ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 6 1.1. Понятие предложно-падежных конструкций речи и этапы его развития в онтогенезе 6 1.2. Особенности развития предложно-падежных конструкций речи и оптико-пространственных представлений у детей с дизартрией 14 1.3. Анализ методических подходов к преодолению предложно-падежных конструкций у дошкольников с дизартрией 21 Выводы по первой главе 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29  

Преодоление нарушений употребления предложно падежных конструкций у дошкольников с дизартрией

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
31% уникальность
2020 год
18 просмотров
Джеджера О.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 6 1.1. Понятие предложно-падежных конструкций речи и этапы его развития в онтогенезе 6 1.2. Особенности развития предложно-падежных конструкций речи и оптико-пространственных представлений у детей с дизартрией 14 1.3. Анализ методических подходов к преодолению предложно-падежных конструкций у дошкольников с дизартрией 21 Выводы по первой главе 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29  
Читать дальше
Структура дизартрии у детей определена стойким нарушением усвоения предложно-падежных конструкций языка, нормативным овладением, что является условием полноценного общего и речевого развития ребенка. Проблему, связанную с преодолением грамматических нарушений у детей с дизартрией в отечественной логопедии рассматривали Л.Н. Ефименкова, Г.И.


Делаем курсовые недорого . Оформляй заявку на сайте.


. Жаренкова, И.С. Жукова, Р.И. Лалаев, Р.Е. Левин, Н.А. Никашина и др. Сегодня проблема не теряет своей актуальности. Ребенок, во времени наблюдения реальных отношений предметов, делает попытки воспроизвести их в своей речи, делая конкретные выводы, обобщает, интуитивно пытается подчинять речь под данные правила. В физиологии на условно-рефлекторной основе осуществляется усвоение грамматической стороны речи. У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при склонении имен существительных, прилагательных и иных форм грамматики. Ребенок понимает, что для выражения своих мыслей необходимо применять определенные грамматические формы. Если ребенок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их, если это соответствует общей системе языка. Но вместе с тем наблюдается недостаточная гибкость в применении динамического стереотипа. Ребенок употребляет усвоенные грамматические формы и в тех случаях, когда имеются отступления от системы. В логопедии определены различные виды аграмматизмов в импрессивной и экспрессивной речи детей с дизартрией (Г.И. Жаренкова, Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина и др.). Специфика усвоения грамматических закономерностей языка, связанная с низким уровнем лингвистических обобщений и с нарушением процесса комбинирования языковых знаков на основе существующих правил, раскрыта в работах О.Е. Грибовой, Б.М. Гриншпуна, Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой и др., при этом отмечается стойкость нарушений грамматического характера у детей с системным недоразвитием речи. Практика работы дошкольных учреждений показывает, что у большинства детей с дизартрией отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и их неправильное употребление в синтаксических конструкциях без учета значения входящих в них слов, их грамматического оформления и последовательности. Особенно трудно детьми усваиваются значения предлогов цели, времени, отношения к объектам. Также трудность для детей с дизартрией представляют инвертированные и пассивные предложения. Пространственные категории относятся к важнейшим понятийным категориям, которые отражаются в речи ребенка и осваиваются им в старшем дошкольном возрасте. Сформированность пространственных представлений является важным компонентом в активизации речевой деятельности детей, в развитии понимания логико-грамматических структур языка, что очень важно для подготовки детей к обучению в школе. Кроме того, как показано в исследованиях Л.Н. Ефименковой и др., в общеобразовательных школах у детей выявляется большое количество ошибок, в основе которых лежит недостаточная сформированность грамматической составляющей речевого развития, в связи с чем, остается актуальной разработка эффективных методик и систем логопедической работы по преодолению этих нарушений у детей с дизартрией 3 уровня речевого развития в старшем дошкольном возрасте при подготовке к школьному обучению. Проанализировав литературу по данной теме можно выделить проблему исследования: совершенствование системы коррекционно-педагогической работы по преодолению предложно-падежных конструкций у дошкольников с дизартрией . Цель исследования: разработать и теоретически обосновать технологию преодоления предложно-падежных конструкций у дошкольников с дизартрией. Объект исследования: процесс преодоления предложно-падежных конструкций дошкольников с дизартрией. Предмет исследования: технология преодоления предложнопадежных конструкций дошкольниками с дизартрией. Для достижения цели, определены следующие задачи: 1. Проанализировать литературу и определить понятие предложно-падежных конструкций речи, а так же этапы его развития в онтогенезе 2. Раскрыть особенности развития предложно-падежных конструкций речи и оптико-пространственные представления у детей с дизартрией 3. Выполнить анализ методических подходов к преодолению предложно-падежных конструкций у дошкольников с дизартрией. Теоретико-методологическую основу исследования составили системный подход к анализу речевых нарушений Р.Е. Левиной; исследования посвященные изучению предложно-падежных конструкций в норме А.Н. Гвоздева; теоретическими положениями о нарушении грамматической стороны речи детей с нарушением речевого развития А.П. Воронова, Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Р.И Лалаевой, Е.Л. Малиованова, А.М. Моисеевой, Н.П. Рудаковой, Л.П. Савиной, Н.В Серебряковой, Т.Б. Филичевой, И.А. Филатова, Г.В. Чиркиной, Г.Р. Шашкиной, И. П. Шаховой и др.. В исследовании были использованы следующие методы: теоретические: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий); качественный и количественный анализ результатов исследования. База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г. Томска. Структура работы: работа состоит из введения, первой главы, заключения и списка использованных источников

