых и необычных фигур новой литературы стал нижегородский писатель Захар Прилепин. Имя Захара Прилепина появилось на литературном небосклоне совсем недавно (в 2000-е годы) и сразу же обратило на себя внимание критики и читателей. Помимо этого писатель также известен в кругах политиков как активный общественный деятель и публицист, проявил себя как талантливый журналист и филолог, стал лауреатом нескольких престижных литературных премий. Сегодня Захар Прилепин один из самых востребованных современных российских авторов в Европе и Азии.


Вы хотите купить курсовую работу по проектированию информационных систем? Мы предлагаем вам 1000 рублей за первый заказ. Вводите промокод WORK1000 и заказывайте курсовую работу!


. Одной из причин его успеха является умение точно почувствовать настроение общества и остро реагировать на окружающую действительность, просто и красочно описывать актуальные проблемы. Прилепин много пишет о социально-значимых событиях: о чеченской войне, о русских офицерах, ополченцах, революционерах. Особое место в этом списке занимает роман в рассказах «Грех», впервые изданный в 2007 году. Интерес к произведению обусловлен его незаурядной композицией – восемь рассказов и сборник стихов, объединённых в роман, – а также контрастностью героев и многогранностью языкового стиля автора. Актуальность и значимость подобного исследования обусловлена живым участием творчества Захара Прилепина в насущных философских, социально-психологических и эстетических вопросах нашего времени, что отвечает тенденциям развития гуманитарного знания начала XXI века. Острые ситуации и нестандартные решения в романах и повестях З. Прилепина ориентированы на вечные темы, на «проклятые вопросы», что повышает сопричастность читателя к сюжетной линии. Особый интерес данное исследование представляет, потому что Захар Прилепин является действующим журналистом, блогером, телеведущим, актёром, музыкантом, общественным деятелем и в целом харизматичной яркой личностью, активно включенной в социальные, культурные и политические сферы жизни общества. Объектом нашего исследования является роман в рассказах «Грех» З. Прилепина, а предметом исследования – антиномия жизнь/смерть, проходящая связующей нитью через все рассказы романа. Цель исследования: охарактеризовать антиномию жизнь/смерть в романе «Грех». Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) выполнить обзор биографии и творчества З. Прилепина, определить место романа «Грех» в контексте произведений писателя; 2) выявить проблематику, особенности сюжетно-композиционного построения, специфику стиля книги «Грех» в контексте жанра и образа главного героя; 3) рассмотреть философско-культурный контекст, конфликт между бытием и небытием в произведении, а также выразительность литературного языка автора. Материалом исследования послужил роман в рассказах «Грех». Новизна настоящей работы обусловлена небольшим количеством исследований, посвящённых творчеству автора, характеризующемуся высокой степенью выразительности и злободневности, а философская направленность темы анализа позволяет под новым углом взглянуть на семантику романа. Степень изученности проблемы. Научных работ, посвящённых анализу прозы Захара Прилепина, пока ещё крайне мало. Теоретическую основу исследования составляют работы ученых-литературоведов М. М. Бахтина, Б. В. Томашевского, Е. М. Мелетинского, Г. Н. Поспелова, А. Б. Есина, В. П. Тихоновой. В научных исследованиях, рассматривающих произведения З. Прилепина, в большей степени внимание уделено другим романам автора, тем не менее, данные работы помогают сформировать представление о стилевых особенностях творчества Прилепина, отследить становление его персонажей, обнаружить закономерности в постановке проблем. Исследование некоторых аспектов романа в рассказах «Грех» представлено в работах А. Б. Славиной, Е. В. Гусевой, Л.С.Янковской, Е. Г. Местергази. На сегодняшний день основные оценки прозы Прилепина содержатся в статьях студентов и преподавателей филологических факультетов, журналистских работах и кратких читательских замечаниях журнального и газетного формата, в частности, в научно-популярных изданиях «Книжное обозрение», «Литературная Россия», «Филология и культура», «Завтра», «Комсомольская правда», «Афиша», «Университетская книга», «Огонёк», «Культура», «Литературная газета» и др. Структура дипломной работы: Данная работа состоит из введения, трёх глав основной части и заключения. В ходе исследования проведён анализ произведения «Грех», а также публицистические тексты, посвящённые данному роману и другим произведениям автора. Основными методами исследования послужили методы монографического исследования, сравнения, комплексный анализ текста, мотивный и структурно-семантический анализ текста и другие

