Введение.......................................................................................................................3 1. Теоретические основы мотивации выбора профессии у старшеклассников........................................................................................................7 1.1. Феномен профессионального самоопределения старших школьников как предмет психологического исследования.................................................................7 1.2. Психологические особенности мотивации учения в старшем школьном возрасте.......................................................................................................................12 1.3. Влияние на профессиональное самоопределение и мотивацию учения региональных факторов............................................................................................20 Выводы по первой главе...........................................................................................27 2. Исследование мотивации выбора профессии у старшеклассников.............28 2.1. Организация и методы исследования...............................................................28 2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования........36 Выводы по второй главе...........................................................................................51 Заключение.................................................................................................................53 Список использованной литературы.......................................................................56 Приложение................................................................................................................61

Мотивация выбора профессии у старшеклассников.

дипломная работа
Психология
60 страниц
73% уникальность
2020 год
85 просмотров
.
Эксперт по предмету «Общая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение.......................................................................................................................3 1. Теоретические основы мотивации выбора профессии у старшеклассников........................................................................................................7 1.1. Феномен профессионального самоопределения старших школьников как предмет психологического исследования.................................................................7 1.2. Психологические особенности мотивации учения в старшем школьном возрасте.......................................................................................................................12 1.3. Влияние на профессиональное самоопределение и мотивацию учения региональных факторов............................................................................................20 Выводы по первой главе...........................................................................................27 2. Исследование мотивации выбора профессии у старшеклассников.............28 2.1. Организация и методы исследования...............................................................28 2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования........36 Выводы по второй главе...........................................................................................51 Заключение.................................................................................................................53 Список использованной литературы.......................................................................56 Приложение................................................................................................................61
Читать дальше
Актуальность исследования. Большую часть своей жизни человек проводит время на работе. Безусловно, работа влияет на его характер, поведение, образ жизни, личностные качества и т.д.


Если вам нужно заказать магистерскую диссертацию , заходите на сайт Work5 и заполняйте форму.


. Можно сказать, что от того, какую профессию для себя выберет человек, зависит вся его дальнейшая жизнь и судьба. В связи с этим, чрезвычайно важным становится вопрос профессионального самоопределения. Уже в 14-16 лет перед человеком встает задача определиться с выбором профессии. Однако в этом возрасте еще достаточно трудно сделать конкретный выбор в пользу одной профессии, так как, во-первых, для этого еще нет необходимого жизненного опыта, а во-вторых, даже в старшем подростковом возрасте человек еще только познает себя: «какой я?», «на кого я хочу быть похожим, а на кого нет?», «что мне по-настоящему нравится?», «что у меня получается лучше всего?» и т.