Введение 3
Глава 1 Понятие уполномоченного по правам человека 5
1.1 Общая характеристика уполномоченного по правам человека 5
1.2 Отдельные вопросы уполномоченного по правам человека 7
Глава 2 Особенности уполномоченного по правам человека в России 10
2.1 Характеристика уполномоченного по правам человека в России 10
2.2 Деятельность уполномоченного по правам человека в России 32
Глава 3 Проблемы и пути совершенствования института уполномоченного по правам человека в России 10
3.1 Проблемы института уполномоченного по правам человека в России 40
3.2 Пути совершенствования института уполномоченного по правам человека в России 42
Заключение 50
Список литературы 55
Читать дальше
Представляется целесообразным вести должность специализированного Уполномоченного по контролю за обеспечением прав лиц, находящихся в местах лишения свободы.
На наш взгляд, в случае функционирования специализированного Уполномоченного, в его ведении должна быть работа Уполномоченных непосредственно в исправительных учреждениях.
Мы уверенны, что данная мера улучшила бы психологический климат в местах отбывания наказания, а также предотвращению нарушений, как сотрудниками, так и осужденными.
В своих ежегодных докладах Уполномоченный указывает на жалобы по гуманизации исполнения наказания и защиты прав «уязвимых» групп осужденных (женщины, инвалиды и несовершеннолетние).
Указанные нам предложения, как мы уже высказались, возможно, поспособствуют ускорению процесса реформации и усовершенствования.
Безусловно, требуется еще некоторое количество времени, для доведения работы института до высокого уровня использую различные методы и способы его усовершенствования и возможно принятия опыта стран, в которых данный институт осуществляет нормальную и стабильную работу, приносящую положительный результат.
Однако не закрепление в тексте Конституции РФ статуса специализированного Уполномоченного по правам человека и даже отсутствие упоминания о возможном существовании специализированных уполномоченных по правам человека лишь расширяет потенциал Конституции РФ и не препятствует развитию этого института [17, с. 14].
На основе проведенного исследования мы выявили некоторые коллизии в действующем законодательстве, регулирующем институт Уполномоченного, и предложили конкретные решения по созданию специализированной системы омбудсменов, развитию сотрудничества между региональными и федеральными уполномоченными, углублению международного сотрудничества в этой области и т.д.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что действующий в России институт федерального и региональных уполномоченных по правам человека показывает свою востребованность и необходимость, он является достаточно эффективным механизмом в общей системе государственной защиты прав граждан, а также одним из элементов совокупной системы гражданского общества и государства по обеспечению, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Дальнейшее развитие института уполномоченных, в том числе в рамках принятия проекта федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», будет способствовать повышению эффективности правозащитной деятельности уполномоченных по правам человека.
Например, в настоящий момент компетенция регионального уполномоченного не распространяется на территориальные органы федеральных министерств и ведомств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (правоохранительные органы и «силовой блок»). В то же время, значительная часть жалоб, поступающих к уполномоченному в субъекте РФ, относится к деятельности указанных органов (полиция, исправительные учреждения и т. д.).
Достаточно ограничены возможности регионального уполномоченного по правам человека и по самостоятельному использованию судебных форм защиты в интересах граждан.
Принятие указанного законопроекта, возможно, будет способствовать устранению и этих пробелов.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и до-полнениями на 21.07.2014 № 11-ФКЗ: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993] // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 494ФЗ: текст с изменениями и дополнениями на 27 декабря 2019 г.: [принят Государственной думой 18 декабря 1996 г.: одобрен Советом Федерации 25 декабря 1996 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации 27 декабря 2019 г.
3. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федера-ции: комментарий к Федеральному конституционному закону / В. В. Бойцова, Л. В. Бойцова. М. : Норма : ИНФРА-М, 1997. 128 с.
4. Закон № 77 Пермского края «Об уполномоченном по правам человека в Пермском крае»
5. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 // СЗ РФ. 2009. № 36. Ст. 4312
6. Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс: в 2 т. М., 2011. Т. 1. 111 с.
7. В РФ появится омбудсмен по защите прав инвалидов // Рос. газ. 2013. 29 марта.
8. Галкин И.В. Проблема обеспечения эффективной реализации законодательства в сфере защиты прав человека в Российской Федерации // Lex russica (Русский закон). 2016. № 2. 214 с.
9. Калинина Е.Г. О специализированных омбудсменах и критериях их специализации // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2016. №2. 111 с.
10. Калинина Е.Г. Специализированные уполномоченные по правам человека в РФ: новый элемент в системе внутригосударственного механизма защиты прав человека // Рос. юрид. Журн. 2016. № 5(98). 206 с.
11. Кельмакова Д.Г. К истории становления института омбудсмена в России // Марийский юридический вестник. 2016. № 2 (17). 313 с.
12. Мелехин А.В. Институт омбудсмена в системе государственной защиты прав человека в государствах Британского содружества // Юридический мир. 2017. № 7. 700 с.
13. Саликов М.С. Динамика и формы развития Конституции // Кон-ституция Российской Федерации: проблемы реализации и перспективы развития конституционализма. Екатеринбург. 2016. 111 с.
14. Сунгуров А. Ю., Шишлов А. В. Сравнительный анализ законодательства об Уполномоченном по правам человека в некоторых субъектах РФ //Государство и право. 2016. № 4. 212 с.
15. Тимофеев М.Т. Институт омбудсмена в Великобритании и Ир-ландии: контроль, основанный на сотрудничестве. М., 2016. 106 с.
16. Stuhmcke A. Australian Ombudsmen and Human Rights // Australian Institute of Administrative Law Forum. 2016. Vol. 66.
17. На защиту прав студента // Образовательный портал Слово [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.portal-slovo.ru/topic/46978.php (дата обращения: 07.10.2020)
Читать дальше