Введение ……………………………………………………………………………..3 Глава 1. Основные аспекты развития личности …………………………………..6 1.1. Особенности развития личности 6 1.2. Семья как фактор развития личности несовершеннолетнего 9 Глава 2. Теоретический анализ понятия «депривация»………………………….13 2.1. Понятие и виды депривации 13 2.2. «Материнская депривация» как один из видов депривации 16 Глава 3. Развитие личности несовершеннолетних в условиях нормы и депривации………………………………………………………………………….20 3.1. Представление о нормальном развитии личности ребенка 20 3.2. Влияние родительской депривации на развитие личности несовершеннолетнего 24 Заключение………………………………………………………………………….30 Список литературы…………………………………………………………………32

Развитие личности несовершеннолетних в условиях родительской депривации

курсовая работа
Педагогика
34 страниц
74% уникальность
2020 год
72 просмотров
Панарин А.
Эксперт по предмету «Социальная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение ……………………………………………………………………………..3 Глава 1. Основные аспекты развития личности …………………………………..6 1.1. Особенности развития личности 6 1.2. Семья как фактор развития личности несовершеннолетнего 9 Глава 2. Теоретический анализ понятия «депривация»………………………….13 2.1. Понятие и виды депривации 13 2.2. «Материнская депривация» как один из видов депривации 16 Глава 3. Развитие личности несовершеннолетних в условиях нормы и депривации………………………………………………………………………….20 3.1. Представление о нормальном развитии личности ребенка 20 3.2. Влияние родительской депривации на развитие личности несовершеннолетнего 24 Заключение………………………………………………………………………….30 Список литературы…………………………………………………………………32
Читать дальше
В условиях развития современного общества происходит и трансформация института семьи, в том числе, наблюдается процесс возникновения многообразия семейных типов. Если раньше нормальной считалась полная семья, где есть мать, отец, братья и сестры, то в настоящее время увеличивается количество материнских (неполных) семей за счет разводов, внебрачной рождаемости, семей с отчимами или приемными отцами (сводные), создающихся в результате повторных браков, заключения браков ранее незамужними матерями и длительных нерегистрируемых сожительств. Многие исследователи характеризуют современное состояние семей как кризисное. В таких семьях ребенок зачастую сталкивается с лишением одного из родителей, отсутствием должного внимания и заботы со стороны родителей.


Нужно написать доклад на заказ ? Work5 поможет.


. Данный фактор во много определяется материальным положением семьи, особенно в неполных семьях, где родитель вынужден проводить большую часть времени на работе в целях обеспечить семью. Необходимо отдельно отметить так называемые «неблагополучные семьи». По данным Министерства просвещения Российской Федерации число социальных сирот, т.е. детей, оставшихся без попечения родителей, в результате лишения родителей прав в отношении детей, ограничения их в родительских правах, в результате злоупотребления алкоголем, наркотическими веществами, нахождения родителей в местах лишения свободы и т.д., составляет 75 % процентов от общего числа детей-сирот, выявляемых ежегодно. И это только дети, официально признанные оставшимися без попечения родителей. Также в стационарных детских учреждениях проживают дети, находящие на социальной реабилитации. Они попадают туда по заявлениям родителей, которые не хотят или не могут должным образом заниматься воспитанием и развитием своих детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, а также по решению компетентных органов, если права ребенка в семье не соблюдаются. В результате социального сопровождения семьи и работы психологов такие дети могут вернуться к нормальной жизни в кровной семье, но чаще всего, они либо повторно возвращаются в учреждение, либо так и остаются там, со временем приобретая статус оставшихся без попечения родителей. Все эти несовершеннолетние в той или иной степени сталкиваются с родительской депривацией, что влечет за собой негативные последствия в их адаптации к реальной жизни в обществе. По состоянию на конец 2019 года в Российской Федерации проживают 443843 ребенка, оставшегося без попечения. Все эти дети являются частью общества, но сталкиваются с большим количество трудностей в процессе социализации и жизни в этом обществе. В чем особенность этих детей необходимо знать и понимать всем, кто с ними взаимодействует, потенциальным и уже действующим приемным родителям, психологам, педагогам, их сверстникам, чтобы иметь возможность оказать им помощь и понимание. Таким образом, анализ особенностей развития личности несовершеннолетних в условиях родительской депривации является актуальным. Целью данной работы является проведение анализа особенностей развития личности несовершеннолетнего в условиях родительской депривации. Объектом исследования является развитие личности несовершеннолетнего. Предметом исследования является влияние родительской депривации на формирование личности несовершеннолетнего. Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть особенности развития личности несовершеннолетнего, в том числе факторы, влияющие на данный процесс; - установить важность семьи для формирования личности ребенка; - исследовать понятие «депривации» и ее виды; - провести анализ того, каким образом происходит развитие личности несовершеннолетнего в условиях нормы и условиях родительской депривации. Методологической базой написания работы послужили исследования ученых, психологов, социологов, в том числе: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, Й. Лангмейера, З. Матейчик, Л.С. Алексеевой, Ю.Е. Алёшиной, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, Л.М. Шипициной, Дж. Боулби. В работе использованы такие общетеоретические и эмпирические методы исследования как наблюдение, обобщение, анализ, синтез. Практическое значение полученных в работе результатов заключается в возможности доведения теоретических разработок до уровня практических рекомендаций, направленных на полноценное развитие личности несовершеннолетних и успешную социализацию детей, переживших родительскую депривацию в условиях учреждений интернатного типа либо в приемных семьях. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, соответствующих задачам исследования, заключения, списка использованной литературы.

