Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические вопросы изучения нарушений письма у детей младшего школьного возраста………………………………………………5
1.1. Предпосылки овладения письмом детей младшего школьного возраста……………………………..……………………………………5
1.2. Закономерности овладения письмом в онтогенезе………………10
1.3. Причины нарушений письма детей младшего школьного возраста.15
Выводы по 1 главе……………………………………………………………17
Глава 2. Теоретические вопросы изучения нарушений письма у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи……………………………………………………………………………18
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи….18
2.2. Особенности нарушений письма у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………25
Выводы по 2 главе…………………………………………………………..30
Глава 3. Экспериментальное изучение риска нарушений письма у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………………………………………………………..32
3.1. Методики изучения предпосылок овладения письмом у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………………………32
3.2. Результаты обследования предпосылок овладения письмом у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………………………………………………………….36
Выводы по 3 главе…………………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………………45
Литература……………………………………………………………………47
Читать дальше
Проведенное исследование, посвященное выявлению риска нарушений письма у первоклассников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, позволяет отметить актуальность поставленной проблемы.
Теоретический анализ психолого-педагогической и медицинской литературы позволил отметить следующее.
Для осуществления процесса письма должны быть задействованы разные области головного мозга. По мнению ученых, для успешного его протекания необходимо обеспечение двух взаимосвязанных между собой предпосылок. С одной стороны, младший школьник должен созреть и достигнуть необходимого нейрофизиологического уровня. Для этого он должен быть способен перекодировать информацию, переводя сенсорный сигнал в кинестетическую форму. Помимо этого, очень важным является необходимый уровень развития моторной и оптической координации, пространственных представлений и зрительного восприятия. С другой стороны, только при наличии психологической готовности и произвольности поведения младший школьник сможет усвоить необходимые знания и продемонстрировать лингвистическую готовность.
Если рассматривать закономерности овладения письмом в онтогенезе, то необходимо выделить значение и функционирование человеческих анализаторов. Совершенствуясь и развиваясь, младший школьник постепенно их осваивает. Письменная речь начнет активно развиваться тогда, когда появится согласованная их работа.
В то же время действительность показывает то, что в письменной речи фиксируются те или иные нарушения. На это указывали специалисты, которые работали над изучением данной проблемы. В результате им были выделены две группы причин. Значительными являются социально-экономические причины. Дети нередко не готовы к школьному обучению или нерегулярно посещают образовательные учреждения. Помимо этого, на процесс развития многих детей оказывает влияние неблагоприятная семейная обстановка. Нередко причинами являются проблемы со здоровьем. Значительное же влияние на детей оказывают причины, которые имеют психофизический характер. Речь идет об особенностях функционирования головного мозга и его незрелости. Специалистами отдельно рассматриваются проблемы речевого развития, которые сводятся к отставанию в развитии фонемной, фонематической, слуховой, лексико-грамматической сторонам. Авторами отмечается, что нельзя выявить ту или иную причину. Обычно проблемы и нарушения письменной речи происходят в результате комплекса факторов.
Если говорить о младшем школьном возрасте, то необходимо отметить, что фонетико-фонематическое недоразвитие будет способствовать формированию проблем во всех областях психической деятельности. Исследователями отмечается, что такие дети имеют значительные проблемы при освоении школьной программы, они менее внимательны. Значительные трудности у детей с ФФНР появляются тогда, когда необходимо активно работать с речевым материалом. Причем, учитывая сложность данного нарушения, коррекция будет возможна только в процессе целенаправленной логопедической работы.
Экспериментальное изучение проблемы подтвердило те положения, которые были обозначены выше, и показало, что дети с ФФНР делают значительное количество ошибок в устных пробах.
Проведенное исследование позволило выделить перспективы для дальнейшего изучения. К ним можно отнести: необходимость создания и апробации новой комплексной методики диагностики, позволяющей выявлять риск нарушений письма у первоклассников с ФФНР.
Следовательно, задачи работы реализованы, а цель достигнута.
Читать дальше
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогребашвили; Под ред. Л.С. Цветковой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2001. – 272с.
2. Алифанова Е.А. Логопедические упражнения в рифмах. -М., 2007.-105с.
3. Ахутина Т.В. Нарушение письма: диагностика и коррекция. Спб., 2004.-253с.
4. Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.- СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. - 203 с.
5. Волкова Г.А. Логопедия.- М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.-с.504.
6. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие. - ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. –144 с.
7. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематических процессов у детей младшего школьного возраста.- М.: Сфера,2010. – 64 с.
8. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи.- СПб.: Издательство «Речь», 2006.-180 с.
9. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М.: ТЦ Сфера, 2007.-192 с.
10. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 335с.
11. Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии.-М.: Генезис, 2016.- 120 с.
12. Иванилова М.А. Обзор диагностических методик выявления нарушений чтения у учащихся общеобразовательной школы [Электронный ресурс]// Концепт. - 2016. - № 58. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-diagnosticheskih-metodik-vyyavleniya-narusheniy-chteniya-u-uchaschihsya-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 21.04.2020).
13. Ильмурзина Л.М. Методы диагностики фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — №2. — С. 28-31.
14. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Владос, 2019. - 279 с.
15. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет.- Издательство ВЛАДОС, 2019. – 111с.
16. Каримова Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста// Образование и воспитание. - 2016. - № 2 (7). - С. 21-24.
17. Корнев А. Н., Ишимова О. А. Методика диагностики дислексии у детей: методическое пособие. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 72 с.
18. Кравченко В.Е. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2014/06/04/tafotekova-testovaya-metodika-diagnostiki-ustnoy (дата обращения: 22.04.2020).
19. Кузнецова Л.Р. Рабочая программа "Коррекционно-развивающая работа по устранению речевых нарушений у детей 7 лет на 2019-2020 уч.г." [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/02/08/rabochaya_programma_logopunkt_kuznetsova_2.pdf (дата обращения: 22.04.2020).
20. Лалаева Р.И., Венидиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/Д: "Феникс", 2004. – 224 с.
21. Принципы анализа речевых нарушений (по Р.Е. Левиной). Принципы и методы логопедического обследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studopedia.su/16_34400_printsipi-analiza-rechevih-narusheniy-po-re-levinoy-printsipi-i-metodi-logopedicheskogo-obsledovaniya.html (дата обращения: 05.05.2020).
22. Логинова Е.А. Предпосылки овладения детьми письмом// Специальное образование. - 2016. - XII Том II. - С.90-95.
23. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2006. – 703с.
24. Лоскутова Е.В. Использование слоговых таблиц в коррекции нарушений письменной речи младших школьников // Школьный логопед. – 2005. - №2. - С. 67-77
25. Лурия А. Р. Психологическое содержание процесса письма// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0031/2-0031-1.shtml (дата обращения).
26. Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов/ Под ред. Л.С. Волковой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vatrushka-26.narod.ru/khrestomatija_po_ffn_i_onr.doc (дата обращения: 22.04.2020).
27. Тестовая методика "Диагностика устной речи" Т.А. Фотековой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ulybkasalym.ru/wp-content/uploads/2016/03/test.pdf (дата обращения: 22.04.2020).
28. Уровни построения движений по А.Н. Бернштейну. Уровневое строение письма по А.Н. Бернштейну [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://webkonspect.com/?room=profile&id=7784&labelid=234856 (дата обращения: 22.04.2020).
29. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: 2000. – 164с.
30. Энс О. А., Ковригина Л. В.Особенности усвоения навыка чтения детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Омск: Омский государственный педагогический университет, 2016. - С. 225-227.
31. Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста // Логопедия – 2004. - №2. – с.60-70.
Читать дальше