Читать дальше
Анализ психолого-педагогической литературы и результаты проведенного экспериментального исследования позволяют нам сделать следующие выводы. 1. Понятие «общее недоразвитие речи», сложившееся в отечественной логопедии в 50-60-х г.г., остается актуальным для характеристики стойких системных речевых нарушений различной этиологии, характеризующихся сходными по симптоматике проявлениями. Всеми исследователями дизартрии отмечается большое количество разнообразных аграмматизмов, среди которых выделяются как нарушение падежных окончаний (смешение, замены окончаний), так и нарушение употребления предлогов (пропуски, редукция, смешения). 2. Анализ данных экспериментального изучения речи детей с дизартрией показал, что у дошкольников с дизартрией при выполнении серии заданий на изучение уровня сформированности понимания предложно-падежных конструкций было выявлено, что 46,67% детей имеют средний уровень сформированности понимания предложно-падежных конструкций, 40% детей – низкий уровень.; уровень сформирванности употребления предложно-падежных конструкций показал, что 46,67% детей имеют средний уровень сформированности умений употреблять предложно-падежные конструкции, 40% детей – низкий уровень. Качественный анализ результатов выполнения заданий на изучение понимания и употребления в речи предложно-падежных конструкций показал, что у детей нарушено понимание предложно-падежных конструкций, отражающие расположение предметов в пространстве; дети допустили значительное количество ошибок: пропускали предлоги, смешивали их значение; ошибочно выбирали падежные окончания существительных. 3. Сравнительный анализ уровня сформированности предложно- падежных конструкций и оптико-пространственной ориентировки показал, что у 14 детей отмечается взаимосвязь в уровне их развития, а у 1 ребенка (6,67%) данной взаимосвязи не выявлено: оптико-пространственная ориентировка находится на низком уровне, а предложно-падежные конструкции – на среднем. 4. На основе полученных результатов была разработана технология коррекционно-педагогической работы по преодолению предложно- падежных конструкций. В основу реализации данной технологии были положены следующие принципы – принцип целостности образовательной и коррекционно-педагогической работы, онтогенетический принцип, принцип индивидуально-дифференцированного подхода, принцип постепенного усложнения заданий, принцип деятельностного подхода, тематический принцип. Разработанная нами технология преодоления предложно- падежных конструкций у дошкольников с дизартрией включала в себя три основных этапа: подготовительный этап, основной этап, рефлексивный этап. Таким образом, разработанная нами технология по преодолению предложно-падежных конструкций у дошкольников с дизартрией, на наш взгляд будет способствовать совершенствованию коррекционно-педагогической работы в данном направлении.  
Читать дальше
