Заказывайте написание контрольной работы по экологии. Рассчет стоимости работы бесплатно!
. Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Общение - совсем молодая проблема XX столетия, ибо, если в Древней Греции и в Древнем Риме ораторское искусство изучалось в рамках риторики, эвристики и диалектики, то на современном этапе проблема общения изучается уже с точки зрения целого ряда наук: философии, социологии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей психологии, педагогики, педагогической психологии. Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение, во-первых, - это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности (социальной), в третьих, результат специальной задаваемой деятельности. Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно, а через малые группы, членом которых ребенок является, через общение с людьми, которые окружают ребенка в этих группах. Это - члены семьи, товарищи по классу, друзья по дому, отдельные люди, с которыми ребенок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности. Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями. Контактируя со сверстниками, дошкольники учатся проявлять доброжелательное внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности, выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие. Дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально-эмоционального детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Преимущественно негативный социально-эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит неадекватному социальному поведению. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. В этом и состоит противоречие нашей темы. Для более успешной социализации и развития социальных и коммуникативных навыков можно использовать занятия «КРУГ». Учитывая всё выше сказанное, можно считать тему работы «КРУГ – занятие по развитию социальных и коммуникативных навыков» актуальной. Объект исследования: социальные и коммуникативные навыки. Предмет исследования: использование занятий на основе метода «КРУГ» для развития социальных и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Цель исследования: развивать социальные и коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста с помощью занятий «КРУГ». Задачи исследования: 1. Выявить психолого-педагогическую характеристику понятий «социальные и коммуникативные навыки». 2. Рассмотреть особенности развития социальных и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. 3. Изучить структуру и содержание занятия «КРУГ». 4. Организовать и провести диагностику для выявления уровня сформированности социальных и коммуникативных навыков у старших дошкольников с нормальным речевым развитием и нарушениями речи. 5. Использовать занятия «КРУГ» для развития социальных и коммуникативных навыков у старших дошкольников с нарушениями речи и провести анализ полученных данных. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент, который состоит из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный; количественный и качественный анализ данных. Степень теоретической разработанности. Теоретические основы развития социальных и коммуникативных навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева и др. Структура работы: введение, 3 главы (каждый с тремя параграфами), выводы по каждой главе, заключение и список литературы.