Сколько стоит заказать курсовую работу в спб ? Узнайте на Work5.
. По нацпроекту «Культура» до 2024 г. планируется преобразовать 660 библиотек: из обычных муниципальных в необычные модельные. Каждая из них — с высокой миссией и уникальным дизайном, реализации которого способствуют средства из федерального и муниципального бюджетов. На выигранные гранты будущие модельные библиотеки не только проводят косметический ремонт и пополняют книжные фонды, но и закупают роботов-библиотекарей, создают на базе учреждения кружки для лингвистов и блогеров, открывают арт-кафе и музыкальные гостиные. Модельная библиотека — относительно новый формат взаимодействия муниципальной библиотеки и читателя. Первые модельные библиотеки появились еще в прошлом году, а потому для ряда городов и населенных пунктов такая модернизированная библиотека стала уже привычной реальностью. Это особое пространство, которое из книгохранилища и читального зала трансформировалось в арт-холл для презентаций или мультимедийную коворкинг-зону для работы, общения и обучения. В модельных библиотеках посетители слушают мастер-классы, играют в театре, выходят в виртуальную реальность и не только. Первые модельные библиотеки появились в 2019 г. Тогда был запущен федеральный проект «Культурная среда» в рамках нацпроекта «Культура». Согласно проекту, с 2019 по 2024 гг. за счет средств федерального и регионального бюджетов ежегодно будут создаваться 110 модельных муниципальных библиотек: 80 муниципальных и 30 центральных муниципальных. Кроме того, в нынешнем и прошлом году были набраны дополнительные участники сверх квоты. В результате сейчас модернизировано (и еще модернизируется) 244 библиотеки. Конечно, реализация проекта не идеальна: уже много сказано об инертности и неповоротливости проектных офисов и федеральных и муниципальных властей, о хищении средств и проблемах с подрядчиками. Однако тем ценнее примеры успешной реализации замысла сотрудников библиотеки. Помещения модернизированных библиотек оформлены в соответствии с современными дизайн-проектами: в эко-стиле, в тематике «Гарри Поттера» или космического пространства, с ориентацией на народные мотивы региона или в стилистике лофта. Во многих из них появились отдельные детские и подростковые зоны, а библиотечная мебель подобрана с учетом возрастных особенностей детей: разноуровневые и мобильные стеллажи в виде книжных домиков, стеллажи для игрушек и напольные сиденья-пуфики. Для удобства посетителей установлены шкафы-локеры для личных вещей с электронным замком, для реализации задуманных планов во время культурных мероприятий — трансформирующиеся столики-картины и откидные экраны. Модельные библиотеки получают современное техническое оснащение: электронные читальные залы, богатый фонд электронных и аудиокниг, бесплатное подключение к фондам Национальной электронной библиотеки. Кроме того, фонды учреждений постепенно оснащают системой автоматизации с помощью RFID-технологии: каждая книга получает RFID-метку, благодаря чему читатель оформляет ее выдачу через станцию самообслуживания. Во всех библиотеках-участницах проекта появились компьютеры, фотоаппараты, проекторы, очки виртуальной реальности и даже синтезаторы. Для читателей с ОВЗ в модернизированных библиотеках расширены дверные проемы, установлены удобные двери, пандус и поручни, специально переоборудован санузел. Для читателей с проблемами со зрением в большинстве библиотек установлены стационарные видеоувеличители. Перечисленные характеристики модельных библиотек могут вызвать недоверие: все это звучит слишком фантастически. Однако примеров успешного воплощения замысла от библиотек-конкурсантов уже немало. Нельзя говорить о создании единого национального информационного пространства без развития сельских библиотек, которых в России более 38 тысяч, и обслуживают они свыше 40 миллионов жителей, то есть, практически четверть населения страны. Но лишь незначительная их часть, около 9% были оснащены компьютерной техникой и лишь 3% имели доступ к Интернету. При этом, часто, именно сельская библиотека является единственным культурным учреждением на селе. Именно она осуществляет самые разнообразные функции - образовательную, досуговую, развлекательную, культурно-просветительную, мемориальную, историко-краеведческую, а также функцию оказания социальной помощи населению. Последняя особенно важна в отдаленных деревнях в настоящих условиях пандемии, таких, где отсутствует возможность