Введение…………………………………………………………………………3 1 История и правовые методы ханафитского мазхаба..................................7 1.1 Основатель мазхаба - Имам Азам Абу Ханифа.......................................7 1.2 Наиболее известные ученики Абу Ханифы...............................................9 1.3 Метод Абу Ханифы....................................................................................14 1.4 Формирование ханафитского мазхаба.....................................................19 1.5 Некоторые методы Ханафитского мазхаба.............................................25 2 Ханафитский мазхаб в Башкортостане......................................................30 2.1 История возникновения ханафитского мазхаба в Башкортостане........30 2.2 Развитие ханафитского мазхаба в Башкортостане после вхождения региона в Россию............................................................................................33 2.3 Современный мазхаб в Башкортостане.................................................38 Заключение……………………………………………………………………...59 Список использованных источников………………………………………….59 Список сокращений и условных обозначений………………………………..61 Список терминов………………………………………………………………..62

Ханафитский мазхаб в Башкортостане: история и современность

дипломная работа
Культура
64 страниц
64% уникальность
2020 год
155 просмотров
Мазунина М.
Эксперт по предмету «Богословие»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………………3 1 История и правовые методы ханафитского мазхаба..................................7 1.1 Основатель мазхаба - Имам Азам Абу Ханифа.......................................7 1.2 Наиболее известные ученики Абу Ханифы...............................................9 1.3 Метод Абу Ханифы....................................................................................14 1.4 Формирование ханафитского мазхаба.....................................................19 1.5 Некоторые методы Ханафитского мазхаба.............................................25 2 Ханафитский мазхаб в Башкортостане......................................................30 2.1 История возникновения ханафитского мазхаба в Башкортостане........30 2.2 Развитие ханафитского мазхаба в Башкортостане после вхождения региона в Россию............................................................................................33 2.3 Современный мазхаб в Башкортостане.................................................38 Заключение……………………………………………………………………...59 Список использованных источников………………………………………….59 Список сокращений и условных обозначений………………………………..61 Список терминов………………………………………………………………..62
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Последнее десятилетие в истории России характеризуется рядом кардинальных изменений в области политического и национально-государственного устройства, социально-экономической и социальной жизни. Духовная сфера также претерпела изменения, что связано с общедемократическим процессом, который также затронул сферу государственно-религиозных отношений. По сравнению с 1985 годом число зарегистрированных религиозных организаций возросло более чем в 5 раз, а Вера и религиозные верования возвращаются к массовому сознанию граждан и российской действительности.


Если вы не знаете, где заказать магистерскую диссертацию в Сургуте . Воспользуйтесь сервисом Work5.


. Усиление позиции религии в России ознаменовано увеличением числа верующих, которые строят православные храмы, мечети и другие места отправления культа. Также заметно следующее: на политической арене появились общественно-политические ассоциации и конфессиональные движения; Этнополитические процессы в стране (распад СССР, борьба за суверенитет и повышение статуса национально-государственных образований) в ряде мест приобрели религиозный оттенок; Нетрадиционные религиозные учения внедряются в массовое сознание граждан России, что приводит к изменениям в межконфессиональных отношениях. Отмечается также растущее социальное значение мусульманской религии, политизация ислама и исламизация общественной жизни ряда народов, которые традиционно исповедуют ислам. Мусульманская религия занимает важное место в жизни тюркских народов России - Урала, Поволжья, Сибири, Крыма, татар Москвы, Санкт-Петербурга и ряда народов Северного Кавказа. Вместе они составляют, по разным оценкам, от 15 до 20 процентов. население страны. Возрождение моральных, этических и моральных норм религии в целом и ислама в частности может значительно улучшить общество. Кроме того, ислам является важнейшим фактором сохранения и стабилизации национальной идентичности татар, башкир и других тюркских народов. Но в то же время политизация ислама и появление новых общественно-политических движений с мусульманской ориентацией резко подняли вопрос об угрозе исламского фундаментализма. Реакцией на это стала исламофобия, которая