Введение 3
Глава I. Современные представления о дизартрии 5
1.1.Понимание дизартрии как сложного речевого нарушения, классификация форм дизартрии 5
1.2.Клинико-психологическая характеристика детей с ЗПР, страдающих дизартрией 13
Глава II. Организация и содержание логопедической работы с детьми с ЗПР, страдающими дизартрией 23
2.1. Диагностика дизартрии у дошкольников с ЗПР 23
2.2. Методы коррекции дизартрии у детей с ЗПР 36
Заключение 40
Список изученной литературы 41
Читать дальше
Дизартрия - нарушение звуковоспроизведения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата: дыхательной, голосовой, артикуляционной. При дизартрии из-за органического поражения центральной нервной системы нарушается формирование двигательных механизмов речи. В структуру дефекта при дизартрии входит нарушение всей произношения стороны речи и нарушение формирования неречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений, психических процессов (восприятия, памяти, внимания) и др. Наиболее тяжелые варианты дизартрии встречаются у детей с церебральным параличом (церебральный паралич), менее выраженные - у детей с ЗПР (умственной отсталостью), умственно отсталыми. Стертая дизартрия (легкая дизартрия или минимальные дизартрические расстройства (МЛУ)) сегодня более распространена в логопедии. Из заявленных нарушений сложнее исправить нарушения произношения стороны речи.
Успех и результат процесса систематической и дифференцированной логопедии для детей со стертой дизартрией будут более эффективными при активном участии родителей в коррекционной работе. Задачи, с которыми сталкиваются родители при работе с ребенком: развитие мотивации, контроль выполнения заданий и речи ребенка, заинтересованное участие в коррекционной работе, проводимой логопедом, и ее результатах. При этом родители должны получить подробную консультацию логопеда и понять для себя, что является основными препятствиями на пути к овладению нормальным произношением. Это поможет им адекватно отреагировать на речевые и личностно-психологические проблемы своего ребенка, оценить его перспективы и успехи, что, в свою очередь, повысит эффективность коррекционно-педагогической работы логопеда.
Читать дальше
1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. — Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.
2. Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник/В.П.Белянин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 232с.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158 с.
4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Галперин. – М.: Издательство «Наука», 1981. – 140с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — Т.1. – 472 с.
6. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351 с.
7. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2002. — 144 с.
8. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с.
9. Кривовязова Н. Д. Обучение связной речи: Учебно-методическое пособие / Н.Д. Кривовязова. – М.: НМЦентр, 2000.
10. Куссмауль А. Расстройство речи. Опыт патологии речи. Киев: Вече, 1879. – 240 с.
11. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160с.
Читать дальше