ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ, АЛАЛИИ 7 1.1 Диагностика дизартрии 7 1.2 Классификации форм дизартрии 15 1.3 Особенности дифференциальной диагностики алалии 16 Глава 2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ И АЛАЛИИ 19 2.1 Исследования отечественных логопедов по вопросу дифференциальной диагностики формы дизартрии и алалии 19 2.2 Диагностика слоговой структуры слов и грамматического строя языка у детей с дизартрией 25 2.3 Коррекционно-педагогическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей с алалией и дизартрией 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

Дифференциальная диагностика и коррекция структуры слова у детей с дизартрией и алалией

курсовая работа
Педагогика
60 страниц
45% уникальность
2020 год
35 просмотров
Лебедева Д.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ, АЛАЛИИ 7 1.1 Диагностика дизартрии 7 1.2 Классификации форм дизартрии 15 1.3 Особенности дифференциальной диагностики алалии 16 Глава 2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ И АЛАЛИИ 19 2.1 Исследования отечественных логопедов по вопросу дифференциальной диагностики формы дизартрии и алалии 19 2.2 Диагностика слоговой структуры слов и грамматического строя языка у детей с дизартрией 25 2.3 Коррекционно-педагогическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей с алалией и дизартрией 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Читать дальше
С каждым годом логопедическая наука развивается и вносит различные коррективы в методы, документацию и т.д. Но, тем не менее, опыт авторов прошлых веков остается неизменным, являясь основой для развития этой науки в целом. Тема работы - "дифференциальная диагностика форм дизартрии и алалии". Выбор темы обусловлен ее актуальностью и недостаточным знанием проблемы, что требует особого рассмотрения в научно-методическом аспекте. Например, после обследования перед логопедом стоит задача поставить диагноз, и вся дальнейшая коррекционная работа будет зависеть от того, насколько правильно он его поставит.


Если нужно в крайний срок заказать докторскую диссертацию в Краснодаре , обратитесь к нашим авторам.


. Но часто логопед затрудняется это сделать по той причине, что одно нарушение речи сходно по своей этиологии с другим нарушением. А для этого, прежде всего, необходимо знать, какие проявления имеет одно нарушение, а какие - другое. Таким образом, хотелось бы сказать, что вопрос дифференциальной диагностики дизартрий и алалий находится в стадии разработки, и мне как будущему логопеду было интересно внести немного ясности в рассмотрение этой проблемы. Широкий анализ практики показал, что формы дизартрии часто путают с алалией. Однако есть и отличия в детальном исследовании. Впервые на это обратил внимание Г. Гуцман, доказав, что, например, коррекция звукового произношения в отличие от алалии при дизартрии вызывает определенные трудности [12, с. 102]. В курсовой работе не была поставлена задача рассматривать дифференциальную диагностику каждого из этих речевых расстройств в отдельности. Напротив, я попытался показать в сравнении, какие проявления имеет форма дизартрии, а какие - алалия. Для удобства я сгруппировал полученные данные в таблицы, которые четко отражают суть этого вопроса. Итак, что же такое форма дизартрии? Основные проявления формы дизартрии? Каковы ее классификации? В чем разница между дифференциальной диагностикой форм дизартрии и алалии и, наоборот, насколько она схожа? Я попытался ответить на эти и многие другие вопросы в этом курсовом проекте. Я уделял больше внимания проблеме формы дизартрии, чем алалии. Поскольку изучение алалии ведется с 30-х годов XIX века, за это время накоплен большой объем научно - методического материала. Многие авторы считали своим долгом внести свой вклад в изучение этого нарушения. Однако обзор литературных данных показывает, что стертые формы дизартрии остаются недостаточно изученными, а системный подход к коррекции этого речевого расстройства не разработан. Таким образом, методы дифференциальной диагностики форм дизартрии и аналогичных состояний (алалии) до сих пор недостаточно систематизированы. Объект исследования — звуковая и слоговая структура слова у детей с дизартрией и моторной алалией при ОНР III уровня. Предмет исследования — дифференциальная диагностика и коррекция структуры слова у детей с дизартрией и алалией. Цель исследования — экспериментально проверить эффективность системы коррекционного обучения по формированию звуковой и слоговой структуры слова у детей с дизартрией и моторной алалией (оба случая ОНР III уровня). Исходя из поставленной цели предстояло решить следующие задачи исследования: 1. Проанализировать степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии. 2. Изучить формирование слоговой и звуковой структуры слова у детей в норме и с речевой патологией. 3. Выявить особенности нарушений структуры слова у детей, имеющих дизартрию и моторную алалию. 4. Провести коррекционно-педагогическую работу по формированию слоговой структуры слова у детей с алалией и дизартрией. Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами нашего исследования. Применялись методы теоретического исследования: обобщение научной литературы по проблеме; изучение опыта работы логопедов по формированию звуковой и слоговой структуры слова у детей с речевой патологией; проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов. Полученные данные подвергались количественному и качественному анализу (обрабатывались методами математической статистики). В качестве дополнительных методов исследования применялись: анализ педагогической и медицинской документации (личные дела, протоколы ПМПК, медицинские карты, данные функционального дообследования, речевые карты), беседы с воспитателями, педагогами, анализ действующей учебно-программной документации. Научная новизна исследования определяется тем, что на основе проведения комплексного обследования разработана, теоретически и практически обоснована дифференцированная методика логопедической работы по формированию структуры слова у детей с дизартрией и моторной алалией. