Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ внеурочной деятельности как средства патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) 6
1.1. Особенности патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста 6
1.2. Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) 10
Глава 2. Практические аспекты патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) 16
2.1. Методические аспекты использования краеведения 16
2.2. Рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 25
2.3. Особенности героико-патриотического воспитания во внеурочной деятельности 35
Заключение 41
Список источников 43
Приложение 45
Читать дальше
На сегодня как в международной терминологии, так и в РФ в частности предложено использовать для детей с нарушениями термин «дети с особыми образовательными потребностями», касающийся различных нозологий и нарушений различной степени поражения: как инвалидности в тяжелой форме, так и средней степени тяжести. К ним относятся: нарушение слуха (глухие, с пониженным слухом) нарушение зрения (слепые, с пониженным зрением) нарушение речи; нарушения опорно-двигательного аппарата; умственная отсталость; задержка психического развития.
Особенности учебно-воспитательного и коррекционного процесса детей с особыми потребностями определяются их возможностями и сохраненными функциями.
Качество и результативность национально-патриотического воспитания школьников улучшится, если на уроках использовать действенные формы, методы и средства, разнообразить тематику уроков и воспитательных мероприятий. Обязанность учителей позаботиться о том, чтобы воспитание детей всегда соответствовало интересам нашего народа, народным основам гуманности и демократизма, организации школьной жизни, постоянно питалась целебными народными источниками. Воспитание на почве народности - сильное и высоко результативное, а без нее - слабое и безнадежно. Этим обусловлена важность соблюдения принципа гармонии семейно-общественно-школьного педагогического взаимодействия в воспитании младших школьников. Национально-патриотическое воспитание нацеливает на основательные знания учителя с народной педагогикой и основами научной теории воспитания местными воспитательными традициями и применения их в воспитании младших школьников, обеспечения единства требований родителей, учителей, воспитателей, школы, семьи, общественности к поведению учащихся, взаимодействия всех воспитательных звеньев и направлений.
Без пробуждения таких моральных феноменов, как патриотизм, совесть, чувство собственного достоинства, долг, честность, трудолюбие, вряд ли можно рассчитывать на улучшение ситуации в стране. Именно поэтому в сегодняшних условиях государственно процесса в РФ происходит активный разносторонний поиск путей оптимизации новой нравственной парадигмы в психолого-педагогической науке, государственных структурах, школе, семье.
Итак, обоснуем пути оптимизации современного национально-патриотического воспитания учащихся: соблюдение системного подхода оптимизации патриотического воспитания; внедрение идей гуманизма в процессы воспитания учащихся; усиление государственно-патриотической направленности в преподавании дисциплин общеобразовательной школы; усовершенствование технологий формирования этических, патриотических и гражданских качеств школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин.
Читать дальше
1. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин. — Минск : Харвест, 2011. — 976 с.
2. Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. — М. : КСП, 2016. — 160 с.
3. Лаптёнок С. Д. Семья и духовное развитие личности / С. Д. Лаптёнок. — Минск : ИСИ, 2010. — 207 с.
4. Макаренко А. С. Сочинения в 7 томах : Том 4 / А. С. Макаренко. — М., 2017. — 352 с.
5. Прокофьев М. А. Две великие силы / М. А. Прокофьев // Семья и школа. — 2011. — № 9. — С. 2—4.
6. Реализация национально-культурного компонента посредством музейной педагогики [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http://www.maam.ru/detskijsad/sobschenie-iz-opyta-raboty-na-temurealizacija-nacionalno-kulturnogo-komponenta-posredstvom-muzeinoi-pedagogiki.html (дата обращения: 19.04.2020)
7. Социальная психология: саморефлексия маргинальности: хрестоматия / РАН ИНИОН. лаб. социологии ; отв. ред. М. П. Гапочка ; ред.-сост. Е. В. Якимова. — М. : ИНИОН, 2015. — 252 с.
8. Специальная педагогика: учебник для бакалавров / под ред. Л. Мардахаева, Е. Орловой. – М.: Юрайт, 2016. – 447 с.
9. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский. — М. : Педагогика, 2010. — 280 с.
10. Сухомлинский В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. — М. : Политическая литература, 2012. — 270 с.
11. Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике / В. А. Сухомлинский. — М. : Педагогика, 2010. — 304 с.
12. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т : Том 1. / К. Д. Ушинский. — М. : АПН РСФСР, 2018. — 738 с.
13. Эфендиев Ф. С. Этнокультура и национальное самосознание / Ф. С. Эфендиев. — Нальчик : ЭльФа, 2019. — 329 с.
Читать дальше