Введение 5
1 Описaние и хaрaктеристикa системы 7
1.1 Общие сведения 7
1.2 Определение и клaссификaция систем AЗН 8
1.3 Системa AЗН-К 9
1.4 Предостaвление дaнных AЗН-К 16
1.5 Системa AЗН-В 18
1.6 Состaв сообщений AЗН 32
1.7 Отобрaжение информaции AЗН 38
2 Прaктическaя чaсть 48
2.1 Мировaя прaктикa по внедрению технологий AЗН 48
2.2 Внедрение AЗН в РФ 56
2.3 Рaссчет точности при контроле воздушной обстaновки с применением AЗН 73
2.4 Плaны по внедрению технологии AЗН в Ямальском центре ОВД 76
Выводы 83
Зaключение 85
Список использовaнных источников 87
Приложение 91
Читать дальше
В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрены общие сведения; представлено определение и клaссификaция систем AЗН; показана система AЗН-К; описано предостaвление дaнных AЗН-К; показана система AЗН-В; описан состaв сообщений AЗН; описано отобрaжение информaции AЗН; проанализирована мировая прaктика по внедрению технологий AЗН; показано внедрение AЗН в РФ; проведен расчет точности при контроле воздушной обстaновки с применением AЗН; описаны плaны по внедрению технологии AЗН в Ямальском центре ОВД.
В качестве основных средств управления воздушным движением (УВД) во всех странах используются радиотехнические средства наблюдения (РТСН) воздушной обстановки (первичные и вторичные РЛС, системы автоматического зависимого наблюдения АЗН, multilateration системы MLAT). От стабильности их технических параметров и надежности функционирования зависит безопасность полетов воздушных судов. Поэтому необходим постоянный контроль их работоспособности, технических характеристик и достоверности оценки текущей воздушной обстановки.
В целом качество функционирования системы УВД оценивается таким интегральным параметром как уровень безопасности полетов. Данный показатель, согласно определению Международного комитета по гражданской авиации ICAO, равен количеству авиационных происшествий, зафиксированных в течение заданного интервала времени в контролируемой системой УВД зоне воздушного пространстве, к общему количеству налетного времени за данный интервал. Измерение данного параметра в реальном масштабе времени позволяет оперативно следить за степенью соответствия работы системы УВД установленным нормативам.
Встроенные средства диагностики РТСН контролируют в основном техническое состояние его блоков и узлов и не дают представления о таких интегральных характеристиках, как зона видимости, вероятность обнаружения, точность определения координат воздушного судна, количество ложных тревог и т.п. Сложившийся механизм летных проверок РТСН позволяет оценивать перечисленные тактико-технические характеристики лишь на период проведения проверки (1-2 раза в год) и не дает гарантии, что все остальное время функционирования РЛС эти характеристики будут удовлетворять установленным нормам. К тому же, существующая методика летной проверки громоздка и трудоемка, так как предусматривает проведение расчетов, построение графиков и сравнительный анализ полученных результатов с эталонными.
Оценка уровня безопасности полетов в контролируемой зоне также не отвечает требованию оперативности, поскольку происходит путем подсчета обнаруженных воздушных инцидентов и происшествий за некоторый календарный период (полугодие, год).
Таким образом, одним из серьезных недостатков существующей системы управления воздушным движением является отсутствие средств, обеспечивающих объективный всесторонний, постоянный и оперативный контроль качества и достоверности информации о техническом состоянии РТСН и уровне безопасности полетов в реальном масштабе времени.
Читать дальше
1. Федеральная целевая программа по использованию ГЛОНАСС для гражданской авиации, утвержденная Постановлением Правительства России №1435 от 16.11.2003 // СПС Консультант Плюс.
2. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. №641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS // СПС Консультант Плюс.
3. Руководство по усовершенствованным системам управления наземным движением и контроля за ним (A-SMGCS). Международная организация гражданской авиации. Doc 9830, издание первое, 2004. - 100 с.
4. Распоряжение Минтранса РФ от 25 января 2002 г. №НА-36-р «О введении в действие Технических требований по обеспечению и выполнению процедур неточного захода на посадку методом зональной навигации по спутниковой навигационной системе // СПС Консультант Плюс.
5. Распоряжение Федерального Агенства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации №АЮ-142-р от 19 мая 2006 г. «О принятии на оснащение наземной локальной контрольно-корректирующей станции комбинированной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS ЛККС-А-2000» // СПС Консультант Плюс.
6. Указ Президента Российской Федерации от 17.05.2007 г. №638 «Об использовании глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
7. Спутниковые навигационные системы. Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет). МАИ каф. 604. 2014. - 338 с.