Читать дальше
Творчество Захара Прилепина — явление самобытное. Темы его произведений представляют собой некие «простые истины», понятные каждому человеку: семья, любовь, достоинство, мир. Но формы, в которую автор облекает свои идеи, всегда необычны и сложны, а крайняя противоречивость в характерах и судьбах главных героев заставляет читателей задуматься: так ли все просто на самом деле, как кажется? По нашему мнению, роман в рассказах «Грех» является ярким показателем творческих возможностей писателя, даже уже благодаря авторской жанровой форме, в которой он представлен. Проведя анализ книги и публикаций о ней, мы сделали вывод, что сборник «Грех» является целостным романным произведением. Тема произведения по аналогии с лермонтовским «Героем нашего времени», сопряжена с конкретной личностью (главным героем Захаром) и заключена в раскрытии русского национального характера человека в самом начале 21 века – человека, полного противоречий, пытающегося найти потерянные ценностные ориентиры с помощью любви, семьи, дружбы. В ходе проведённого исследования решены следующие задачи: 1) выполнен обзор биографии и творчества З. Прилепина, определено место романа «Грех» в контексте произведений писателя; 2) выявлена проблематика, особенности сюжетно-композиционного построения, специфика стиля книги «Грех» в контексте жанра и образа главного героя; 3) рассмотрен философско-культурный контекст, конфликт между бытием и небытием в произведении, а также выразительность литературного языка автора. Таким образом, последовательно выполнена цель исследования и охарактеризована антиномия жизнь/смерть в романе «Грех». По итогам первой главы мы убедились, что роман «Грех» является ярким произведением Захара Прилепина, принесшим ему многие литературные премии впервые. Книгу можно рассматривать в контексте творчества писателя и выделить общие черты, свойственные другим произведениям (своеобразие художественных приемов, автобиографичность, наличие военной тематики), а также индивидуальные (структура романа, возможность двоякой трактовки жанра произведения). Во второй главе мы выяснили, что сборник «Грех» имеет признаки единого произведения романного жанра. Проблематика романа построена на противопоставлении и контрасте вечных категорий жизни и смерти, счастья и страдания, любви и одиночества, свободы и чувства долга. Название сборника символизирует то, что на протяжении развития сюжетной линии герой постоянно будет задавать себе вопросы о допустимости и возможности того или иного поступка. Внешние проявления событий в романе ничего не значат по сравнению с внутренними исканиями и переживаниями Захара, его эволюцией вне контекста временных и ситуативных рамок, что особенно ярко акцентируется автором. Образ героя последовательно меняется и вырастает в цельный и самостоятельный. В конце романа мы видим взрослого ответственного бесстрашного мужчину, гибель которого вовсе не означает конец его духовного пути. В третьей главе продолжен углубленный анализ произведения и сделан вывод, что контекст романа является философским, в книге затронуты важнейшие моральные ценности, перманентно встает вопрос героя о жизни согласно внутренним принципам, чувство уверенности Захара в собственных поступках растёт от новеллы к новелле. Противоречие категорий жизни и смерти лейтмотивом проходит через весь роман, они контрастируют и меняют друг друга, создавая завершённую сюжетную линию, однако, несмотря на полярность данных понятий, они являются подтверждением друг друга и вытекают друг из друга, жизнь и смерть существуют в противовес и вместе, и в тот самый момент в кульминационной развязке, когда мы видим Сержанта убитым, мы одновременно видим его, рождённым для новой жизни, новой истории и новых внутренних перемен, утвердившемся в своей любви к миру и начавшем писать новую страницу становления своей личности.