создать специализированные службы социальной поддержки населения. Все это доказывает, что в ликвидации информационного неравенства особое внимание должно быть направлено на информатизацию сельских библиотек. В понятие «модельная библиотека» вкладывается широкий смысл. «Благодаря своей доступности, библиотека способствует устранению информационного неравенства, созданию условий для реализации интеллектуальной свободы, сохранения демократических ценностей и всеобщих гражданских прав, улучшения качества жизни» . «Библиотека обслуживает все категории граждан, предоставляет им комплекс библиотечно-информационных и сервисных услуг в наиболее удобном для них режиме: в самой библиотеке или вне библиотеки, а также по телефону или по электронной почте. Информационные технологии позволяют публичной библиотеке внедрять и использовать новые формы обслуживания, обеспечивать доступ к собственным и корпоративным информационным ресурсам любому пользователю вне зависимости от места его нахождения» . Из вышеприведённых данных, необходимо выразить актуальность темы исследования, заключающейся в безусловной важности перехода к модельным типам библиотек в сельской местности, для создания целостного и динамично развивающегося информационного поля в рамках сельской местности, целью которого является обеспечение актуальной информацией всех, без исключения жителей. Степень научной разработанности весьма высока, в виду чрезвычайной важности самого проекта и различных методов его реализации. Особую важность для данной работы представляли следующие авторы и их труды, так как в них отражен поэтапный план перехода к новому формату библиотек: -Короткевич М. Н. Моделирование - стратегический путь развития публичных библиотек; -Банных Г.А., Костина С.Н. Социально-демографические и поселенческие особенности получения и распространения информации (на примере Свердловской области); -Сельские библиотеки: сложности и достижения. -Основы Национального проекта «Культура» 2019-2024, который включает три федеральных проекта: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». -Важен для исследования роли уже реализованных мер улучшения библиотек, паспорт проекта «Культура», в котором отражены количественные критерии, которых необходимо добиться к 2025 году, но большое значение имеют проекты под эгидой «Культура» уже реализованные в период с 2009 по 2014 годы. Объектом настоящего исследования является непосредственно модельная сельская библиотека, предметом же аспекты ее формирования, а также функционирования в рамках села. Цель исследования: -Выявить содержательные и организационные особенности трансформации сельской библиотеки в модельную (библиотеку нового поколения). Задачи данного исследования, следующие: -Рассмотреть значимые этапы перехода от библиотеки традиционной к модельной; -Проследить основные типологические характеристики сельской библиотеки; -Проанализировать опыт библиотек Свердловской области по переходу сельских библиотек в модельные; -Актуализировать необходимость и важность переходного процесса. В базу исследования входит значительное количество документов и текстов федеральных целевых программ, к примеру: -Культура России (2006–2011 годы): федеральная целевая программа; -Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года. -Значительную важность представляют социальные сети и интернет-деятельность библиотеки, так как она показывает степень ее развитости и коммуникабельности. - Важен и сам сайт проекта «Культура», в частности его раздел: «Список библиотек по субъектам» . Структурно работа построена исходя из установленных целей и задачей, и включает в себя: введение, 3 главы, необходимые для раскрытия множественной корреляции в развитии типа модельной сельской библиотеки, а также итог работы в виде заключения и списка информационных источников, задействованных в процессе работы над темой. Методы исследования: В основе - анализ литературы по библиотековедению и культурологии, а также официальной документации. Структурный анализ - изучение принципов функционирования модельных библиотек России, а также их индивидуальных особенностей. Сравнительный метод - сравнение принципов работы библиотек: региональных стандартов, критериев ориентированности и непосредственно аспектов их деятельности. Эмпирические методы: данные социологических опросов, проводимые социологами централизованной библиотечной системы «Киевская» анкетирования и исследование, работа с документами.