ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТУРИЗМА 4
2. КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ – СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА 8
3. ИНТЕРЕСЫ И ДОСУГОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
Читать дальше
В социокультурном аспекте туризм, своеобразный показатель уровня жизни, содействует сохранению исторических ценностей и культурного наследия, формированию взаимного внимания граждан разных стран.
Современный туризм является действенным средством реализации социокультурных ценностей в сфере досуга.
Туризм – социально-культурный феномен, посредством которого создаются условия для рекреации, энергичного познания человеком окружающей среды, изучения памятников истории и культуры, внутреннего самовыражения личности.
Глобальное богатство культурных традиций является одним из основных мотивов для путешествий, когда туристы стремятся познать новую культуру, испытать на себе мировое разнообразие искусств, ремесел, кухонь и т.п. Культурное взаимодействие, вызванное такими встречами, способствует диалогу, формирует понимание и способствует терпимости и миру.
Содействие ответственному использованию этого живого наследия в туристических целях может создать рабочие места, снизить уровень бедности, воспитать чувство национальной гордости.
Туризм предлагает мощный стимул для сохранения и приумножения нематериального культурного наследия, поскольку получаемый им доход может быть направлен обратно на инициативы, способствующие его долгосрочному развитию.
Сегодня туризм анализируется одновременно как результат существования разнообразных культур и причина сбережения и развития этого многообразия. Культурный туризм может внести значительный вклад в социально-экономическое развитие любого государства.
Благодаря туризму существенно возрастают возможности в решении социальных проблем (обеспечение полноценного отдыха людей, укрепление здоровья, расширение трудовой занятости), так и в усилении диалога между различными культурами.
Нельзя отрицать экономический потенциал туризма, и вместе с тем социокультурный аспект этого явления, характеризующего процессы восстановления физических и умственных способностей человека, накопления знаний об окружающем мире и расширения кругозора, создания толерантного отношения к ценностям других культур и т.д. не менее важен.
Исследователи сходятся в одном мнении – туризм будет неуклонно развиваться в качестве индустрии, направленной на удовлетворение потребностей личности в познании, духовно-культурном формировании, личностных коммуникациях и т.п.
Читать дальше
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: закон РФ от 14.02.1996 г. // Свод законов Российской Федерации. – 1996. – № 49. – Ст. 5491.
2. Афонин Г.И. Туризм как социально-культурное явление: дис. …канд. философ. наук: 24.00.01. – Казань, 2006. – 169 с.
3. Беляева, Л. А. Социально-культурная деятельность: структурно-функциональная модель / Л.А. Беляева, М.А. Беляева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013. № 1 (33). С. 68–74.
4. Биржаков М. Б. Специальные виды туризма: конспект лекций. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. – 70 с.
5. Богданович Е.И. Наука о туризме: современные философские подходы к ее формированию / Е.И. Богданович, А.Э. Назиров // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2009. – №1. – С.97 – 105.
6. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.:МГУКИ, 2004. – 539 с.
7. Коржанова А.А. Туризм как социокультурный ресурс развития современной России: дис. …канд. культурологии: 24.00.01. – М., 2011. – 170 с.
8. Королев Д.С. Культурология туризма [Электронный ресурс]. – Тамбов, 2012. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologiya-turizma/viewer/ (дата обращения: 12.04.2020).
9. Петрова Е.В. Социокультурные аспекты туризма в современной России: социологический анализ: дис. …канд. соц. наук: 22.00.04. – М., 2009. – 173 с.
10. Рябова Т.В. Культурный туризм как средство освоения социально-культурного пространства территории // Медиакультура и медиаобразование II (Феномен туризма в культуре ХХI века: медиатехнологии современной культуры). Мат. Межд. науч.-практ. конф. Дни философии в Санкт-Петербурге, 21–22 ноября 2014 г. СПб: СПбГУКиТ, 2014. С. 48–51.
11. Сущенко Е.Н. Туризм как сфера реализации досуговых ценностей в современном российском обществе (на примере Кавказских Минеральных Вод): автореф. дис. … канд. социол. наук / Е.Н. Сущенко. – Ставрополь, 2006. – 20 с.
12. Туев, В. В. Социально-культурная деятельность: понятие и предметное поле / В. В. Туев // Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: сборник статей. Кемерово: КемГАКИ, 2002. С. 30–33.
13. John U. The Tourist Gaze. Leisure and Travel in Contemporary Societies / U. John. – London: Sage, 1990.
14. Crisp Richard J. The Psychology of Social and Cultural Diversity. John Wiley & Sons Limited, 2010, 384 p.
15. Williams A., Lew A., Hall C. Wiley Blackwell Companion to Tourism. John Wiley & Sons Limited, 2014, 670 p.
Читать дальше