Введение ................................................................................................................3 Глава 1. Библиотека как объект культурно-просветительской деятельности......................................................................................................... 6 1.1.Общие понятия культурно-просветительской деятельности................6 1.2. Библиотека как учреждение культурно-просветительского характер........................................................................................................10 1.3. Новые технологии культурно-просветительской деятельности публичных библиотек ..................................................................................13 Глава 2. Анализ библиотек России с точки зрения культурно-просветительской деятельности .........................................................................................................22 2.1.Проблема конкуренции библиотек с другими учреждениями культурно-просветительской сферы ..............................................................22 2.2. Возможности продвижения чтения в формате культурно просветительской деятельности современной библиотеки ........................32 2.3. Перспективы развития библиотек ........................................................37 Заключение ...........................................................................................................48 Список литературы....................................................................................................50

Культурно-просветительская деятельность библиотеки

дипломная работа
Литература
50 страниц
46% уникальность
2020 год
148 просмотров
Наумова Н.
Эксперт по предмету «Библиотековедение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение ................................................................................................................3 Глава 1. Библиотека как объект культурно-просветительской деятельности......................................................................................................... 6 1.1.Общие понятия культурно-просветительской деятельности................6 1.2. Библиотека как учреждение культурно-просветительского характер........................................................................................................10 1.3. Новые технологии культурно-просветительской деятельности публичных библиотек ..................................................................................13 Глава 2. Анализ библиотек России с точки зрения культурно-просветительской деятельности .........................................................................................................22 2.1.Проблема конкуренции библиотек с другими учреждениями культурно-просветительской сферы ..............................................................22 2.2. Возможности продвижения чтения в формате культурно просветительской деятельности современной библиотеки ........................32 2.3. Перспективы развития библиотек ........................................................37 Заключение ...........................................................................................................48 Список литературы....................................................................................................50
Читать дальше
Актуальность и социальная значимость темы. За современной библиотекой прочно закрепился статус культурно-образовательного, просветительского учреждения, социально-ориентированного центра межличностного общения и содержательного проведения досуга. Библиотекари, традиционно выполняя миссию просветительства, занимают достойное место в жизни местного сообщества: организуют деловое и социально-правовое информирование, оказывают помощь в образовании, получении новых профессий, осуществляют краеведческое и экологическое просвещение, становятся организаторами литературных клубов, инициируют встречи с писателями и поэтами. Сегодня большое внимание уделяется проблеме просвещения населения в различных сферах современного общества: социальной, экономической, политической и духовной и др. В связи с этим актуальными становятся механизмы трансляции и популяризации знания. Интерпретация как особый способ организации разноуровневого общения в сфере культуры и искусства заслуживает отдельного внимания. Организовать диалог так, чтобы он стал процессом, обогащающим представления человека о мире, процессом приобретения знаний и смыслов, путем поиска ответов на поставленные человеком или временем вопросы, необходимо грамотно. Сложность, на наш взгляд, заключается в том, что необходимо учитывать момент субъективности восприятия субъектом художественных произведений и артефактов, сопряженных с его личным опытом: трансляция и интерпретация смыслов осуществляются на социальном уровне. Роль субъекта как интерпретатора кодовых ценностей культуры является значимой, так как их актуализация и дальнейшее функционирование напрямую зависят, с одной стороны, от личностного интереса, и с другой − от потребности общества в нем(3).


Произведём расчет курсовых работ прямо на сайте.


. Степень разработанности темы в отечественной и мировой теории и практике. Для определения состояния изученности темы были выявлены публикации, отражающие историю формирования информационной составляющей деятельности библиотек на фоне социальной эволюции, общие подходы и принципы рассмотрения информационной функции библиотеки, а также существующие её определения. Фундаментальную базу исследований по истории отечественных и зарубежных библиотек составляют труды библиографове-дов: Э. К. Беспаловой, М. А. Брискмана, Н. В. Здобпова, О. П. Коршунова, М. В. Машковой, И. Г. Моргенштерна, А. Д. Эйхенгольца, В. А. Фокеева; библиотековедов: К. И. Абрамова, А. Н. Ванеева, Б. Ф. Володина, М. Я. Дворкиной, Т. Ф. Каратыгиной, Н. А. Рубакина, Ю. Н. Столярова, О. И. Талалакиной, О. С. Чубарьяна, Дж. X. Ширы, Б. А. Семеновкера. В работах перечисленных авторов содержатся отдельные сведения о появлении и развитии основных видов информационной деятельности библиотек. Однако нами не обнаружено ни одной обобщающей работы, в которой был бы отражен процесс развития всего комплекса культурно-просветительской деятельности библиотеки. Цель – изучить культурно-просветительскую деятельность библиотеки. Задачи: – рассмотреть общие понятия культурно-просветительской деятельности; – рассмотреть библиотеку как учреждение культурно-просветительского характера; – изучить новые технологии культурно-просветительской деятельности публичных библиотек; – изучить проблему конкуренции библиотек с другими учреждениями культурно-просветительской сферы; – проанализировать возможности продвижения чтения в формате культурно-просветительской деятельности современной библиотеки; – проанализировать перспективы развития библиотек. Объект – деятельность библиотек. Предмет – культурно-просветительская деятельность современных библиотек. База научного исследования – Томская областная детско-юношеская библиотека. Методы сбора и обработки информации в работе – сравнительно-аналитические (анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях). Научная гипотеза. Выдвигается гипотеза, что перспективы развития культурно-просветительской функции библиотек как средства их выживания в конкурентной среде, связаны с системной реализацией сложившейся структуры основных видов её культурно-просветительской деятельности. Обоснование выбора использованных литературных источников. В работе использовались нормативно-правовые акты, монографии и статьи из периодических изданий. Правильность и значимость материала в источниках не подлежит сомнению, т. к. авторы известные исследователи данной темы. Сформулированные выше цель и задачи определили логику изложения материала и структуру исследования. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматривается библиотека как объект культурно-просветительской деятельности, во второй главе проводится анализ библиотек России с точки зрения культурно-просветительской деятельности.

