Обобщая итоги выполненной работы, следует отметить, что сложился целый ряд предпосылок для внедрения РМИС на территории Татарстана и непосредственно в лечебных учреждениях, в том числе и в Поликлинике №10 г. Казани. В первую очередь эти процессы были запущены на федеральном уровне в рамках программы модернизации здравоохранения.
В первой главе данной работы рассмотрены общие условия, которые повлияли на внедрения РМИС на территории Татарстана. И причинами, актуализировавшими необходимость внедрения информатизации здравоохранения, была потребность в формировании полных, своевременных и достоверных отчетов в системе здравоохранения, технический прогресс, приведший к появлению высокотехнологичного компьютеризированного медицинского оборудования, распространение электронного документооборота, потребность в повышении качества медицинской помощи.
Было установлено, что накопилось как минимум четыре заинтересованные аудитории. Прежде всего, это пациенты, которым была необходима доступная и качественная медицинская помощь, затем государство, которое в числе прочих причин, было обеспокоено неконтролируемыми миграционными процессами из-за недостаточно приемлемых социальных условий, в формирование которых качество медицинской помощи играло ведущую роль.
Затем сами медицинские работники, которые были вынуждены вести много бумажных документов, которым невозможно было обеспечить желаемый уровень сохранности, передачи денных и прочее. И, наконец, партнерские организации, которые являлись пользователями медицинской документации: аптеки, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и другие.
Вторая глава посвящена вопросам непосредственной подготовки к внедрению РМИС в Поликлинике №10 г. Казани. Для начала рассмотрена проблематика проведения предпроектного обследования медицинского учреждения. Выявлены сильные и слабые стороны этого процесса, отмечена роль и влияние персонала на качественное внедрение системы информатизации.
Отмечена значимость активного участия администрации поликлиники в формировании изменённых процессов, и как следствие в формирование основных маршрутов автоматизации рабочих операций медицинского персонала, формирования описания внутренних процессов в модели «как будет».
Также рассмотрена структура Единой государственно информационной системы здравоохранения и место РМИС в ней. Выявлены те особенности архитектуры большой системы, которые определяют конфигурацию и особенности работы систем на местах.
Мы видим, что сложность ЕГИСЗ обусловлена глобальностью системы, большим количеством первичных точек ввода данных, большим количество пользователей различной информации, а также сложностью и многопрофильностью самих процессов медицинского обслуживания.
В целом становится очевидно, что перед РМИС будут стоять не просто задачи сбора и накопления данных, но и увязывание, воедино с лечебными, процессов административно-хозяйственных и управленческих.
Третья глава посвящена тому, какие изменения принесло внедрение РМИС в Поликлинике №10 г. Казани. В первую очередь выявлено как повлиял этот процесс на обслуживание пациентов, какие появились новые инструменты, позволяющие сократить затраты времени пациентов, сделать запись на прием более прозрачной, сократить количество ошибок, обеспечить сохранность следа происходящих событий в случае возникновения сложных ситуаций.
Становится очевидно, что разработчики не просто изменили модель работы с документами, но и создали новую среду, ориентированную на безопасность пациентов. Это касается в первую очередь зашитых в систему стандартов, которые по умолчанию подставляют значимые параметры в схему лечения, затем контроль назначений лекарст, поиск кофликтов между ними.
Конечно, было бы неверным предположить, что такая огромная система как ЕГИСЗ, и даже такая относительно небольшая как РМИС могут быть внедрены без сложностей и накладок. Сбои в работе программных компелексов, проблема стыковки платформ и решений, проблемы обучения персонала и пациентов пожилого возраста, дефицит денежных средств, сопростивление персонала – вот только часть проблем с которыми пришлось сталкнуться главному врачу Поликлиники №10 в процессе внедрения РМИС.
Но сейчас уже виден результат этой огромной работы. И он проявляется в радикально изменившейся модели работы медицинского персонала и обслуживания пациентов.
Следует порекомендовать в ходе завершающего периода информатизации здравоохранения внести изменения в систему, которая позволит работать в единых стандартах и едином информационном пространстве не только государственным медицинским структурам, но и всем учреждениям, которые оказывают медицинские услуги, в том числе стоматологические, косметологические и оздоровительные.