Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Феномен Готики: эстетика и философия………………………….…5
1.1. Этапы развития готического искусства…………………………….…...5
1.2. Особенности архитектуры готического стиля: пространственные решения и строительные материалы……………………………………10
Глава 2. Шедевры французской готики………………………………………..17
2.1. Готический собор как представление о мире и Боге……………………..17
2.2. Готические соборы Франции………………………………………...…….22
Глава 3. Кафедральный собор в Бурже, жемчужина Аквитании…………….27
3.1. Cathédrale Saint-Étienne de Bourges и Notre-Dame de Paris ……………...27
3.2. Cathédrale Saint-Étienne de Bourges и Notre-Dame de Chartre…………....30
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….35
Читать дальше
Готическая архитектура — архитектура общества, располагающего ограниченными ресурсами, но умудряющегося создавать грандиозные сооружения; в противоположность римскому искусству, готическое целиком основано на изобретательности. Можно пожалеть о том, что организм готического сооружения, так искусно разработанный, в то же время так сложен, и особенно о том, что такой существенный элемент, как аркбутан, предоставлен разрушающим силам природы; но этой ценой было куплено равновесие здания.
Развитие инженерной мысли, позволившее перейти от тяжеловесных романских построек к вознесенным в высь пламенеющим готическим соборам, было огромным шагом вперед в развитии всей эпохи. Изменение конструктивных особенностей построек привело к одновременному появлению специальных инструментов. Необходимость декорирования увеличившейся плоскости стен вызвало активное развитие монументальной скульптуры и витражной живописи.
Отношение архитектуры к окружающей ее природе в разные эпохи подчиняется одному из двух противоположных принципов: аналогии или контраста. Древнее искусство гармонично сочетает свои линии с линией горизонта. Французская же архитектура, зародившаяся на просторных равнинах центральной Франции, решительно становится на путь контрастов; она стремится к противоположностям, порывает с горизонталями и дает своим линиям вертикальное направление. Таков общий характер готического искусства, таковы применяемые им художественные средства.
Западная Европа и непосредственно Франция, ставшая родиной готического стиля, и по сей день украшена большим количеством величественных сооружений в готическом стиле, которые всегда узнаваемы благодаря своим конструктивным особенностям: ребрам контрафорсов, аркбутанам и нервюрным сводам. Роскошные витражные розы и обилие скульптуры на фасадах, где среди фигур святых нередко можно встретить мистических созданий, каждый раз создают неповторимый облик собора.
Буржский собор (Кафедральный собор Святого Стефана в Бурже) - один из величайших шедевров готического искусства, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО и один из красивейших средневековых соборов мира, расположен в самом сердце исторического центра французского города Бурж, история которого восходит к античным временам - до нашей эры здесь располагался галлийский, а затем древнеримский город Аварикум.
Фасад Буржского собора (Собор Святого Стефана/Собор Сент-Этьен – Cathedrale Saint-Etienne de Bourges) XII века отличается почти невесомым изяществом – аркбутаны поддерживают весь неф целиком, здесь нет трансептов, которые нарушали бы целостность конструкции. Превозносимый знатоками образец готической архитектуры строился наподобие парижского Нотр-Дама де Пари, но включил в себя позднейшие усовершенствования, вроде поразительно высоких боковых приделов храма.
В контексте готической архитектуры Франции Буржский собор по праву занимает видное место, являясь четвертым по величине собором во французских землях и соединив в себе эксперименты строителей и новаторство эпохи. Являясь одной из первых готических построек, Буржский собор имеет свой совершенно неповторимый стиль, хотя в нем можно найти некоторое сходство с собором Парижской богоматери.
За свою долгую историю Буржский собор практически не изменился - к счастью, от революций и войн, бушевавших во Франции на протяжении столетий, он пострадал значительно меньше, чем другие средневековые соборы. Единственным серьёзным инцидентом стало обрушение в 1506 году Северной башни из-за ошибок при строительстве. Башня была восстановлена в 1542 году. Сегодня Кафедральный собор Святого Стефана в Бурже - одна из главных достопримечательностей Франции.
Читать дальше
1. Дымченко М.Е. Архитектура в контексте культуры: специфика готической архитектуры в концепции Э. Панофского. / Дымченко М.Е. - Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, № 1, 2017. – с. 14 – 18.
2. Зейферт М.Г. Преемственность архитектурных стилей (на примере архитектуры Западной Европы I – XVIII веков). / Зейферт М.Г. - Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета, № 4(18), 2011. – с. 32-38.
3. Лапшин А.Г. Тринитарная символика трехчастной розетки в визуальной культуре средневековой Европы. / Лапшин А.Г., Бисерова А.В. - Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, 2018. – с. 1-8.
4. Насонова С.К. Феномен готики в системе культуры: Дис. канд. культурологических наук. / Насонова С.К. - СПб, 2004. - 151 c.
5. Орлов И.И. Идейно - художественные программы культовой готической архитектуры Южной Франции. Автореферат к дис. … канд. искусствоведения. / Орлов И.И. – М., 2010. – с.31.
6. Рахимжанова Л. Ш. Теоретический анализ закодированных образов собора Нотр-Дам-де-Пари. Горгульи и химеры. / Рахимжанова Л. Ш. – Concorde, № 1, 2019. С. 78-96.
7. Бертран Ж. Архитектура Ренессанса. От Брунеллески до Палладио. / Бертран Ж. – М.: АСТ, 2003. – С. 13, 15, 131
8. Всеобщая история архитектуры. Под ред. С.О. Хан-Магомедова. / Хан-Магомедов С.О., Максимов П.Н., Савицкий Ю.Ю. – М.: Стройиздат, 1972. – С. 26. 2
9. Шуази О. Готическая архитектура. / [Электронный ресурс] – Режим доступа http://totalarch.ru/choisy_history_architecture/gothic/23
10. Фулканелли. Тайны готических соборов. / Фулканелли – Ваклер, 1996 – 278 с.
11. Bosser J., Sacred Spaces. / Jacques Bosser, Guillaume de Laubier - Harry N. Abrams, 2018. – 240 с.
12. Bec N. Paris. / Bec Nathalie – Editions Flammarion, 2003 – 476 c.
13. Klein B. Gotik: Architektur: Skulptur: Malerei / Klein B. - Konemann, 2014 – 521 с.
14. Recht R. Believing and Seeing: The Art of Gothic Cathedrals. / Recht R. - University Of Chicago Press, 2010. – 427 с.
Читать дальше