Если ищете срочно курсовые на заказ в Омске ? Сервис Work5 поможет.
. Начав своё открытое наступление на Католическую церковь, а значит и со всем вышеперечисленным, Мартин Лютер открыл эпоху одновременно и больших преобразований в общественной жизни Европы, и целой серии печально известных религиозных войн между протестантами и католиками. В этой работе нас интересуют именно те реформистские процессы, которые происходили в Англии. В этот период Англия представляла собой страну передового феодализма, одним из экономических, политических и культурных центров Западной Европы. Оксфорд и Кембридж – всё это английские города и учебные заведения, интеллектуальные кузницы страны, куда стекались учиться и работать лучшие умы Европы. Именно поэтому Англия стала одной из первых стран, которая очень остро реагировала на все происходящие турбулентности в религиозной жизни общества Английское духовенство очень серьёзно страдало от поборов авиньонской курии, вызванных повышением и без того тяжкого налогового бремени. Английский парламент всё громче звучал голосами против греховного Авиньона, который имел в своём владении третью всей английской земли, что доходы от них уходят во Францию (не забываем, что в это же время происходит Столетняя война) и в карманы многих сомнительных англичан. Торговцы и крупные землевладельцы были недовольны монополией церкви на вывоз шерсти, простой народ раздражали её широкие пастбища и разорение крестьян, ремесленники же были не в состоянии конкурировать с дешёвыми товарами, которые массово производились монахами или монастырскими крестьянами. Особенно громко звучали слова оксфордского профессора богословия Джона Виклифа (ок. 1328–1384). Будучи преисполненным благими намерениями, он просто не мог смотреть сквозь пальцы на то, что тогда происходило с церковью: с распущенность клира, с непомерным обогащением пап, которое он считал корнем разложения церкви, с её расколом и тем, что римская церковь долгое время находилась в Авиньоне. Разочарованный ею, оксфордский профессор выступал с очень крамольными идеями и только покровительство крупного дворянства позволяло ему их транслировать. Он выступал за секуляризацию церковной земли, уничтожение папской вертикали, а также утверждал, что Христос, а не папа является главой церкви. Также в плане вероучения он превыше всего ставил именно Библию, которая должна быть авторитетом для каждого верующего и с этой цель он занялся её переводом на английский, также подрывая этим своим действием авторитет папской церкви. Таким образом, можно вполне справедливо заявить о том, что Виклиф предопределил ход Реформации, поскольку те основные тезисы, с которыми протестанты станут выступать через век с лишним, уже были сформулированы им. Отсюда выходит, что данные реформистские процессы кипели в английском обществе очень продолжительное время, готовя под Реформацию очень благодатную почву. Англия стала представлять собой пороховую бочку и очень немного нужно было, чтобы она пошла по отдельному от Святого престола пути и это произойдёт с приходом Генриха VIII Тюдора. Но всё же не стоит сейчас сильно зацикливаться на самой Реформации, поскольку она не является главной темой данной курсовой работы. Тут будут разбираться вопросы, связанные с отношением английской историографии к Реформации. В этом и заключается важность и актуальность данного анализа, поскольку этот период английской истории такой же важный, каким он был бурным и невероятно противоречивым. Именно тогда и родилась та Англия, которую мы все знаем по пьесам Шекспира и огораживаниям, по Елизавете I и победе над Непобедимой армадой, а впоследствии и по диктатуре Оливера Кромвеля. Это были очень бурные времена и английская историография по вопросу своего отношения к Реформации разделилась на два лагеря. Первый лагерь представлен ревизионистами. Ревизионисты настроены очень негативно по отношению к Реформации и её последствиям для развития английского общества. Имон Даффи оценивал Реформацию как «нападение на традиционную религию». В работе «Разрушение алтарей: традиционная религия в Англии. 1400– 1580 гг.» он пишет: «Борьба с предрассудками была центральным звеном Реформации». Реформация расценивалась как разрушение жизненно важного религиозного согласия. И. Даффи рассматривает религиозную реформацию не с точки зрения идеологии реформаторов, которую они стремились установить, а с позиции традиционной религии, которую стремились уничтожить. Кристофер Хейг в одной из своих работ пишет: «Генрих VIII избавился не только от влияния папы римского, уничтожил монастыри, по собственной воле лишился четырех жен и двух самых близких советников. Период его правления связан с недовольством религиозными изменениями и кровопролитными восстаниями». Ревизионисты рассматривали Реформацию как нападение на средневековую религию. Кроме того, историков интересует вопрос об источниках Английской реформации и характере распространения реформационных идей. Ревизионисты подчеркивают, что Реформация при Генрихе VIII была, по существу, государственным актом, а не следствием изменения менталитета людей. Главным аргументом в пользу этого было то, что Реформация, по их мнению, не имела других причин, кроме непосредственного желания Генриха VIII и его окружения осуществить разрыв с Римом. И. Даффи отмечает, что Томас Кромвель — главный зачинщик нападок на католическое благочестие. Именно Т. Кромвель, так же как и архиепископ Т. Кранмер после его казни, защищали идеи реформированной церкви. Реформация при Генрихе VIII, таким образом, была осуществлена небольшим количеством приближенных ко двору людей, повинующихся непосредственной воле короля. Ревизионисты приводят факты, свидетельствующие о слабом распространении протестантизма в период правления Генриха VIII. И. Даффи признает, что во многих городах, особенно в Лондоне, «протестантизм был сильным и даже доминирующим». Но, описывая религиозную ситуацию в Лондоне, автор отмечает, что это скорее исключение, а продвижение протестантизма можно рассматривать как «сдержанное повиновение воле короля». И. Даффи соглашается, что люди принимали реформы Генриха VIII, но настаивает, что к этому их принуждало правительство. К. Хейг, И. Даффи и Дж. Дж. Скарисбрик отмечают, что католицизм оставался доминирующей религией в Англии вплоть до правления Елизаветы Тюдор. По ту сторону дискуссии стоят либеральные историки, которые придерживаются иной точки зрения на Реформацию, намного более позитивно оценивая её итоги для Англии. Реформация, по их мнению, стоит выше хаоса Средневековья. Здесь можно перечислить множество фамилий, но наиболее актуальным из них является Артур Джеффри Диккенс (1910–2001). Он является очень плодовитым и выдающимся английским историком второй половины XX века, по сути, основоположник всей современной английской исторической либеральной мысли. Можно тут перечислить достаточное количество его работ по истории Реформации, но наиболее часто мы будем упоминать его «Английскую Реформацию» поскольку данный его труд является наиболее полной и целостной компиляцией не только его взглядов, но и всей современной английской исторической либеральной дискуссии. Метод исследование: Анализ и синтез текста из имеющихся источников. Цель исследования: Охарактеризовать А. Г. Диккенса как историка либеральной английской школы историографии. Предмет исследования: Взгляды А. Г. Диккенса на становление, ход и итоги Реформации в Англии. Объект исследования: Работы А. Г. Диккенса и других историков по данной теме Задачи исследования: 1. Выяснить взгляды А. Г. Диккенса о становлении и развитии протестантизма. 2. Выяснить взгляды А .Г. Диккенса об итогах Реформации в Англии. Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список источников и научно-исследовательских работ. Работа выполнена на 27 страницах.