п. Таким образом, профессиональное самоопределение является центральной проблемой в жизни старшего школьника. Одной из главных трудностей профессионального самоопределения является не умение старшеклассников соотносить особенности своей личности с требованиями профессии, отчетливо осознавать профессионально значимые качества личности и анализировать себя с точки зрения профессии [45, c.23]. В нашей стране профессиональное самоопределение становится значимым с середины 90-х годов ХХ века. Прежние подходы к проблеме профориентационной работы в изменившихся экономических и социальных условиях не действуют, так как меняются ценностные ориентации в обществе в целом, а также мотивация, личная установка учащихся на освоение тех или иных специальностей. При исследовании вопросов самоопределения личности можно выделить несколько аспектов, связанных между собой: это профессиональное самоопределение, личностное самоопределение и социальное самоопределение. Причем каждая сторона самоопределения имеет психологические особенности [15, c.36]. В современных социально-экономических условиях возникает целый ряд противоречий в сфере профессионального самоопределения таких как: 1. Противоречие между знаниями и представлениями молодежи о выбранной профессии и ее реальной сущности; 2. Противоречие в несоответствии между социально-профессиональными ожиданиями и конкретными возможностями их реализации; 3. Противоречие между мотивацией выбора профессии и отсутствием возможности для обучения (в том числе и материальной). В данном исследовании нам бы хотелось обратить внимание лишь на одну сторону самоопределения – проблему профессионального выбора. Выбор профессионального пути в первую очередь связан с выбором действительно значимых для данного человека жизненных ценностей, ценностей, которые в дальнейшем будут определять реальную профессиональную мотивацию. Профессиональное самоопределение – многомерный и многоступенчатый процесс, рассматриваемый с разных сторон, с разных позиций и точек зрения. С одной стороны, профессиональное самоопределение можно рассматривать как задачу, поставленную обществом перед конкретным человеком (социологический подход). С другой стороны, профессиональное самоопределение можно рассматривать как процесс принятия целой серии следующих одно за другим решений, при этом индивидуум старается сохранить равновесие между своими предпочтениями, влечениями и потребностями общества (социально-психологический подход). Еще один подход рассматривает профессиональное самоопределение – как процесс вырабатывания индивидуального стиля жизни, немаловажная часть которого – профессиональная деятельность (дифференциально-психологический подход) [21, c.89]. В нашей работе нам бы хотелось остановиться на социально-психологическом подходе, когда процесс профессионального самоопределения рассматривается с точки зрения свойств личности. Проблема профессионального выбора – это научная проблема, которая рассматривается в таких отраслях знаний, как философия, педагогика, социология, психология. Различные аспекты профессионального самоопределения личности изучались учеными на протяжении ряда этапов развития педагогической науки. Психолого-педагогические основы развития личности освещены в трудах Л.И. Акатов [2, c.21], И.В. Безусова [4, c.63], Е.Н. Борисова [6, c.90] и т.д. Объект исследования: мотивация выбора профессии старшеклассников. Предмет исследования: психологические корреляты выбора профессии старшими школьниками. Цель работы: изучить специфику мотивации выбора профессиональной деятельности выпускников МБОУ Гимназия №2 городского округа Краснознаменск Московской области. Гипотеза исследования: В структуре модели профессионального самоопределения старшеклассников отмечается: профессиональные планы старшеклассников не связаны с направленностью получаемого дополнительного образования; профессиональный выбор подростки связывают, прежде всего, с материальными интересами. При этом у них отсутствует социальный мотив, старшеклассники не связывают профессию со своей последующей жизнью и не рассматривают профессию в качестве средства достижения социального статуса в будущем. Задачи исследования: - рассмотреть феномен профессионального самоопределения старших школьников как предмет психологического исследования; - изучить психологические особенности мотивации учения в старшем школьном возрасте; - описать влияние на профессиональное самоопределение и мотивацию учения региональных факторов; - описать организацию и методы исследования; - провести анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования. База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №2 городского округа Краснознаменск Московской области. Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды отечественных ученых – теория профессионального самоопределения и профессиональной ориентации В.Е. Вахрамеева [7, c.33], концепции профессионального развития личности Ю.А. Володиной [9, c.80], концепции психолого-педагогического сопровождения Ю.Е. Ершовой [13, c.72] и Е.А. Климова [20, c.89]. Обобщив логику рассуждений авторов можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни человека. Методы исследования: - теоретические – анализ, систематизация и обобщение научной литературы; - эмпирические – тестирование, анкетирование, метод математической обработки данных. Научная новизна работы заключается в выявлении и анализе основных факторов, мотивов и особенностей, характеризующих профессиональное самоопределение современных старшеклассников. Практическая значимость: заключается в выявлении и анализе основных факторов, мотивов и особенностей, характеризующих профессиональное самоопределение современных старшеклассников. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Читать дальше
