Делаем курсовые недорого . Оформляй заявку на сайте.
. Невозможно точно выделить то или иное литературное направление, провести его границы. Творчество многих писателей перестает укладываться в рамки лишь одного стиля. Обзор литературных явлений европейских произведений XX века позволяет проследить движение художественной мысли в историческом контексте. Однако деление литературы на периоды не принимает во внимание в достаточной мере место, роль, значимость и длительность различных философских и эстетических идей и направлений в современном сознании не только искусствоведов, но и читателей. Фрейдизм, к примеру, получает широкое распространение в начале XX века в связи с популярностью психоанализа в это время, но это не мешает ему занимать центральное место в культуре всего столетия, а экзистенциалистские концепции, рожденные литературой в первой половине века, продолжают влиять на художественные поиски конца столетия. Новые течения в литературе получают свое развитие в связи с развитием промышленных технологий и новообретенных научных знаний. Развитие литературных жанров шло вровень с развитием промышленной и общественной мысли. Западная литература в этот период отличается многообразием и широким спектром философско-эстетических исканий, пересматривающих традиции литературы XIX века, равно как и о попытках соотнести известные художественные принципы со стремительно изменяющейся исторической реальностью. Если сравнить эстетическую направленность, теорию и практику словесности XIX века с литературными явлениями XX столетия, то можно заметить существенные изменения в самой ориентации мышления, а не только культуры последнего столетия. Многие писатели начинают ориентироваться на принципы субъективного идеализма, при этом получает широкое распространение и зачастую господство субъективно-идеалистический подход при анализе и решении основных эстетических и исторических проблем. Субъективизм - один из наиболее характерных признаков художественного мышления западных художников слова в этот период времени. Учитывая тот факт, что исторический контекст развития был невероятно сложен для любого проявления культурной и художественной жизни общества, просматривается явный отрыв искусства от объективных измерений художественно-эстетических явлений и проблем действительности, а зачастую полное игнорирование их в пользу все более полной абсолютизации субъективного начала в художественной деятельности. В художественных поисках писателей все чаще звучат тема трагического сознания и мотив отчуждения. Немаловажным является то, что подвергается переоценке само понятие «художественный образ». Проблема художественного образа как отражения или даже как изображения реальной действительности все чаще подменяется проблемой искусства в целом как знака, символа и мифа. Абсурд и «безобразное» возводятся в степень правомерного современного художественного мироощущения – трагичность происходящего в мире не могла не отразиться на основных течениях и тенденциях искусства. Многие произведения западной литературы созданы под влиянием общего для XX века ощущения кризиса культуры, следствием которого является осознание человеком потерянности в мире и в связи с этим его гипертрофированная погруженность в себя, в мир своих переживаний. Отделенность человека от мира объясняется сложнейшими переживаниями, связанными с различными экзистенциальными кризисами, нахлынувшими со всех сторон: кроме политической нестабильности, огромный скачок делает развитие науки, в том числе психологии. Новую интерпретацию получает и тема испорченности и порочности общественных догм. Всесторонне разработанная реализмом XIX века, в произведениях XX столетия она переносится на отношения между людьми, мир видится страшной угрозой, силой, жестоко расправляющейся с любыми попытками человека отстоять личностные или гуманистические идеалы. Особое и самобытное развитие получает искусство американских стран. Развитие литературы США в последней трети XIX века и в первые десятилетия XX века характеризуется ускоренными темпами и быстрой сменой литературных направлений и тенденций. Вслед за романтиками Купером и Ирвингом, По и Лонгфелло, Мелвиллом и Готорном выдвигаются великие Мастера реалистического искусства - Уолт Уитмен, Марк Твен, Джек Лондон, Теодор Драйзер. Их творчество определяет главную линию литературного процесса в США. В XX веке проблематика американской литературы определяется фактом громадного значения: наиболее богатая, сильная капиталистическая страна, идущая во главе всего мира, порождает наиболее сумрачную и горькую литературу современности. Писатели приобрели новое качество: им стало свойственно ощущение трагизма и обреченности этого мира. «Американская трагедия» Драйзера выразила стремление писателей к большим обобщениям, которое отличает литература США того времени. Латиноамериканская проза первой половины XX века осваивала действительность как бы отдельными пластами: роман о земле, роман о городе, социальный роман, произведения, отображающие жизнь индейцев. Обновление латиноамериканской литературы начинается с конца 1940-х годов. Точкой отсчета этого процесса принято считать романы гватемальского писателя Мигеля Анхеля Астуриаса («Сеньор Президент», 1946) и кубинца Алехо Карпентьера («Царство земное», 1949). Астуриас и Карпентьер, которые раньше других писателей ввели в повествование фольклорно-фантастический элемент, начали свободно обращаться с повествовательным временем, попытались осмыслить судьбу собственных народов, соотнося национальное с общемировым, сегодняшнее с прошлым. Они считаются родоначальниками «магического реализма» – «самобытного течения, представляющего собой с точки зрения содержания и художественной формы определенный способ видения мира, опирающийся на