растет в России. Религиозная ситуация в Республике Башкортостан существенно изменилась. Здесь проживают башкиры (22%), татары (28%), русские (40%), чуваши, мордовцы, марийцы, украинцы, латыши, евреи и представители других народов. Большинство населения республики традиционно исповедует ислам и православие. В настоящее время отношения между государством и религией и место религии в обществе определяются законами, принятыми после демократизации страны в 1990-1991 годах. Разработка новых законов была обусловлена быстрыми изменениями политической ситуации в России. Очевидно, что необходимо совершенствовать как модель государственно-религиозных отношений, так и их законодательную базу. В то же время следует уточнить, насколько целесообразно унифицировать законы в отношении разных религий и как действуют общероссийские законы в отдельных регионах Российской Федерации. В связи с этим необходимо учитывать исторический опыт функционирования религии в России и, в частности, ислама в ее «мусульманских» регионах, что требует расширения научных исследований в области истории религии. Региональный ислам, то есть весь ислам в России, еще недостаточно изучен. Нет обобщающих монографий, посвященных развитию ислама в таких регионах, как Поволжье и Урал, Сибирь, Северо-Запад и центр России. Это касается и Республики Башкортостан. До недавнего времени ислам был «пустым местом» в истории республики. Проблемы, связанные с этим, слабо отражены в учебниках, в том числе самых последних. Ислам в дореволюционной Башкирии освещался в трудах этнографов, археологов и в докладах русских чиновников XIX века, но судьба ислама в советской Башкирии вообще не изучалась. Между тем история Башкортостана занимает особое место в развитии истории русского ислама. Республика - это регион, в котором судьба мусульманского населения внутренней России отражается достаточно полно и типично. Мусульманская религия существует здесь с X века. Главное духовное управление мусульман в России, созданное в 1789 году как Оренбургское мусульманское религиозное собрание, действует здесь уже более 200 лет. Тюркское население Южного Урала и Урала отождествляет принадлежность к исламу с принадлежностью к тюркской этнической группе. Конечно, важно, чтобы люди разных конфессий жили здесь бок о бок в добрососедстве в течение нескольких веков, обогащая культуру друг друга. Процесс восстановления ислама на государственные позиции проходит без межэтнических и межрелигиозных конфликтов. Все это говорит о том, что анализ исторического опыта функционирования ислама в Башкортостане может быть очень актуальным. Актуальность темы исследования, таким образом, имеет несколько различимых аспектов - социальный, политический и научный. Цель – изучить ханафитский мазхаб в Башкортостане: историю и современность. Задачи: – изучить основатель мазхаба - Имам Азам Абу Ханифа; – рассмотреть наиболее известных учеников Абу Ханифы; – исследовать метод Абу Ханифы; – изучить формирование ханафитского мазхаба; – исследовать некоторые методы Ханафитского мазхаба; – рассмотреть историю возникновения ханафитского мазхаба в Башкортостане; – проанализировать развитие ханафитского мазхаба в Башкортостане после вхождения региона в Россию; – изучить современный мазхаб в Башкортостане. Объект – мазхаб в исламе. Предмет – ханафитский мазхаб. Теоретической основой исследования послужили труды И.Ермакова и Д.Микульского «Ислам в России и Средней Азии» (Москва, 1999), М.Родионова «Ислам классический» (Москва, 2001) и ряде других. Практическая значимость заключается в апробации результатов исследования в виде написания статей, выступлений в научно-практических конференциях, участие в конкурсах проектов (работ) и др. Информационной базой исследования послужили материалы фе-дерального и территориальных органов государственной статистики Российской Федерации, нормативно-справочные материалы, информационные ресурсы Интернет-порталов. Методологическая основа и источники исследования. Автор опирается на сравнительно-исторический метод, разработанный в трудах отечественных и зарубежных исследователей. К источникам исследования относятся работы Ибн Ханбала и Абд аль-Ваххаба, комментарии к ним, работы историков (отечественных и зарубежных), посвященных проблемам социально-политической истории Халифата, общетеоретические и конкретные исследования российских и зарубежных текстологов, источниковедов и религиоведов, в статьи в периодической печати современных политологов, свидетельства непосредственных очевидцев описываемых событий. Работа написана с использованием общенаучных методов исследования общественных явлений, с применением научно-признанного категориального аппарата. В работе проведен синтез историко-философского и религиоведческого подходов. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, списка сокращения и условных обозначений и списка терминов.