Читать дальше
В заключение хочется сказать, что библиотеки должны сохранять свое основное общественное, культурное, просветительское и информационное предназначение, оставаться проводником гуманитарных идей, формирователем системы взглядов и миропонимания через книгу и чтение. В истории библиотечного дела был период, например в 1960-е гг., когда библиотеки перепрофилировались в информационные службы и центры. Но внутренние противоречия в библиотечной системе преодолевались, и библиотеки, сохраняя свою сущность, продолжали активно содействовать развитию науки, промышленности, образования, активно внедряли информационные технологии и электронные носители, развивали досуговые формы, связанные с чтением, литературой, популяризацией научных достижений, знанием русского языка, культурного мирового и отечественного наследия. Наряду с активно используемыми формами – читательскими конференциями, презентациями книг – могут проводиться интересные мероприятия, такие как телевизионная передача Владимира Аннушкина «Живой язык» или вечера, которые продвигают лучшие образцы классической и современной литературы, музыки, театра и кино. Библиотеки всегда находили решения трудных вопросов. Примером проектов, отвечающих требованиям времени, является создание модельных библиотек. Основной идеей этих проектов является модернизация. В Белгородской области и многих других регионах России на основе разработанной концепции созданы модельные сельские библиотеки. Они предоставляют жителям села доступ к информации, повышают уровень информационной грамотности населения. Путь к этому – обновление книжных фондов, совершенствование обслуживания читателей с привлечением новейших компьютерных технологий. Проекты успешно развиваются благодаря энергии и активности библиотечных работников. Из этого следует вывод: библиотеки нужно не закрывать или перепрофилировать, а помогать им развиваться. Ориентиром для библиотечных профессионалов являются концептуальные положения Указа Президента о социальном предназначении библиотеки и сохранении при этом всех найденных средств и методов работы, полезных и необходимых читателям. С учетом сложности положения библиотек в условиях переходного периода развития культуры в стране поиск путей повышения роли библиотеки и подготовка социально активного библиотечного работника остаются важнейшей проблемой. Таким образом, опираясь на положения концепции развития культуры, хотелось бы еще раз подчеркнуть правоту тех, кто отрицает идею маргинальности библиотек как социокультурного явления, если понимать под маргинальностью некое пограничное состояние, ведущее к несоответствию библиотек культурным запросам современного общества. Само общество, переживая переходный период, сегодня находится в состоянии культурной неопределенности. Общая идеология и общая система ценностей в России только вырабатываются, и на этом этапе библиотеки также находятся в поиске новых путей своего развития. Они ориентированы не на временные условия жизни, характерные для промежуточного периода, а на будущее определенное и стабильное состояние. Поэтому нельзя говорить об утрате прежнего социального статуса библиотек и спешить изменять систему ценностных ориентаций и смысла библиотечной деятельности. Концепция развития государственной культурной политики в России, утвержденная Указом Президента, сформулировала принципы, цели, задачи и пути развития культуры. Теперь и библиотечной системе страны предстоит строить свою работу в соответствии с этим документом, видеть перспективы и совершенствовать правовую базу. Эту работу квалифицированно и профессионально ведет Российская библиотечная ассоциация, но нужна также опора на культурную и научную общественность.
Читать дальше
1. Федеральный закон РФ О библиотечном деле : от 29 дек. 1994 г. № 78-ФЗ (с изм. и доп.). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5434/5bc55b9047 c21d338531254ecc1f97872b616e63 (дата обращения: 10.09.2020). 2. Основы государственной культурной политики в РФ : утв. Указом Президента Рос. Федерации от 24 дек. 2014 г. № 808 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. Москва, Кремль 24 дек. 2014 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/420242192 (дата обращения: 10.09.2020). 3. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 29 февр. 2016 г. № 326-р. URL: http:// pravo.gov.ru/laws/acts/17/515054451088.html (дата обращения: 10.09.2020). 4. Аврамова М. Б. Последствия «оптимизации»: шагреневая кожа российских общедоступных библиотек // Библиотечное дело. 2012. № 17. С. 28–31. 5. Багрова И. Ю. Национальные библиотеки и проблемы развития библиотечного дела за рубежом в конце XX – начале XXI века : обзоры, реф. и пер. англояз. лит. / Рос. гос. б-ка. – М. : Пашков дом, 2004. – 500 с. 6. Гачева А. Г. Библиотека: прошлое или будущее? // Литературная газета. 2016. № 10/11 (17 марта). – С. 3 7. Головко С. И. Культурно-просветительская деятельность библиотеки: актуальные аспекты : моногр. – Москва : Литера, 2014. – 167 с. 8. Итоговый документ V Всероссийского Форума публичных библиотек – Всероссийской научно-практической конференции «Библиотека и чтение», Санкт-Петербург, 15–17 дек. 2015 г. // Российская библиотечная ассоциация. URL: http://www.rba.ru/forum/index.php/component/ content/article/24-forum-5/95-itogovyj-dokument5 (дата обращения: 10.09.2020). 9. Мелентьева, Ю. П. Чтение в культуре повседневности. Обыденное чтение как распространенная современная модификация чтения. Постановка проблемы // Библиосфера. – 2014. – № 3. – С. 7–10. 10. Соколов А. В. Библиосфера в зоне риска // Литературная газета. 2016. № 15 (4 апр.). – С. 2
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image