Таким образом, общение – это многоплановый сложный процесс, в ходе которого устанавливаются и развиваются контакты и связи между людьми. Процесс этот порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, а также выработку единого плана взаимодействия. В общение, как правило, входит практическое взаимодействие людей в виде совместного труда, обучения, коллективных игр. Общение в психологии способствует планированию, осуществлению и контролированию деятельности людей. Человек учится общаться с самого детства, изучает разные виды общения в зависимости от среды, в которой проживает, от людей, с которыми происходит взаимодействие. Все это имеет стихийный характер, происходит в житейском опыте. Зачастую данного опыта не хватает, к примеру, для овладения определенными профессиями, а в ряде случаев и просто для цивилизованного и продуктивного общения. И в данной ситуации особое место необходимо отвести совершенствованию и изучению закономерностей общения, навыков и умений их использования и учета.
Сверстники играют важную роль в жизни детей на более ранних этапах развития, чем мы могли бы подумать. Опыт первых двух–трех лет жизни влияет на принятие детей одноклассниками в детском саду и в последующие школьные годы. Дети, компетентные в общении со сверстниками в раннем возрасте, и те, кто проявляет просоциальное поведение, с особой вероятностью будут приняты их сверстниками. В дошкольном возрасте общение со сверстниками становится важной частью жизни ребенка. Именно в общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в общении со взрослыми. Дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию, спорят, навязывают свою волю, успокаивают, требуют, приказывают, обманывают, жалеют и т. д. Только в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
У детей с ОНР не развиты навыки общения: они фамильярны со сверстниками и взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, дети назойливы в своих требованиях. Исследователи отмечают, что дети с ОНР используют в общении со взрослыми менее развернутую в содержательном и структурном отношении речевую продукцию, нежели в общении со сверстниками, что соответствует нормальному онтогенезу средств общения. Наличие ОНР препятствует становлению у детей полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет устанавливание контактов со сверстниками, а также может приводить к изоляции в коллективе сверстников.
Нами был осуществлен подбор методик для выявления особенностей общения детей с ОНР со сверстниками дошкольного возраста. По результатам исследования дошкольники с ОНР затрудняется в использовании речевых и коммуникативных умений: суждения выражает в простых нераспространённых предложениях, часто теряет общую нить разговора. Формами речевого этикета пользуется редко. Часто проявляется негативизм в общении. Интересы сверстников полностью игнорируются. В разговорах участвует в роли пассивного слушателя.
Исходя из данных диагностики были подобраны рекомендации педагогам по развитию общения дошкольников со сверстниками с ОНР посредством игр. Игры – это современный подход в развитии детей дошкольного возраста, потому что является доступной формой деятельности для каждого ребенка.
Таким образом, цель достигнута задачи решены в полном объеме.