Читать дальше
Башкирский народ отчаянно сопротивлялся попытке насильственной христианизации со стороны Российского государства, во главе восстаний и в качестве организаторов и идеологов нередко стояли сами муллы. После неудачи в христианизации с колонизаторскими целями российское правительство становится на компромиссный путь апологии ислама. Башкирский вариант ислама имеет свои особенности, которые отличают его от ортодоксального мусульманства стран Ближнего и Среднего Востока. Выделяют следующие его специфические характеристики: 1) раздельность власти и религии, слабая политическая выраженность мусульманского верования; 2) недостаточная развитость экономических принципов существования мусульманской общины; 3) сохранение реликтов доисламских верований у башкир вплоть до ХХ в. Несмотря на то, что ислам не имел сильного воздействия на массовое сознание башкир, как, например, в Средней Азии или на Кавказе, тем не менее он стал и верой, и образом жизни, и нормой, регулирующей социальные стороны их бытия. Мусульманская модель мира определили многие важнейшие грани менталитета народа, легла в основу башкирской национальной идеи, выдвинутой интеллигенцией. Ислам определил направление развития не только религиозной, но и всей духовной культуры, мечети, являясь культовыми сооружениями, одновременно были центрами образования и просвещения башкир. У башкир, кочевавших вплоть до XVIII в., мечети не всегда представляли собой специальное сооружение культа, во время кочевок его функции выполняла обыкновенная юрта, обучение учеников проходило там же. После перехода на оседлый образ жизни архитектура и внутреннее убранство башкирский мечетей сохранило аскетическую простоту. Башкиры менее обнаруживают боязнь за свою религию, чем татары, спокойно рассуждают о своей и русской вере, не обнаруживая ни малейшей склонности возвеличивать свою, считая все веры равными. Они спокойно встретили распоряжение русских властей об обязательности знания русского языка муллами, без опасения за веру отдают своих детей в русские начальные школы. Вместе с исламом в социальное бытие башкир вошли нормы шариата — мусульманского законодательства. Все события в жизни мусульманина, от рождения до смерти, происходили по шариатским законам.
Читать дальше
1.Аксой, М. (Место Арабского В Семье Семитских Языков. /М.Аксой//Инновационная Наука,2016.–№5–3 (17)http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16554687 2.Али-заде, А. А. Исламский энциклопедический словарь /А.А.Али-заде. М. : Ансар, 2007. – 400 с. 3.Арсанукаева, М.С. Мазхабы – школа исламской правовой мысли /М.С.Арсанукаева /М.С.Арсанукаева // Соврем. право. – 2004. – № 7. – С. 52–59. 4.Арсанукаева, М. Суннитские мазхабы: История возникновения, особенности и перспективы развития // Религия и право. – 2004. – № 2. – С. 22–25; № 3. – С. 26–28. 5.Артемов, В.Ю. Источники и доктринальные школы мусульманского права /В.Ю. Артемов // Журн. рос. права. – М., 2007. – № 3. – С. 128-135. 6. Асадов, А.И. Об источниках мусульманского права /А.И. Асадов // Учен. зап. Азерб. ун-та. Сер. юрид. наук. – Баку, 1968. – № 2. – С. 25–32. 7.Ахметжанов, Р. Ханафитский фикх в новом обличье /Р. Ахметжанов// Минарет. – 2009. – № 3–4 (21–22). – С. 118–121. 8.Байкова, Л.