В первой главе мы детально рассмотрели теории мотивации зарубежные и отечественные, а так же изучили понятие мотивов выбора профессии, смысложненных ориентаций и профессиональных склонностей. Так же рассмотрели их теоретическую связь которую в ходе проведения эмпирического исследования нам необходимо будет подтвердить или опровергнуть. Таким образом, мы выдвинули предположение о том, что СЖО связаны с мотивами, а те в свою очередь связаны со склонностями. А именно смысложизненные ориентации участвуют в становлении структуры мотивов выбора профессии, а те связаны с профессиональными склонностями. Так же установили что необходимость самоопределения, как профессионального, так и личностного становится отличительной чертой этого возраста. Наша задача в этом исследовании была в том, что бы проанализировать профессиональные мотивы старшеклассников и их связи со смысложизненными ориентациями и профессиональными склонностями. По данным эмпирической части нашего исследования можно сделать выводы о том, что: 1. У школьников ведущими (по методике «Определение основных мотивов выбора профессии Павлютенков Е.М.») являются «Социальные», «Познавательные», «Материальные» и «Утилитарные» мотивы. Можно предположить, что в этих школах проводится качественная профориентационная работа. 2. Такой мотив как «Деловое отношение» преобладает у школьников, такая ситуация является хорошим показателем. Как показывают исследования, мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности преобладание внутренних. 3. Юноши и девушки склонны выбирать профессии разного вида, а именно юноши склонны к выбору профессии связанной с работой на производстве, а девушки профессии связанные с эстетическими видами труда. 4. Существуют прямые корреляции на уровне статистической значимости p ≤ 0,05 и p ≤ 0,01 между показателями смысложизненных ориентаций и мотивами выбора профессии. 5. Люди с преобладанием разных смысложизненных ориентаций имеют разную выраженность мотивов выбора профессии. 6. Материальные блага являются для школьников отдаленной мотивацией, которая пока, в молодости отходит на второй план, а на первом плане стоят мотивы, отвечающие за внутреннюю мотивацию. Значительная часть исследований показывают, что молодеж мотивируют, в перую очередь мотивы, связанные с восстребованностью на рынке труда, с престижем профессии, или (же конкретно про людей выбирающих профессии медицинских специальностей) редко выбирают мотивы, связанные с материальными благами как ведушие, а значимые их мотивы это помощь людям. 7. Существуют прямые и отрицательные корреляции на уровне статистической значимости p ≤ 0,05 и p ≤ 0,01 между показателями мотивов выбора профессии и профессиональными склонностями. 9. Подростков с высоким уровнем осмысленности жизни больше мотивирует при выборе профессии стремление к овладению специальными знаниями, а также познание содержания конкретного труда и материальные блага. 10. Школьники, которые имеют большое количество жизненных целей, удовлетворены жизнью и способны брать за нее ответственность, более мотивированы к выбору профессии. Можно сделать несколько выводов, что в целом школьники руководствуются в основном внутренними мотивами, что является хорошим показателем с точки зрения дальнейшей профессиональной жизни. Так же имеется обширное количество связей мотивов выбора профессии со смысложизненными ориентациями, и с профессиональными склонностями. У школьников с высоким уровнем осмысленности жизни показатели по шкалам мотивации выше в среднем, чем у школьников с низким уровнем осмысленности. Так что мы можем подтвердить наше предположение о том, что смысложизненные ориентации участвуют в становлении структуры мотивов выбора профессии. Так же примечательно то, что разные склонности имеют разную структуру мотивов, что предполагает сделать вывод, что мотивы выбора профессии связанны с со структурой склонностей.
Читать дальше
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни: учебное пособие / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Колос, 1991. – 202 с. 2. Акатов, Л.И. Социальное самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход: учебное пособие / Л. И. Акатов. – Курск: Знания, 2017. – 115 с. 3. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности: учебное пособие / В. Г. Асеев - М.: Колос, 1976. – 195 с. 4. Безусова, И.В. Особенности личности подростка в зависимости от мест проживания: учебное пособие / И.В. Безусова. – Пермь: Книга, 2018. – 187 с. 5. Беднова, А.А. Большая советская энциклопедия: учебное пособие / А.А. Беднова. - М.: Сов. энциклопедия, 1976. – 96 с. 6. Борисова, Е. Н. Психологическая диагностика в школьной профориентации: учебное пособие / Е.Н. Борисова. – М.: Альянс, 1999. – 213 с. 7. Вахрамеев, В.Е. Диагностика и психологические аспекты готовности подростков и старшеклассников к профессиональному самоопределению: учебное пособие / В.Е. Вахрамеев. – Пермь: Книга, 2016. - 89 с. 8. Волкова, О.А. Основы профессиональной ориентации молодёжи: учебное пособие / О.А. Волкова. - Балашов: Николаев, 2000. – 66 с. 9. Володина, Ю.А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению / Ю.А. Володина // Психологическая наука и образование. – 2018. – N2. – С. 80-86. 10. Воробьев, А.С. Воспитание мотивов учения старшеклассников: учебное пособие / А.С. Воробьев. - Челябинск, 1978. – 142 с. 11. Гинзбург, М.Р. Изучение учебной мотивации: учебное пособие / М.Р. Гинзбург. - Спб.: Знания, 2016. – 112 с. 12. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь: учебное пособие / М.И. Еникеев. - М: Проспект, 2016. – 192 с. 13. Ершова, Ю.Е. Профессиональное самоопределение подростков и юношей разной направленности / Ю.Е. Ершова // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2017. - N6. - С. 72-76. 