народно-мифологические представления. Это некий органический сплав действительного и вымышленного, повседневного и сказочного, прозаического и чудесного, книжного и фольклорного». Определение «магического реализма», которое дается в «Литературной энциклопедии», звучит следующим образом: «Латиноамериканский магический реализм» (исп. realisimo magico latinoamericano) - термин, распространившийся в латиноамериканской и европейской критике в 1960 -70-е годы в период так называемого «бума» латиноамериканского романа. В узком смысле понимается как определенное течение в латиноамериканской литературе второй половины ХХ века; в широком — как имманентная константа латиноамериканского художественного мышления и общее свойство культуры континента. В последнем случае представляет собой один из вариантов самоидентификационной культурной модели» [19]. Обращаясь к творчеству латиноамериканских писателей ХХ века можно найти произведения, наполненные глубоким философским смыслом, житейской правдой, фантастическими и неправдоподобными историями, но все эти составляющие настолько плотно переплетены между собой, так искусно вправлены в структуру текста, что представляют собой неразрывное многогранное целое, многомерное по смыслу и многозначное по содержанию. Среди латиноамериканских писателей, представителей направления «магический реализм», необходимо выделить ряд авторов, ставших еще при жизни классиками мировой литературы. Особого внимания заслуживают Хорхе Луис Борхес, Габриэль Гарсия Маркес, Хулио Кортасар, произведения которых, полные неоднозначности и философского смысла, заставляют читателя обратиться не только к прямому прочтению литературного текста, но и к осмыслению и переосмыслению фундаментальных законов бытия, так как наряду с героями история действующим персонажем становится само Время. Актуальность исследования подтверждается тем, что даже по прошествии многих лет после издания произведений, ставших классикой латиноамериканской литературы, интерес к ним и их авторам не уменьшается. Несмотря на то, что произведения латиноамериканских авторов, представителей направления «магический реализм» были многократно рассмотрены с совершенно различных точек зрения, специалисты до сих пор исследуют творчество писателей, поражаясь многогранности заложенных смыслов и находя все новые прочтения, а читатели с упоением погружаются в мир магической реальности авторских миров. При этом необходимо отметить, что исследования не являются избыточными. Данное исследование ставит своей целью изучить такое литературное явление как «магический реализм» на основе творчества латиноамериканских писателей. Задачи исследования можно сформулировать следующим образом: - изучить развитие литературы на рубеже XX века и литературные течения XX века; - выявить особенности латиноамериканской литературы, ее связь с европейской и американской литературой; - рассмотреть «магический реализм» как культурное и художественное явление в искусстве, его истоки и происхождение; - выявить элементы и характеристики жанра «магический реализм» в латиноамериканской литературе; - изучить роман Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества», выделить в нем характерные черты «магического реализма»; - изучить творчество Х.Л. Борхеса на примере рассказов из сборника «Алеф»; - изучить роман Х. Кортасара «Игра в классики», определить основные характерные черты произведения; - на основании анализа произведений выявить основные черты жанра «магический реализм». Объектом исследования является латиноамериканская литература. Предметом исследования выбран жанр «магический реализм» на примере творчества Г.Г. Маркеса, Х.Л. Борхеса и Х. Кортасара. Проблемой исследования становится вопрос о литературном направлении «магический реализм» как специфичном явлении, характерном для латиноамериканской литературы второй половины XX века. Рассматриваемая гипотеза – появление в латиноамериканской литературе жанра «магический реализм» является закономерным в связи со специфичностью развития литературы в странах Латинской Америки, культура которых включает в себя европейское и индейское наследия. Методы исследования. В работе использованы такие теоретические методы исследования как анализ литературы и научных источников по теме исследования, изучение и обобщение изученного материала. Практические методы – сбор данных по теме исследования, их анализ и классификация, изучение литературных произведений, анализ авторского текста. Исследование проводилось на основе произведений латиноамериканских писателей, а именно: - Габриэль Гарсия Маркес – роман «Сто лет одиночества» (Первое издание романа было опубликовано в Буэнос-Айресе в июне 1967 года тиражом 8000 экземпляров. На сегодняшний день продано более 30 миллионов экземпляров, роман переведён на 35 языков мира); - Хорхе Луис Борхес – сборник рассказов «Алеф»; - Хулио Кортасар – роман «Игра в классики» (экспериментальный роман, написанный в 1963 году, считается самым известным произведением писателя и заметным образцом постмодернистской литературы). Теоретическая база исследования (степень разработанности проблемы) в настоящее время не является исчерпывающей в связи с многогранностью творчества авторов, чьи произведения взяты в качестве основного материала для исследования по теме работы. Теоретическое значение исследования заключается в том, что в работе рассматривается происхождение направления «магический реализм» в контексте исторической направленности развития Латинской Америки и литературного творчества латиноамериканских авторов. Практическая ценность работы состоит в возможности применения полученных результатов в сфере изучения и преподавания литературы. Структура работы. Данное исследование включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.