И. Система права: Опыт некоторых исламских государств /Л.И. Байкова // Актуальные проблемы. правовой системы общества. – Уфа, 2003. – Вып. 2. – С. 122–124. 9.Боголюбов, А.С. О месте кийас в ряду основ мусульманского права /А.С. Боголюбов // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Краткие сообщ. VI годичной науч. сессии ЛО ИВ АН СССР. – Л., 1970. – С. 69–70. 10.Виташов, Д.С. Источники мусульманского права в общей системе источников права Афганистана /Д.С. Виташов// Международное, публичное и частное право. – 2006. – № 5. – С. 58–60. 11.Гаррицкий, А.А. Кодификация мусульманского права /А.А. Гаррицкий// Средняя Азия: Альманах. – 1910. – Кн. 3. – С. 49–57. 12.Долгополова, Т.А. Источники мусульманского права /Т.А. Долгополова, З.К. Сулейманова// XXXII Неделя науки СПбГПУ: Материалы межвуз. науч. – техн. конф. – СПб., 2004. – Ч. 8. – С. 129–131. 13.Жантиев, Д.Р. «Хасанийские чтения» в Марокко как проявление иджтихада в современном арабо-мусульманском мире /Д.Р. Жантиев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13: Востоковедение. – 2005. – № 4. – С. 92–102. 14.Камел Ясин. Источники мусульманского права: Автореф. дис. канд. юрид. наук / С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 1999. – 18 с. 15.Касабян, К.Х. Характеристика основных источников мусульманского права / К.Х. Касабян// Проблемы теории и юридической практики в России: Материалы 5-й междунар. науч. – практ. конф. молодых ученых, специалистов и студентов. – Самара, 2008. – Ч. 2. – С. 87–89. 16.Мамедалиев, В.М. «Ал-Анвар» как крупнейший памятник мусульманского права (XIV) /В.М. Мамедалиев // Науч. тр. Сер. юрид. наук / Азерб. ун-т. – Баку, 1979. – № 1. – С. 68–72. 17.Муминов, А.К. Из истории распространения ханафитского мазха-ба в Мавераннахре /А.К. Муминов// Обществ. науки в Узбекистане. – Ташкент, 1989. – № 12. – С. 38–40. 18.Муминов, А.К. К вопросу о распространении ханафитского мазха-ба в Средней Азии /А.К. Муминов // Краткое содержание докладов Среднеазиатско-кавказских чтений. – М., 1990. – С. 55–56. 19.Мухаммад ‘Али ал-Кутб. Основатели четырех мазхабов: Абу Ханифа Малик ибн Анас, Абу ‘Абд Аллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и, Ахмад ибн Ханбал / Пер. с араб. С. Жданова, Н. Романова. – М.-СПб.: Диля, 20°5. – 94, [1] с. 20. Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути. Путь размечен: Отказ от мазхабов – опаснейшее из нововведений, угрожающих исламскому Шариату / Пер. с араб. З. Атаева, З. Увайсова. – 2-е изд. – М.: ИД «Ансар», 2005. – 112 с. 21. Мухаметов, Р.А. Эволюция фикха и будущее мазхабов с позиций социально-исторического анализа /Р.А.Мухаметов// Минарет. – 2009. – № 3–4 (21–22). – С. 38–41. 22.Мухетдинов, Д. Ханафитский мазхаб – история и проблемы развития /Д.Мухаметдинов// Минарет. – 2009. – № 3–4 (21–22). – С. 79–87. 23.Обидов Д.С. Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права (мавераннахрское течение): Автореф. дис. канд. юрид. наук / Тадж. гос. ун-т. – Душанбе, 2008. – 24 с. 24.Рзаев, А.К. К вопросу о юридической природе фирманов /А.К. Рзаев// Изв. АН АзССР. Сер. истории, философии и права. – Баку, 1983. – № 2. – С. 100–105. 25. Сулейманов, Б.Б. Доктрина как источник мусульманского права /Б.Б. Сулейманов// Право и современность: Сб. науч. – практ. ст. – Саратов, 2008. – Вып. 3, Ч. 2. – С. 15–20. 