Читать дальше
Список использованных источников и литературы 1. Архангельский А. Живые и грешные / А. Архангельский // Огонёк. – 2007. – № 39. – С.52. 2. Архангельский А. Честное слово автора [Электронный ресурс] / А. Архангельский // Амурская правда. – 2011. – № 210. – Режим доступа: https://ampravda.ru/2011/11/11/032474.html (дата обращения: 17.03.2020). 3. Ахметова Г. Д. Языковое пространство современного русского романа (на примере романа в рассказах «Грех» Захара Прилепина) / Г. Д. Ахметова // Гуманитарный вектор. – 2009. – № 3. – С.107-113. 4. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. – М. : Худож. лит., 1975. – С. 234-407. 5. Бельская А.Э. Поэзия Захара Прилепина как продолжение культурной традиции ХХ века // Школа молодых учёных по проблемам гуманитарных наук: сборник материалов областного профильного семинара. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – С.40-42. 6. Большев А.О. Художественный мир романистики Захара Прилепина // Филология и культура. – 2018. – № 2 (52). – С. 166-171. 7. Введение в литературоведение : учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под ред. Л. В. Чернец. – М.: Юрайт, 2020. – 781 с. 8. Веселовский А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. – СПб.: Пальмира, 2017. – 383с. 9. Володихин Д. Чувство бога [Электронный ресурс] / Д. Володихин // Политический журнал. – 2007. – № 29 (172). – Режим доступа: https://zaharprilepin.ru/ru/pressa/greh/politicheskij-zhurnal.html (дата обращения: 17.03.2020). 10. Ганиева А. Изобретение малой формы / А. Ганиева // Октябрь. – 2008. – № 7. – С.164-169. 11. Горбачев А. Захар Прилепин: «Я чувствую живую радость, оттого что опять вызвал бешенство» [Интервью]. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://daily.afisha. ru/archive/vozduh/archive/zahar—prilepin/ (дата обращения: 18.03.2020). 12. Гусева Е. В. Своеобразие мира детства в романе З. Прилепина «Санькя» / Е. В. Гусева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 7. – 1 (25): в 2-х ч. Ч. I. – С.51-56. 13. Дарвин М. Н. Поэтический мир лирического цикла / М. Н. Дарвин. – М.: РГГУ, 2018. – 294 с. 14. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения / А. Б. Есин. – 11-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2013. – 248 с. 15. Ефремова Т. Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный: около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц / Т. Ф. Ефремова. – М.: ACT, 2016. – 699 с. 16. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение: курс лекций /В. М. Жирмунский; под ред. З. И. Плавскина, В. В. Жирмунской. – СПб.: Изд. Ленанд, 2016. – 464 с. 17. Зиновьева Е. Дом Зингера [Электронный ресурс] / Е. Зиновьева // Нева. – 2009. – № 1. – Режим доступа: https://magazines.gorky.media/neva/2009/1/ dom-zingera-5.html (дата обращения: 17.03.2020). 18. Зацепина М. Захар Прилепин: «Некоторые не попадут в ад» // Университетская книга. – 2019. – № 5. – С.72-73. 19. Ковтуненко И.В., Холомеенко О. М. Инвертированные конструкции: структурно-стилистический аспект (на материале текстов произведений З.Прилепина) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 11 (65). – Ч.3. – С.112-115. 20. Ковтуненко И.В., Холомеенко О. М. Структурно-семантические особенности инвертированных конструкций в художественном тексте (на материале текстов З. Прилепина) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – № 6. – С.32-36. 21. Кубанова А.А. Идеи жизни, смерти и счастья как объединяющие роман в рассказах З.Прилепина «Грех» // Научный вестник Кубанского государственного университета. Медиакоммуникация. – 2016. – № 1 (2). – С. 81-85. 22. Латынина А. Вижу сплошное счастье [Электронный ресурс] / А. Латынина // Новый мир. – 2007. – № 12. – Режим доступа: https://magazines.gorky. media/novyi_mi/2007/12/vizhu-sploshnoe-schaste.html (дата обращения: 17.03.2020). 23. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с. 24. Лотман Ю. М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Ю. М. Лотман // Избранные статьи: в 3 т. – Таллин: Александра, 1993. – Т. I. – С. 420-447. 