В курсовой работе рассмотрены особенности вещного права в гражданско-правовом аспекте в целом, и применительно к войскам национальной гвардии Российской Федерации, изучен правовой статус данного органа исполнительной власти. Нами проанализированы права на финансовое и материально-техническое обеспечение, имущественные права.
В частности, в первой главе отмечено, что Федеральная служба войск национальной гвардии является федеральным органом исполнительной власти России и осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
Вещные права Российской гвардии оформляют и закрепляют принадлежность вещей (материальных объектов имущественного оборота) субъектам гражданских правоотношений, иначе говоря, статику имущественных отношений, регулируемых гражданским правом.
Их специфика заключена в том, что они носят абсолютный характер и оформляют непосредственное отношение лица к вещи, дающее ему возможность использовать соответствующую вещь в своих интересах без участия иных лиц.
Категорией вещных прав охватываются не только право собственности, но и иные ограниченные (по сравнению с содержанием права собственности) вещные права.
Существование этих прав собственности во внутреннем праве связано с существованием планово-регулируемой государственной экономики.
Государство, являясь собственником основной части имущества, объективно не может напрямую управлять принадлежащими ему объектами, но при этом вынуждено передавать в имущественный оборот «самостоятельные» юридические лица - «предприятия» и «учреждения», закрепляя их собственность на ограниченном праве собственности.
По результатам исследования, проведенного во второй главе, стоит сделать вывод о том, что существование ограниченных вещных прав войск национальной гвардии Российской Федерации объясняется тем, что до настоящего времени в российском гражданском праве сказываются последствия реализации в течение всего советского периода истории идеи национальной экономики "как единого, управляемого из одного центра государственного предприятия, входящего в качестве звена в аппарат государства".
Право собственности оформляет и закрепляет принадлежность вещей (материальных объектов имущественного оборота) к субъектам гражданского права, то есть статику имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Их специфика в том, что они абсолютны и формализуют прямое отношение человека к вещи, что дает ему возможность использовать вещь в своих интересах без участия окружающих. Категория прав собственности охватывает не только права собственности, но и другие ограниченные (по сравнению с содержанием прав собственности) права собственности.
Но следует отметить, что реализация данной идеи, выразившаяся в формулировании и обосновании таких ограниченных вещных прав как право оперативного управления и, позднее, право хозяйственного ведения, государственных предприятий и учреждений, и даже закреплении этих правомочий на законодательном уровне, происходило далеко не сразу.
Используемые войсками национальной гвардии земельные участки, а также здания, сооружения, техника и другое имущество войск национальной гвардии, созданное (создаваемое) или приобретенное, (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью.
Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Земельные участки, военные городки, здания и сооружения, занимаемые органами управления, соединениями и воинскими частями войск национальной гвардии, находящиеся в собственности, безвозмездном пользовании, постоянном (бессрочном) пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в случае исключения данных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях из указанных перечней закрепляются за войсками национальной гвардии в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В целом, резюмируя две главы данной курсовой работы, стоит сделать вывод о том, что вещные права национальной гвардии Российской Федерации закреплены на законодательном уровне. Также стоит отметить, что Правительство Российской Федерации уделяет должное внимание разработке и совершенствованию нормативно-правовых актов, касающихся данной отрасли правоотношений.