14. Жуковская, В.И. Психологические основы выбора профессии: учебное пособие / В.И. Жуковская. - Минск: Народная асвета, 1978. –112 с. 15. Захарова, А.В. Психология обучения старшеклассников: учебное пособие / А.В. Захарова. - М.: Колос, 1976. – 136 с. 16. Зеер, Э.Ф Психология профессий: учебное пособие / Э.Ф Зеер. – М.: Академический проект, 2016. – 336 с. 17. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. - 2016. - N8. - С. 20-26. 18. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 304 с. 19. Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации: учебное пособие / Е.А. Климов. - М.: Книга, 2017. – 202 с. 20. Климов, Е.А. Как выбирать профессию: учебное пособие / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1990 - 450с. 21. Красило, Д.А. Эмпирическое исследование особенностей реального самоопределения современной молодёжи / Д.А. Красило // Психологическая наука и образование. - 2003. - N2. - С. 89-101. 22. Красина, О.А. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие / О.А. Красина - М.: Колос, 1981. – 230 с. 23. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека: учебное пособие / Н.Д. Левитов. – М.: Колос, 1964. – 305 с. 24. Лобанова, А.В. Особенности личности городских и сельских старшеклассников в зависимости от уровня образования родителей: учебное пособие / А.В. Лобанова. – Пермь: Электрон, 2017. – 188 с. 25. Львова, С.В. Возрастные особенности развития познавательных потребностей и мотивации учения у школьников / С.В. Львова // Системная психология и социология. - 2018. - N1. - С. 79-85. 26. Май, Т.Н. Основы формирования готовности старших школьников к выбору профессии / Т.Н. Май // Вестник, Педагогика и психология. - 2017. - N2. - С. 26-32. 27. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: учебное пособие / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. – 133 с. 28. Маркова, А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников: учебное пособие / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. – 296 с. 29. Мирина, О.С. Методика изучения мотивации обучения старшеклассников (для учащихся 9-11 классов) / О.С. Мирина. (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://otlichnayashkola-5.narod.ru/YujevaMotiv.htm, свободный. Дата обращения: 10.06.2020. 30. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учебное пособие / Л.М. Митина. – М: Академия, 2016 - 370 с. 31. Морозова, Н.Н. Особенности личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте / Н.Н. Морозова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2016. - N1. - С. 121-126. 32. Морозкин, С.В. Мотивация учения: учебное пособие / С.В. Морозкин. - Волгоград, 2016. – 336 с. 33. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебное пособие / А.В. Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 93 с. 34. Немов, Р.С. Психология: учебное пособие / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2016. – 335 с. 35. Норкин, К.К. Новейший психологический словарь: учебное пособие / К.К. Норкин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 331 с. 36. Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их самоопределения / С.А. Панченко // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». - 2016. - N14. - С. 274-278. 37. Правдин, С.С. Профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие / С.С. Правдин. - М.: Просвещение, 1988. – 223 с. 38. Пронин, В.О. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи: учебное пособие / В.О. Пронин. - Киев: Наукова Думка, 2016. – 165 с. 39. Пряжников, Н.С. Престижно-элитарные ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников / Н.С. Пряжников // Журнал практического психолога. - 1996. - N4. - С. 66-73. 40. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение: учебное пособие / Н.С. Пряжников. - М.: Колос, 2017. – 176 с. 41. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие / Н.С. Пряжников. - М.: Издательский центр «Академия». 2018. – 158 с. 42. Роднин, Т.С. Рабочая книга школьного психолога: учебное пособие / Т.С. Роднин. - М.: Колос, 2016. – 250 с. 43. Трушникова, Н.М. Психологическая безопасность образовательной среды городских и сельских школ: учебное пособие / Н.М. Трушникова. – Пермь: Книга, 2016. – 196 с. 44. Фелъдштейн, Д.И. Психология взросления: учебное пособие / Д.И. Фелъдштейн. - М.: Колос, 2019. – 219 с. 45. Фомин, Н.С. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся: учебное пособие / Н.С. Фомин. - М.: НГПИ., 2017. – 207 с. 46. Фомин, Н.С. Формирование мотивации учения - книга для учителя: учебное пособие / Н.С. Фомин. - М.: Просвещение, 2018. – 217 с. 47. Ходенко, Н.М. Влияние развивающих сред на личное самоопределение старшеклассников / Н.М. Ходенко // Учёные записки. - 2017. - N2. - С. 276-284. 48. Хорни, К. Собрание сочинений: в 3 томах: учебное пособие / К. Хорни. - М.: Смысл, 1997. – 136 с. 49. Шрейбер, Т.В. Роль различных типов образовательных учреждений в формировании индивидуально-психологических особенностей старшеклассников / Т.В. Шрейбер // Вестник удмуртского университета. – 2018. – N2. – С. 41-55.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Виды и типы муниципальных газет
Количество страниц:
40
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
Публицистика и критика Д.И. Писарева
Количество страниц:
28
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image