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют: 1) уточнить научные представления о механизмах нарушений структуры слова у детей с дизартрией и моторной алалией; 2) выявить, что состояние структуры слова может выступать в качестве дополнительного дифференциально-диагностического критерия при двух сходных состояниях ОНР III уровня; 3) разработать и обосновать направление и содержание дифференцированного коррекционного воздействия по формированию структуры слова у детей с дизартрией и моторной алалией. Практическая значимость исследования: 1. Разработанная методика диагностики и формирования звуковой и слоговой структуры слова при ОНР может быть рекомендована практическим логопедам системы образования и здравоохранения. 2. Клиническая диагностика позволит спланировать методистам ЛФК, педагогам по логоритмике комплекс дифференцированных упражнений по преодолению апраксии и развитию общей и мелкой моторики. 3. Разработанный методический материал по формированию звуко-слоговой структуры слова может быть рекомендован воспитателям старших и подготовительных групп массовых детских садов и учителям начальной школы для развития речи детей с ОНР. 4. Материалы исследования могут быть использованы для подготовки студентов по специальности «Логопедия», на курсах повышения квалификации логопедов, воспитателей, методистов детских дошкольных учреждений, учителей начальной школы. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
В работе был подробно рассмотрен вопрос дифференциальной диагностики стертых форм дизартрии и алалии. Цель поиска сходств и различий в диагностике этих расстройств была достигнута. В результате этой работы выяснилось, что дизартрия является одним из наиболее распространенных речевых расстройств, встречающихся в логопедической практике, а вопросы диагностики и содержания коррекционной работы с детьми со стертыми дизартриями остаются недостаточно разработанными как в теории, так и на практике. Изучение содержания коррекционной работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении показало, что в процессе коррекции логопеды и педагоги в основном ориентируются на методические рекомендации по коррекции ОНР, в которых не учитываются клинические причины и закономерности формирования звуковой и слоговой структуры слова у детей с дизартрией и двигательной алалией. Однако диагнозы, которые дети получают в специальных детских учреждениях, не всегда отражают механизмы речевых нарушений. На практике мы сталкиваемся с тем, что при одном и том же педагогическом диагнозе механизмы речевых нарушений могут быть разными: например, III уровень ОНР обусловлен легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, а III уровень ОНР обусловлен моторной алалией. В обоих случаях звуковая структура слова деформируется. Однако дети первой группы испытывают трудности в овладении звуковым составом слова вследствие двигательных нарушений соответствующих артикуляционных движений, обусловленных парезами и параличами артикуляционных органов. А у детей второй группы ведущими являются трудности в овладении звуковым и слоговым составом слова вследствие нарушения мозговых механизмов, различающих и дифференцирующих артикли (кинестетическая апраксия) и строящих программы последовательности артикуляционных движений (кинестетическая апраксия). Нарушения звуковой и слоговой структуры слова при ОНР вызывают определенные трудности в дифференциальной диагностике у детей с дизартрией и алалией. Изучение закономерностей формирования звуковой и слоговой структуры слов у детей с дизартрией и детей с алалией является важнейшим направлением в изучении данной проблемы. Разработка научно-методических рекомендаций по данному вопросу является актуальной задачей современной логопедии. Следует также отметить, что в ряде наблюдений было установлено, что дети страдают неясными, непонятными, на первый взгляд, как бы одинаковыми дефектами. Однако глубокое изучение позволило выделить две группы этих детей (дизартрия и алалия), которые имеют совершенно разную природу речевого дефекта. Более детальное обследование необходимо при дизартрии, так как данный вид нарушения передачи звука обусловлен не только нарушением артикуляционной моторики, но и нарушением других компонентов речи. А двигательные нарушения артикуляционного аппарата более выражены и тяжелы по сравнению с алалией. При алалии отсутствуют грубые нарушения артикуляционного аппарата, а в некоторых случаях вообще отсутствуют нарушения артикуляции. Дети со стертой формой дизартрии напоминают алалию. Однако при обследовании выявляются неблагоприятные факторы в анамнезе, органическая микросимптоматика в неврологическом статусе, а также трудности в проведении логопедических мероприятий. Если дефект речи при алалии связан с неправильным произношением отдельных звуков или групп, то дизартрия влияет не только на воспроизведение звука, но и на голос, темп, плавность, модуляцию, дыхание и т. д. Случаи нарушения звуковоспроизведения в сочетании с нарушениями голоса и дыхания нельзя рассматривать как комплексную алалию или задержку речевого развития. В этих случаях правильным выводом является: форма дизартрии, при которой необходимо проводить специальную комплексную коррекционную работу, сочетающуюся с массажем, лечебной физкультурой, специальными суставными упражнениями, направленными на развитие и укрепление суставных мышц, массажем суставного аппарата. Таким образом, вопрос дифференциальной диагностики форм дизартрии и алалии остается открытым и недостаточно изученным. Но поскольку логопедия развивается с каждым годом, вполне возможно, что через несколько лет этот вопрос не станет проблемой.