Читать дальше
Вопросам развития личности несовершеннолетнего в условиях родительской депривации посвящено много научных трудов и исследований, и является актуальным до сих пор. Учитывая кризисное положение семьи все больше детей сталкивается с недостаточным вниманием и заботой со стороны родителей. При росте социального неблагополучия общества, многие дети оказываются в учреждениях интернатного типа. Для успешной интеграции их в общество, для эффективной работы педагогов и психологов с такими детьми, а также правильно построенному взаимодействию между приемными родителями и подопечными, необходимо понимание того, каким образом развивается личность в условиях родительской депривации. В этих целях мы изучили понятие и структуру личности, а также рассмотрели, какие факторы влияют на ее развитие. В ходе работы было установлено, что семья имеет важнейшее значение для развития полноценной личности. Нами были рассмотрены понятие и виды депривации. В нашей работе мы рассматривали психическую депривацию и ее виды. Особое внимание мы обращали на эмоциональную депривацию, которая имеет патогенное влияние на развитие личности несовершеннолетнего. Одним из видов эмоциональной депривации является материнская депривация. Материнская любовь и ласка играют особенно важную роль в развитии ребенка на раннем этапе. Родительская депривация – это лишение родительской любви и заботы, которое переживает ребенок. Депривация может быть вызвана разными причинами и бывает разной степени тяжести для ребенка. Депривация может быть скрытой, когда происходит внутри семьи, либо может произойти полная сепарация ребенка с семьей. Основываясь на изученных трудах исследователей, мы установили, что родительская депривация является фактором, который накладывает отпечаток на все дальнейшее развитие личности. У детей, которые лишены любви родителей, не сформировано чувство доверия к миру. Дефицит признания собственной ценности со стороны родителей является причиной серьезных нарушений в формировании самоидентичности ребенка (неуверенность в себе, сниженное самоуважение, неустойчивость, противоречивость и неопределенность «Я-концепции») и порождает постоянное переживание глубокого эмоционального дискомфорта, который зачастую проявляется в агрессивных реакциях как отношении окружающих, так и в отношении к самому себе. Таким образом, учитывая вышеизложенное, мы приходим в выводу, что педагогам и психологам, а также приемным родителям, которые берут детей на воспитание к себе в семью, необходимо проявлять терпение и понимание к особенностям развития детей, переживших родительскую депривацию, а самое главное, попытаться восстановить их доверие к взрослым, даря им безграничную и безусловную любовь и заботу. Специалистам, работающим в условиях учреждений интернатного типа, необходимо применять весь спектр технологий, методик, диагностик, для возможной компенсации у детей того, чего их лишили родители.
Читать дальше
1. Адлер А. Индивидуальная психология и развитие ребенка. – М.: ИОИ, 2017. – 176 с. 2. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие для студентов вузов – СПб.: Питер, 2009 . – 96 с. 3. Алмазов Б.Н. Психология социального отчуждения: Учебное пособия для бакалавриата и магистратуры. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2019. – 172 с. 4. Аппаев М.Б., Койчуева Ф.Х., Джанкёзова Т.С. Влияние особенностей детско-родительских отношений на компоненты эмоционально-волевой сферы [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2. – Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/01PSMN217.pdf 5. Асмолов, А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека – 3-е изд., испр. и доп. – М: Смысл, 2019 . – 448 с. 6. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей – Издательство: Когито-Центр, 2019. – 283 с. 7. Бондарева С.К., Бушмарина Н.Н., Клименко Н.И., Безюлева Г.В., Степанов Н.А. Профилактика социальных рисков детей и подростков: лекции для родителей – М.: МПСУ, 2015. – 254 с. 8. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – Канон Плюс, 2020. – 272 с. 9. Зарецкий В.К. Теорема Л.С. Выготского «Один шаг в обучение – сто шагов в развитии»: в поисках доказательства // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 44-63. 10. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. – М.: Форум, 2018. – 112 с. 11. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2019. – 940 с. 12. Лазурский А.Ф., Басов М.Я., Мясищев В.Н. Классификация личностей. – М.: Юрайт, 2019. – 274 с. 13. Лангмейер, Й., Матейчек, З. Психическая депривация в детском возрасте – Прага, Авиценум, 1984. – 334 с. 14. Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. – М.: Академический проект, 2019. – 303 с. 15. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения – Издательство: Смысл, 2019. – 423 с. 16. Марциновская Т.Д. Возрастная психология / Т.Д. Марциновская. – М.: Academia, 2017. – 319 с. 17. Маслоу А. Мотивация и личность – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2019. – 400 с. 18. Муфтеева А.М. Психологические особенности воспитанников социального приюта / Человек. Общество. Культура. Социализация: материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – 440 с. 19. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Учебник. М., 2015, 15-е изд. – Издательский центр Академия Москва, 2015. – 656 с. 20. Ослон В.Н., Косьянова Е.В. Влияние травмы сиротства на аффективно-личностную сферу подростка в условиях родственной и неродственной опеки [Электронный ресурс] // На пороге взросления. Сборник научных статей. – 2011. С. 227-237. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/48353/na_poroge_vzrosleniya_Oslon_Kasyanova.pdf 21. Психология личности. Отечественная психология: хрестоматия / ред., сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, Бахрах-М, 2013. – 512 с. 22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2019. - 713 с. 23. Семья Г. Психологические аспекты политики деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России: востребованность научных идей В.С. Мухиной [Электронный ресурс] // Развитие личности № 3, 2015. С. 138- 157. – Режим доступа: http://rl-online.ru/uploads/138-157-2015-3.pdf 24. Фаустова И.В. Влияние нарушенных детско-родительских отношений на проявление эмоционального неблагополучия в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22235 25. Фурманов, И.А. Психология депривированного ребёнка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 319 с. 26. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2020. – 608 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image