Если вам нужно заказать магистерскую диссертацию , заходите на сайт Work5 и заполняйте форму.
. Можно сказать, что от того, какую профессию для себя выберет человек, зависит вся его дальнейшая жизнь и судьба. В связи с этим, чрезвычайно важным становится вопрос профессионального самоопределения. Уже в 14-16 лет перед человеком встает задача определиться с выбором профессии. Однако в этом возрасте еще достаточно трудно сделать конкретный выбор в пользу одной профессии, так как, во-первых, для этого еще нет необходимого жизненного опыта, а во-вторых, даже в старшем подростковом возрасте человек еще только познает себя: «какой я?», «на кого я хочу быть похожим, а на кого нет?», «что мне по-настоящему нравится?», «что у меня получается лучше всего?» и т.п. Таким образом, профессиональное самоопределение является центральной проблемой в жизни старшего школьника. Одной из главных трудностей профессионального самоопределения является не умение старшеклассников соотносить особенности своей личности с требованиями профессии, отчетливо осознавать профессионально значимые качества личности и анализировать себя с точки зрения профессии [45, c.23]. В нашей стране профессиональное самоопределение становится значимым с середины 90-х годов ХХ века. Прежние подходы к проблеме профориентационной работы в изменившихся экономических и социальных условиях не действуют, так как меняются ценностные ориентации в обществе в целом, а также мотивация, личная установка учащихся на освоение тех или иных специальностей. При исследовании вопросов самоопределения личности можно выделить несколько аспектов, связанных между собой: это профессиональное самоопределение, личностное самоопределение и социальное самоопределение. Причем каждая сторона самоопределения имеет психологические особенности [15, c.36]. В современных социально-экономических условиях возникает целый ряд противоречий в сфере профессионального самоопределения таких как: 1. Противоречие между знаниями и представлениями молодежи о выбранной профессии и ее реальной сущности; 2. Противоречие в несоответствии между социально-профессиональными ожиданиями и конкретными возможностями их реализации; 3. Противоречие между мотивацией выбора профессии и отсутствием возможности для обучения (в том числе и материальной). В данном исследовании нам бы хотелось обратить внимание лишь на одну сторону самоопределения – проблему профессионального выбора. Выбор профессионального пути в первую очередь связан с выбором действительно значимых для данного человека жизненных ценностей, ценностей, которые в дальнейшем будут определять реальную профессиональную мотивацию. Профессиональное самоопределение – многомерный и многоступенчатый процесс, рассматриваемый с разных сторон, с разных позиций и точек зрения. С одной стороны, профессиональное самоопределение можно рассматривать как задачу, поставленную обществом перед конкретным человеком (социологический подход). С другой стороны, профессиональное самоопределение можно рассматривать как процесс принятия целой серии следующих одно за другим решений, при этом индивидуум старается сохранить равновесие между своими предпочтениями, влечениями и потребностями общества (социально-психологический подход). Еще один подход рассматривает профессиональное самоопределение – как процесс вырабатывания индивидуального стиля жизни, немаловажная часть которого – профессиональная деятельность (дифференциально-психологический подход) [21, c.89]. В нашей работе нам бы хотелось остановиться на социально-психологическом подходе, когда процесс профессионального самоопределения рассматривается с точки зрения свойств личности. Проблема профессионального выбора – это научная проблема, которая рассматривается в таких отраслях знаний, как философия, педагогика, социология, психология. Различные аспекты профессионального самоопределения личности изучались учеными на протяжении ряда этапов развития педагогической науки. Психолого-педагогические основы развития личности освещены в трудах Л.И. Акатов [2, c.21], И.В. Безусова [4, c.63], Е.Н. Борисова [6, c.90] и т.д. Объект исследования: мотивация выбора профессии старшеклассников. Предмет исследования: психологические корреляты выбора профессии старшими школьниками. Цель работы: изучить специфику мотивации выбора профессиональной деятельности выпускников МБОУ Гимназия №2 городского округа Краснознаменск Московской области. Гипотеза исследования: В структуре модели профессионального самоопределения старшеклассников отмечается: профессиональные планы старшеклассников не связаны с направленностью получаемого дополнительного образования; профессиональный выбор подростки связывают, прежде всего, с материальными интересами. При этом у них отсутствует социальный мотив, старшеклассники не связывают профессию со своей последующей жизнью и не рассматривают профессию в качестве средства достижения социального статуса в будущем. Задачи исследования: - рассмотреть феномен профессионального самоопределения старших школьников как предмет психологического исследования; - изучить психологические особенности мотивации учения в старшем школьном возрасте; - описать влияние на профессиональное самоопределение и мотивацию учения региональных факторов; - описать организацию и методы исследования; - провести анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования. База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №2 городского округа Краснознаменск Московской области. Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды отечественных ученых – теория профессионального самоопределения и профессиональной ориентации В.Е. Вахрамеева [7, c.33], концепции профессионального развития личности Ю.А. Володиной [9, c.80], концепции психолого-педагогического сопровождения Ю.Е. Ершовой [13, c.72] и Е.А. Климова [20, c.89]. Обобщив логику рассуждений авторов можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни человека. Методы исследования: - теоретические – анализ, систематизация и обобщение научной литературы; - эмпирические – тестирование, анкетирование, метод математической обработки данных. Научная новизна работы заключается в выявлении и анализе основных факторов, мотивов и особенностей, характеризующих профессиональное самоопределение современных старшеклассников. Практическая значимость: заключается в выявлении и анализе основных факторов, мотивов и особенностей, характеризующих профессиональное самоопределение современных старшеклассников. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.