Читать дальше
1. Архипова, Е.Ф. Дизартрия. – М., - 2006. – 523 с. 2. Бачина, О.В., Вилочева, М.П. Школьный логопункт: Организация и содержание работы. - М.: ТЦ Сфера, 2019. – 452 с. 3. Бородич, А.М. Система развития речи детей. - М.: Просвещение, 2011. - 126 с. 4. Грибова, О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. - М.: Владос, 2012. – 851 с. 5. Гуровец, Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии, – М., 1982. – 125 с. 6. Елецкая, О.В., Горбачевская, Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2017. – 451 с. 7. Жафяров, А.Ж., Жафяров, Р.А. Математическая статистика. - Новосибирск, НГПУ, - 2016. – 256 с. 8. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2012.- 157 с. 9. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика форм дизартрий и сложной алалии // Дефектология. – 1996. – №5. – 119 с. 10. Ковшиков, А.А. Экспрессивная алалия. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. - 412 с. 11. Костромина, С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении речи. Серия «Практическая психология» - М.: Ось-89, - 2015. – 524 с. 12. Лепская, Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. - М., 2013. - 189 с. 13. Логопедия: Учебн. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, - 2014. – 680 с. 14. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/ Под. ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, - 2013. – 251 с. 15. Лопатина, Л.В. Приемы логопедического обследования дошкольников с формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. – 1986. – №2. – С. 64 – 70. 16. Лопатина, Л.В. Дифференциальная диагностика дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – С. – Пб., 2000. – С 177–182. 17. Марктова, А.К. О преодолении нарушений слоговой структуры слова у детей страдающих алалией / Совещание - семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с ТНР. - М., 1964. 18. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной алалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 1. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – С. 214–218. 19. Мартынова, Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей – алаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Норма. – 1967. – С. 98 – 99. 20. Мелехова, Л.В. Дифференциация алалий. // Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. – М.: - 2016. - С 80 – 85. 21. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: Речь, - 2017. - С. 237-238. 22. Немов, Р.С. Психология , книга 3-я. - М. Высшая школа. - 2018. – 563 с. 23. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Левиной Р.Е. - М.: Столица, 2007. - 273 с. 24. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2002. – 142 с. 25. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение нарушения речи у детей.- СПб.: Союз, 2011. - 240 с. 26. Поваляева, М.А.: Справочник логопеда – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002. 27. Правдина, О.В. Логопедия. – М.: - 2016. – 412 с. 28. Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Норма. - 2017. – 231 с. 29. Pay, Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. – М., Медгиз, - 2016. – 524 с. 30. Соботович, Е.Ф., Чернопольская, А.Ф. Проявления форм дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. – М., 1974. – №4. 31. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Педагогика, 2016. - 312 с. 32. Токарева, О.А. Функциональные алалии. // Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: 1969. – С 104 – 107. 33. Трауготт, Н.Н. Как помочь детям. - СПб.: Питер, 2014 - 69 с. 34. Филичева, Т.Б., Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. Основы логопедии – М.: 1989. – 221 с. – С 82 – 85. 35. Флерова, Ж.М. Логопедия. - Ростов н/Д, 2000. – 453 с. 36. Фотекова, Т.А. Тестовая диагностика младших школьников: методическое пособие для школьных педагогов/ Т.А. Фотекова. - М.: Аркти, 2003. – 623 с. 37. Хватцев, М.Е. Логопедия. – М.: Норма. – 2017. – 156 с. 38. Цейтлин, С.Н. Детские словообразовательные инновации. - СПб.: Наука, 2014. - 524 с. 39. Шембель, А.Г. Механические алалии. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: - 2015. – С 128–134. 40. Ястребова, А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. - М., 2014. - 547 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Финансовое обеспечение полномочий органов власти субъектов рф в сфере образования. Напримере Красноярского края
Количество страниц:
49
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Государственные и муниципальные финансы
курсовая работа
Что такое стресс?методы профилактики
Количество страниц:
21
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Физиология
курсовая работа
Административно-правовое регулирование в сфере профессионального спорта.
Количество страниц:
42
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Административное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image