25. Макеева А.И., Калашникова Д.И. «Рязань в моем сердце занимает особое место (Захар Прилепин о времени и о себе) // Новые технологии в учебном процессе и производства: Материалы XVI межвузовской научно-технической конференции / Под ред. Платонова А.А., Бакулиной А.А. – Рязань: ИП Жуков В.Ю., 2018. – 514-518 с. 26. Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы / Е. М. Мелетинский. – М.: Наука, 1990. – 278 с. 27. Местергази Е. Г. Жанровое своеобразие романа Захара Прилепина «Грех» / Е. Г. Местергази. – Проблемы поэтики и стиховедения: материалы V Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти и 70-летию доктора филологических наук, профессора В. В. Бадикова (15-16 октября 2009 г.). – Алматы, 2009. – С. 191-195. 28. Мирошкин А. Шершавое счастье / А. Мирошкин // Книжное обозрение. – 2007. – № 36/37. – С. 6. 29. Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе / Ю. Б. Орлицкий., М.: РГГУ, 2002. – 685 с. 30. Осьмухина О. Ю. Образ героя в прозе Захара Прилепина (на материале романов «Патологии», «Санькя» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2018. – №6(84). – ч.2. – 275-280 с. 31. Поспелов Г. Н. Теория литературы: учебник для ун-тов / Г. Н. Поспелов. – М.: Высш. школа, 1978. – 258 с. 32. Прилепин З. Грех и другие рассказы / З. Прилепин. – М.: АСТ: Астрель, 2018. – 420 с. 33. Прилепин З. Литература – это о вечном // Университетская книга. – 2016. – № 5. – С.74-75. 34. Романова В. Н. Архетипическая основа образов в прозе Захара Прилепина / В. Н. Романова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. – № 2. – С.169-171. 35. Русский язык и советское общество [Текст]: Социолого-лингвистическое исследование: В 4 кн. / Под ред. М. В. Панова ; [АН СССР Ин-т рус. яз.]. – Москва: Наука, 1968. – 4 т.; 20 см. 36. Рылова К.Ю. Концепция греха в рассказах И.Бунина «Натали» и З.Прилепина «Грех» // Преподаватель ХХI век. – 2018. – № 1. – С.436-440. 37. Сидорова О.Б. Роль заглавия в восприятии содержания художественного текста (по рассказу З.Прилепина «Белый Квадрат») // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – №9 (51). – Ч.4. – С.64-66. 38. Скотникова Г. В. Русское чувство Родины. Роман Захара Прилепина «Санькя» / Г. В. Скотникова // Вестник науки и образования. – 2015. – № 5 (7). – С.130-134. 39. Славина А. Б. «Грех» Захара Прилепина: Семантика заголовка в контексте образа главного героя / А. Б. Славина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – Т. 66. № 2. – С. 140-143. 40. Суворов А. А. «Пограничный лиризм» Захара Прилепина: автор и читатель в прозе рубежа XX-XXI веков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Филология, журналистика. –2016. – т.16. – № 3. – С.326-333. 41. Тихонова, В. П. Роман в рассказах Гонсалеса Гальерго «Чёрным по белому» (К вопросу о специфике жанра) / В. П. Тихонова // Гуманитарные исследования. – 2006. – № 3 (19). – С. 68-76. 42. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский. – М.: Флинта, 2018. – 336 с. 43. Фролов И. Закон сохранения страха. «Грех» Захара Прилепина как национальный бестселлер // Континент. – 2009. – № 139. – C.435-451. 44. Фролов И. Смертный грех Захара Прилепина [Электронный ресурс]// Независимая газета EX LIBRIS. – 26 февраля 2009 г. – №139. – Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2009-02-26/4_zhar.html (дата обращения: 18.03.2020). 45. Штейнбах К.В. Мотив насилия в прозе З. Прилепина // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Том 8. –№4/1. – С.185-189. 46. Янковская Л.С. Романная проза З.Прилепина как «самоучитель психологических ситуаций» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Филология, журналистика. –2018. – т.18. – № 2. – С.210-214. 47. Янковская Л.С. Система ценностей главного героя книги З.Прилепина «Грех» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. –2016. – т.18. – № 1 (2). – С.277-280. 48. Захар Прилепин. Официальный сайт писателя. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.zaharprilepin.ru (дата обращения: 18.03.2020).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image