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2014. – 247 с. 2. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Просвещение, 2014.- 304 с. 3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство-Пресс, 2017. – 472 с. 4. Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык: в 2 частях. Ч. 2. – М.: Либроком, 2012. – 352 с. 5. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. – М.: Директмедиа, 2018. – 114 с. 6. Жукова, Н.С Преодоление дизартрии у дошкольников. - М.: Либроком, 2015 . – 230 с. 7. Лалаева, Р.И. Коррекция дизартрии у дошкольников (преодоление лексики и предложно-падежных конструкций ). — СПб.: Союз, 2016. — 160 с. 8. Лалаева, Р.И., Преодоление лексики и предложно-падежных конструкций у дошкольников с дизартрией .- СПб.: Союз, 2015.- 224с. 9. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: АльянС, 2014. – 368 с. 10. Лепская, Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) – М.: Наука, 2017. – 260 с. 11. Люблинская, А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста / А.А. Люблинская // Преодоление восприятия пространства и пространственных представлений у детей. – М., 2016. – Вып. 86. – С. 47-62. 12. Лямина, И.П. Начальные этапы преодоления общения у детей с дизартрией . – М.: Либроком, 2016. – 166 с. 13. Малиованова, Е.Л. Преодоление грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с дизартрией . – М.: Алетейя, 2016. – 250 с. 14. Мусейибова, Т.А. Развитие пространственных отношений и отражение их в речи детей дошкольного возраста / Т.А. Мусейибова // Проблемы воспитания пространства и пространственных представлений. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2011. – 260 с. 15. Основы логопедической работы с детьми / под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: Аркти, 2013. – 240 с. 16. Рудакова, Н.П. Преодоление предлогов в речевой практике детей с дизартрией / Н.П. Рудакова //Логопед. – 2017. - № 5. – С.63-65. 17. Рудакова, Н.П. Характеристика употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.П. Рудакова //Логопед. – 2014. - №5. - С.44-46. 18. Семаго, Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: Аркти, 2015 . – 230 с. 19. Современный русский язык / под ред. Лекант П.А., Гольцова Н.Г., Жуков А.П. – М.: Юрайт, 2013. – 221 с. 20. Современный русский язык / под ред. Лекант П.А., Клобуков Е.В., Маркелова Т.В., Монина Т.С., Самсонов Н.Б.. – М.: Директмедиа, 2016. – 187 с. 21. Филатова, И.А. Коррекция нарушения речи у дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственного гнозиса. – Екатеринбург, 2018. – 203 с. 22. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с дизартрией в условиях специального детского сада. – М.: Изд-во Просвещение, 2018. – 188 с. 23. Фотекова, Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с дизартрией / Т.А. Фотекова //Дефектология. – 2014. - № 2. – С. 16-24. 24. Цветкова, Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. – М.: Изд-во МПСИ, 2018. – 430 с. 25. Шаховская, С.Н. Логопедическая работа по преодолению предложно-падежных конструкций речи детей, страдающих моторной алалией / Сб. статей МГПИ им. В. И. Ленина «Патология речи». М., 2011. – 260 с. 26. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 2018.- 115с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Организация продаж гостиничного продукта
Количество страниц:
45
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Гостиничное дело
курсовая работа
Следственный Комитет Российской Федерации - федеральный государственный орган Российской Федерации.
Количество страниц:
27
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Правоохранительные органы
реферат
Боль внутренних органов
Количество страниц:
30
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Медицина
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image