8. Соловьев Ю. А. Системы спутниковой навигации. М.: ЭКО-ТРЕНДЗ, 2017. - 270 с.
9. Фальков Э.Я. Мировой и отечественный курьезы вокруг АЗН-В // Крылья Родины. 2017. № 6–7. С. 34–100.
10. Фальков Э.Я. Интеграция беспилотных авиационных систем в общее воздушное пространство: ключевые проблемы и возможные пути решения // Крылья Родины. 2016. № 6. С. 26–102.
11. Фальков Э.Я. Кибербезопасность авиационных информационно-связных систем // Радиоэлектронные технологии. 2017. № 5. С. 26–109.
12. Costin A., Francillon A. Ghost is in the Air (Traffic): On insecurity of ADS-B protocol and practical attacks on ADS-B devices. Black Hat, USA. 2012. Pp. 1–102.
13. ICAO. Study on the convenience and feasibility of space-based ADS-B for regional implementation. 2018.
14. ICAO. GADSS Concept — International Civil Aviation Organization Global Aeronautical Distress and Safety System. 2017.
15. ICAO. Unmanned Aircraft Systems Traffic Management (UTM) – A Common Framework with Core Principles for Global Harmonization. Edition 2.
16. ICAO. IP-XX Space-based ADS-B Progress Update. ICAO ANI/WG4 Meeting 21-24 August 2018. 2018.
17. ICAO. Doc 8895 Manual of Aeronautical Meteorological Practice.
18. ICAO. Doc 10003 Manual on the Digital Exchange of Aeronautical Meteorological Information. 2014.
19. ICAO. Doc 10100 Manual on Space Weather Information in Support of International Air Navigation. 2018.
20. Guterres R.M. International Symposium on Enhanced Solutions for Aircraft and Vehicle Surveillance Applications // ADS-B Surveillance in High Density Small UAS Applications at Low Altitudes. Berlin, Germany. 2016. – 412 р.
21. McCallie D., Butts J., Mills R. Security analysis of the ADS-B implementation in the next generation air transportation system // International Journal of Critical Infrastructure Protection. 2011. Vol. 4, Aug., № 2. Pp.2–107.
22. RTCA. DO-367 The Minimum Operational Performance Standard (MOPS) for Flight Information Services - Broadcast (FIS-B) with Universal Access Transceiver (UAT). 2017.
23. RTCA. DO-252A Minimum Interoperability Standards (MIS) for Automated Meteorological Transmission.
24. RTCA. DO-267A Minimum Aviation System Performance Standards (MASPS) for Flight Information Services Broadcast (FIS-B) Data Link. 2004.
25. RTCA. DO-364 Minimum Aviation System Performance Standards (MASPS) for Aeronautical. 2016.
26. RTCA. DO-340 Concept of Use for Aeronautical Information Services (AIS) and Meteorological (MET) Data. 2012.
27. RTCA. DO-339 Aircraft Derived Meteorological Data via Data Link for Wake Vortex, Air Traffic Management and Weather Applications – Operational Services and Environmental Definition (OSED). 2012.
28. RTCA. DO-349 Architecture Recommendations for Aeronautical Information (AI) and Meteorological (MET) Data Link Services. 2014.
29. RTCA/EUROCAE. ED-151/DO-308 - Operational Services and Environment Definition (OSED) for Aeronautical Information Services (AIS) and Meteorological (MET) Data Link Services. 2007.
30. RTCA/EUROCAE. DO-264/ED-78A Guidelines for Approval of the Provision and Use of Air Traffic Services Supported by Data Communications. 2010.
31. RTCA/EUROCAE. ED-175/ DO-324 Safety and Performance requirements (SPR) for Aeronautical Information Services (AIS) and Meteorological (MET) Data Link Services. 2010.
32. Positioning System Standard Positioning Service Performance Standard: 4th Edition, USA, Washington, September 2018. - 160 p.
33. Strohmeier M. Assessing the impact of aviation security on cyber power / M. Smith, M. Schäfer, V. Lenders, I. Martinovic // 8th International Conference on Cyber Conflict (CyCon). NATO CCD COE. 2016. Pp. 23–141.
34. Strohmeier M. On perception and reality in wireless air traffic communication security / M. Schäfer, R. Pinheiro, V. Lenders, I. Martinovic // IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems. 2017. Vol. 18, Iss. 6. Pp. 13–157.
35. Samama N. Gal Positioning: Technologies and Performance. - John Wiley & Sons, 2018. - 376 p.
36. Tabassum A. Probabilistic Safety Assessment for UAS Separation Assurance and Collision Avoidance Systems // Aerospace, Vol. 6(2), No. 19, 2019. – 212 р.
37. WMO. WMO-No. 306 Manual on Codes. 2014. – 231 р.
Читать дальше