Для достижения заявленной в работе цели были решены следующие задачи:
Рассмотрено понятие проекта и проектной деятельности;
Дана характеристика инструментов маркетинговых исследований;
Рассмотрены особенности жизненного цикла проекта;
Охарактеризованы методы маркетинговых исследований на этапах жизненного цикла проекта.
При рассмотрении маркетингового проекта сохранение стандартного жизненного цикла проекта становится не корректно, поскольку в маркетинговом проекте происходит работа с продуктом или услугой, созданной не самим маркетинговым агентством, а фирмой-клиентом, то процедуры по сбору информации принимают иной масштаб и степень важности.
Объединение этапа сбора информации с этапом планирования неправильно, поскольку на данном этапе могут появиться новые неучтенные ранее данные, которые могут значительно повлиять на решение о необходимости дальнейшей работы с проектом.
В связи с чем, стандартная схема жизненного цикла проекта имеет следующий вид:
инициирование,
сбор информации,
планирование,
реализация,
завершение.
Основным инструментом сбора и анализа информации выступают маркетинговые исследования.
Маркетинговые исследования необходимы для ведения здорового и успешного бизнеса. Методики и инструменты маркетинговых исследований помогают получить ответы практически на весь спектр вопросов, которые затрагивают текущую рыночную ситуацию, а так же позволяют понять, что нужно целевым клиентам компании и как создавать продукт, который будет соответствовать их ожиданиям и потребностям, а так же будет пользоваться спросом.
Маркетинговые исследования представляют собой поиск, сбор и анализ информации, которая обеспечивает потребности маркетинговой работы современной компании.
Маркетинговые исследования - это мероприятия, имеющие конкретную цель, которая заключается в решении той или иной проблемы. При этом не существует каких-либо четких схем и стандартов, которым должна следовать организация при решении подобных задач. Эти моменты определяются самостоятельно, исходя из потребностей и возможностей предприятия.
Любой процесс маркетингового исследования проектной деятельности состоит из 6 этапов:
постановка необходимых задач проекта,
составление актуально программы исследования проекта, направленную на решение поставленных задач,
сбор необходимой информации,
анализ полученных информационных данных,
подготовка отчета и выводов,
принятие решений.
В результате любого маркетингового исследования должно быть принято управленческое решение, ведь для этого и собирается вся информация. Иногда может быть принято решение провести повторное или более углубленное исследование, но это все равно решение, направленное на проектирование и реализацию конкретной деятельности.
Маркетинговые исследования могут быть организованы и проведены либо с помощью специализированного исследовательского агентства, либо с помощью собственного исследовательского отдела фирмы при планировании реализации проекта.
Для получения данных при проведении любого научного исследования используется два основных типа источников информации:
Первичные – получают в ходе проведения маркетингового исследования;
Вторичные – анализ и обработка данных, ранее уже кем-то полученных.
Вторичные источники - это имеющиеся данные, которые всегда следует изучать в первую очередь.
Нередко, однако, оказывается, что эти данные были собраны с целями весьма далекими от основного направления предпринимаемого исследования, а потому их необходимо дополнить путем сбора новых, или первичных, данных.
Это различие между источниками информации находит отражение в существовании двух различных терминов - кабинетное исследование (research) и внекабинетное исследование (field research).
Их могут проводить постоянно или эпизодически. В первом случае мероприятие ведется регулярно в процессе работы компании. Ко второму варианту прибегают, когда у бизнеса появились проблемы или для их предупреждения.
Если компания хочет всегда быть конкурентоспособной, популярной среди ЦА и иметь стабильную, высокую прибыль, исследования нужно проводить систематически. Это поможет быстро реагировать на изменения рынка и вовремя менять внутреннюю политику в отношении, например, оптимизации производства или продвижения.
Есть еще специальное эпизодическое мероприятие, которое проводят в отношении нового товара, продукции или услуги. Его достаточно обосновать и провести анализ необходимости в нем. Дальше идет постановка целей и составление плана работ.
В процессе исследований проводится сбор информации, данных, результаты которых систематизируются для последующей работы с ними. В конце подводятся итоги, интерпретируются результаты, делаются выводы, определяются рекомендации и создается специальный доклад для руководства.
Финишем любой исследовательской работы является оценка полученных результатов.
Организация маркетинговых исследований - это достаточно ответственный момент, от которого может зависеть успех всего предприятия. Многие фирмы предпочитают заниматься этим вопросом самостоятельно. В данном случае практически не требуется никаких дополнительных затрат. Кроме того, отсутствует риск утечки конфиденциальных данных. Тем не менее есть в таком подходе и отрицательные моменты. Не всегда в штате есть сотрудники, которые имеют достаточный опыт и знания для проведения качественного маркетингового исследования. Кроме того, кадры организации не всегда могут подойти к данному вопросу объективно.
Учитывая недостатки предыдущего варианта, правомерно заявлять о том, что лучше привлекать к организации маркетингового исследования сторонних специалистов. Они, как правило, имеют большой опыт работы в данной сфере и соответствующую квалификацию. Кроме того, не являясь связанными с данной организацией, они абсолютно объективно смотрят на ситуацию. Тем не менее, привлекая специалистов со стороны, вы должны быть готовы к тому, что качественное исследование стоит достаточно дорого. Кроме того, маркетолог не всегда хорошо знает специфику отрасли, в которой работает производитель. Самый серьезный риск заключается в том, что возможна утечка конфиденциальной информации и перепродажа ее конкурентам.
Таким образом, маркетинговые исследования являются важным фундаментом для получения информации при реализации проектной деятельности.