26.Сулейманов, Б.Б. К вопросу об источниках мусульманского права /Б.Б. Сулейманов // Право и современность: Сб. науч. – практ. ст. – Саратов, 2008. – Вып. 3, Ч. 1. – С. 22–27. 27.Сюкияйнен, Л.Р. Доктрина как источник мусульманского права /Л.Р. Сюкияйнен// Источники права. – М., 1985. – С. 65–81. 28.Сюкияйнен, Л.Р. Исламское право в правовых системах мусульманских стран: От доктрины к законодательству/Л.Р. Сюкияйнен // Право. – 2008. – № 2. – С. 97–109. 29.Сюкияйнен, Л.Р. Принципы мусульманского права: Юридическое осмысление религиозно-нравственного идеала /Л.Р. Сюкияйнен // Политикоправовой идеал в современном российском законодательстве: Материалы науч. – практ. конф. – Ростов-н/Д, 2005. – С. 22–26. 30.Сюкияйнен, Л.Р. Структура мусульманского права /Л.Р. Сюкияйнен // Мусульманское право: Структура и основные институты. – М., 1984. – С. 20–37. 31.Хайдарова, М.С. Основные направления и школы мусульманского права /М.С. Хайдаров// Мусульманское право: Структура и основные институты. – М., 1984. – С. 38–48. 32.Хайруллоев, Ф.С. Принцип справедливости в мусульманском праве: Автореф. дис. канд. юрид. наук/ Ф.С. Хайруллоев / Акад. упр. МВД России. – М., 2007. – 22 с. 33.Хидр, Мухаммед Джафар Эль-Зефири. Источники мусульманского права и критика их толкования современными мусульманскими юристами (историко-правовое исследование): Автореф. дис. канд. юрид. наук / Мухаммед Джафар Эль-Зефири Хидр / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М., 1976. – 24 с. 34.Шабанов, Ф.Ш. Некоторые положения ханифитской юриспруденции ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. ст./ Ф.Ш. Шабанов, Р.Я. Алиев. - М., 1985.-280 с. 35. Юлдашева, О. К вопросу о сути источников мусульманского права / О. Юлдашева// Актуальные вопросы теории и истории права и применения советского законодательства. – Душанбе, 1975. – С. 24–32. 36. Ярлыкапов, А.А. Мазхабы (религиозно-правовые толки) и этническая идентификация мусульман: пример Ногайской степи /А.А.Ярлыкапов// Ислам и право в России: Материалы науч. – практ. семинара «Мусульманское право в мире и России (Северный Кавказ, Поволжье)» /. – М., 2004. – Вып. 2. – С. 103–113. 37.Abdullahi Ahmed An-Na'im, Toward an Islamic Reformation: Civil Liberies, Human Rights and International Law. Suracuse, 1990. 38.Harkavy R. (2018). Strategic Geography and the Greater Middle East. Retrieved frоm [сайт]. URL: http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E8CE87C(дата обращения: 26.05.2020) 39.Ismail M.-B. A. (2016). Islamic Law and Transnational Diplomatic Law : A Quest for Complementarity in Divergent Legal Theories. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan. Retrieved frоm [сайт]. URL: http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1218725(дата обращения: 26.05.2020) 40.MADELUNG W. (2011). The New Cambridge History of Islam general/The Formation of the Islamic World, Sixth to Eleventh Centuries/The Western Islamic World Eleventh to Eighteenth Centuries…. Journal of Shi’a Islamic Studies, 4(3), 336–340. [сайт]. URL: http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=edslive&db=asn&AN=65455559 (дата обращения: 26.05.2020)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image