Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте у детей с ОНР 5 1.1. Особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте в норме 5 1.2. Проблемы развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте у детей с ОНР 7 Глава 2. Экспериментальное изучение развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте у детей с ОНР 12 2.1.Организация, методы и результаты исследования 12 2.2. Рекомендации педагогам по развитию общения со сверстниками в дошкольном возрасте у детей с ОНР 19 Заключение 24 Список литературы 26 Приложения 28

Изучение развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте у детей с ОНР

курсовая работа
Педагогика
27 страниц
85% уникальность
2020 год
69 просмотров
Маргарита А.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте у детей с ОНР 5 1.1. Особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте в норме 5 1.2. Проблемы развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте у детей с ОНР 7 Глава 2. Экспериментальное изучение развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте у детей с ОНР 12 2.1.Организация, методы и результаты исследования 12 2.2. Рекомендации педагогам по развитию общения со сверстниками в дошкольном возрасте у детей с ОНР 19 Заключение 24 Список литературы 26 Приложения 28
Читать дальше
Актуальность. Безусловно решающее значение общение имеет для развития ребенка, являясь одним из важнейших факторов его психического развития. В дошкольном возрасте общение со сверстниками становиться ведущей потребностью. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в направлении «Социально–коммуникативное развитие» основными задачами являются: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых [1]. Общение со взрослым определяет развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми. Именно общение со сверстниками дает возможность отметить множество действий и обращений, которые не встречаются при общении со взрослыми. Контакты со сверстниками эмоционально насыщенные, сопровождаются резкими интонациями, криками, смехом. Кроме того, в общении со сверстниками, дети не соблюдают нормы и правила, которых необходимо придерживаться, общаясь со взрослым. Изучив литературу по данной теме, практически все исследования были направлены на изучение влияния общения на становление личности ребенка, не имеющего отклонений в развитии, и недостаточно освещалась данная проблема применительно к детям с нарушениями в развитии. Особенно остро этот вопрос стоит в отношении детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР).


Если хотите заказать отчет по практике , заходите на Work5.


. У детей с нарушением речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются различные трудности в общении со сверстниками, отмечающиеся в исследованиях авторов: Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской, О.Е. Грибовой, О.С. Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой. Объект исследования: общение со сверстниками в дошкольном возрасте у детей с ОНР. Предмет исследования: процесс развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте у детей с ОНР. Цель исследования: изучение развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте у детей с ОНР. Задачи исследования: – рассмотреть особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте в норме; – обосновать проблемы развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте у детей с ОНР; – провести экспериментальное изучение развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте у детей с ОНР; – подобрать рекомендации педагогам по развитию общения со сверстниками в дошкольном возрасте у детей с ОНР. Методы исследования: анализ общей и специальной педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования, тестирование, количественный и качественный анализ данных. Опытно–экспериментальная база: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» Светлячок». Практическая значимость: разработанные рекомендации по развитию общения со сверстниками детей с общим недоразвитием могут быть использованы педагогами, психологами дошкольных образовательных учреждений в практический деятельности. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Читать дальше
Таким образом, общение – это многоплановый сложный процесс, в ходе которого устанавливаются и развиваются контакты и связи между людьми. Процесс этот порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, а также выработку единого плана взаимодействия. В общение, как правило, входит практическое взаимодействие людей в виде совместного труда, обучения, коллективных игр. Общение в психологии способствует планированию, осуществлению и контролированию деятельности людей. Человек учится общаться с самого детства, изучает разные виды общения в зависимости от среды, в которой проживает, от людей, с которыми происходит взаимодействие. Все это имеет стихийный характер, происходит в житейском опыте. Зачастую данного опыта не хватает, к примеру, для овладения определенными профессиями, а в ряде случаев и просто для цивилизованного и продуктивного общения. И в данной ситуации особое место необходимо отвести совершенствованию и изучению закономерностей общения, навыков и умений их использования и учета. Сверстники играют важную роль в жизни детей на более ранних этапах развития, чем мы могли бы подумать. Опыт первых двух–трех лет жизни влияет на принятие детей одноклассниками в детском саду и в последующие школьные годы. Дети, компетентные в общении со сверстниками в раннем возрасте, и те, кто проявляет просоциальное поведение, с особой вероятностью будут приняты их сверстниками. В дошкольном возрасте общение со сверстниками становится важной частью жизни ребенка. Именно в общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в общении со взрослыми. Дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию, спорят, навязывают свою волю, успокаивают, требуют, приказывают, обманывают, жалеют и т. д. Только в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование. У детей с ОНР не развиты навыки общения: они фамильярны со сверстниками и взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, дети назойливы в своих требованиях. Исследователи отмечают, что дети с ОНР используют в общении со взрослыми менее развернутую в содержательном и структурном отношении речевую продукцию, нежели в общении со сверстниками, что соответствует нормальному онтогенезу средств общения. Наличие ОНР препятствует становлению у детей полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет устанавливание контактов со сверстниками, а также может приводить к изоляции в коллективе сверстников. Нами был осуществлен подбор методик для выявления особенностей общения детей с ОНР со сверстниками дошкольного возраста. По результатам исследования дошкольники с ОНР затрудняется в использовании речевых и коммуникативных умений: суждения выражает в простых нераспространённых предложениях, часто теряет общую нить разговора. Формами речевого этикета пользуется редко. Часто проявляется негативизм в общении. Интересы сверстников полностью игнорируются. В разговорах участвует в роли пассивного слушателя. Исходя из данных диагностики были подобраны рекомендации педагогам по развитию общения дошкольников со сверстниками с ОНР посредством игр. Игры – это современный подход в развитии детей дошкольного возраста, потому что является доступной формой деятельности для каждого ребенка. Таким образом, цель достигнута задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 90 с. 2. Арушанова, А.А. Коммуникативное развитие: проблемы перспективы / А.А. Арушанова // Дошкольное воспитание –2016. – № 2. С.4-79. 3. Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев Москва: Международная педагогическая академия, 2015. – 328 с. 4. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. – М.: Каисса, 2008. – 95 с. 5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев М.: Просвещение. – 2011. – 102 с. 6. Глухов, В.П. Методика формирования монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов, – М., 2016 – 112 с. 7. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи) / Л.Н. Ефименкова. М.: Просвещение, 2015. – 120 с. 8. Клюева, И.В. Учим детей общению / И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина– Ярославль, 2016. – 240 с. 9. Ковязина, И.В. Специфические особенности эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И.В. Ковязина, О.К. Агавелян – Специальное образование. – №1. – 2017. – С.7–64 10. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина М.: Просвещение, 2008. – 53 с. 11. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев – М.: Просвещение, 2014. – 214 с. 12. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев – М., Просвещение, 2005 – 288 с. 13. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина – М.: Просвещение, 2006. – 143 с. 14. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова – М..: Просвещение, 2012. – 95 с. 15. Смирнова, Е.О. Развитие отношений у дошкольников ко взрослому в ситуации обучения. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Е.О. Смирнова – М., 2010. – 48 с. 16. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л.Г. Соловьева // Дефектология. – 2016. – № 1. – С. 2–66. 17. Усольцева, Н.К. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Н.К. Усольцева ; Моск. пед. гос. ун–т. – Москва, 2016. – 45 с. 18. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2015. – 291 с 19. Царгуш, Л.Э. Пути развития познавательной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Л.Э. Царгуш ; Моск. гос. ун–т им. М. В. Ломоносова. – Москва, 2016. – 173 с. 20. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие / А. М. Щетинина. – Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2017. – 88 с. 21. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин – М.: Просвещение, 2012. – 120 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image