ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ У ПОДРОСТКОВ 7 1.1. Гендер как социально-психологическая категория 7 1.2. Общая характеристика психологического развития в подростковом возрасте 14 1.3. Основные подходы к исследованию гендерных стереотипов у подростков 20 Выводы по первой главе 24 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКИОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В МЛАДШЕМ И СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 26 2.1. Описание и обоснование методов исследования профессиональных гендерных стереотипов в младшем и старшем подростковом возрасте 26 2.2. Анализ результатов исследования содержания профессиональных гендерных стереотипов в младшем и старшем подростковом возрасте. 46 Выводы по второй главе 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................56

Сравнительная характеристика профессиональных гендерных стереотипов в младшем и старшем подростковом возрасте

дипломная работа
Психология
60 страниц
71% уникальность
2020 год
53 просмотров
Василий П.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ У ПОДРОСТКОВ 7 1.1. Гендер как социально-психологическая категория 7 1.2. Общая характеристика психологического развития в подростковом возрасте 14 1.3. Основные подходы к исследованию гендерных стереотипов у подростков 20 Выводы по первой главе 24 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКИОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В МЛАДШЕМ И СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 26 2.1. Описание и обоснование методов исследования профессиональных гендерных стереотипов в младшем и старшем подростковом возрасте 26 2.2. Анализ результатов исследования содержания профессиональных гендерных стереотипов в младшем и старшем подростковом возрасте. 46 Выводы по второй главе 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................56
Читать дальше
В дипломной работе рассматриваются вопросы концептуального содержания таких понятий, как «гендер» и «пол», а также определение гендерной идентификации и её развития параллельно с половыми стереотипами. Исследуются особенности формирования профессиональных гендерных стереотипов у подростков младшего школьного возраста и старшего школьного возраста. Актуальность темы исследования.


Обращайтесь к нам и заказывайте написание реферата по литературе. Рассчитаем стоимость работы бесплатно. Скидка 1000 рублей на 1 заказ!


. Социальное направление. В условиях все большего разрыва в мировоззренческих ориентациях разных поколений становится актуальной проблема ценностных ориентиров у подрастающего поколения. Свой дальнейший жизненный путь подростки формируют через призму не только внутрисемейных отношений, но и посредством влияния установок, различных стереотипов общества, а поскольку значение гендерного самосознания выходит далеко за рамки межличностных отношений и оказывает существенное влияние на все стороны жизнедеятельности личности это аспект представляет собой достаточно широкое поле для исследования. Современное общество актуализирует исследования процесса профессионального самоопределения личности в старшем подростковом возрасте различными факторами. Прежде всего изменением социокультурной ситуации в образовании, а также фундаментальными социально-экономическими изменениями в условиях возрастания глобальной турбулентности событий, влияющих на общество в целом. Но вместе с тем, возможности профессионального самоопределения требуют определенной психологической подготовки. Выбор профиля образования уже в период обучения в общеобразовательной школе, подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) могут определять дальнейшее направление в профессиональной деятельности подростка, наделяя этот выбор ответственностью и требуя максимальной осознанности. Теоретическое направление. Данная проблема рассматривалась в психолого-педагогических науках в аспекте гендерной педагогики, относительно вопросов взаимодействия полов, построения культуры на условиях равноправия. Исторический факт существования гимназий с раздельным обучением мальчиков и девочек показывает успешный опыт этого принципа в дисциплинарном аспект, а также учета физиологических особенностей развития подростков, которые в определенном возрасте влияют на когнитивные способности учащихся. Практическое направление. Анализ практики показывает, что подростки требуют внимания к своим индивидуальным особенностям, особенностям своего возрастного становления так же, как и 30 лет назад. Профессиональные ориентиры в основном закладываются в соответствии с семейными традициями или родительскими решениями, но поскольку реалии нашего времени таковы, что понятия гендерных ролей размываются в современном обществе, вопрос профессиональной гендерной стереотипизации подростков мало изучен. В современном состоянии вопроса сложились неразрешённые противоречия как между отсутствием или наличием различий личности и процессом развития полоролевой идентичности, так и в их обосновании. Раскрытие данной проблемы поможет изучить насколько в современном мире действует влияние феминистических идей, распространяющихся достаточно широко по всему миру («женщина-военный, женщина-таксист»), вопросы дискриминации по половому признаку (убеждение «женщина не может занимать руководящий пост»), социально бытовое разделение на «женские» и «мужские» обязанности. Научная проблема, вытекающая из темы исследования-определение существования на современном этапе развития общества профессиональных гендерных стереотипов у подростков. Цель исследования: дать сравнительную характеристику профессиональных гендерных стереотипов в младшем и старшем подростковом возрасте. Объектом исследования выступают профессиональные гендерные стереотипы в младшем и старшем подростковом возрасте. Предмет исследования – подростки младшей и старшей возрастной группы. Задачи, которые необходимо решить для достижения цели исследования, следующие:  рассмотреть разницу дефиниций «гендер» и «пол»;  проанализировать возрастные физиологические и психологические особенности младших и старших школьников;  выявить закономерности гендерных стереотипов;  определить методику исследования профессиональных стереотипов у подростков;  дать сравнительный анализ полученных результатов В качестве рабочей гипотезы исследования выступает предположение, что существует влияние гендерных стереотипов на профессиональный выбор подростков своей дальнейшей деятельности. Кроме того, гендерные различия в сфере профессионального самоопределения могут наблюдаться в большей степени у детей старшего подросткового возраста, чем у детей младшей возрастной группы и проявляются в опережающем формировании личной профессиональной перспективы больше у девушек по сравнению с юношами. В качестве теоретико-методологические основы исследования выступают три основных направления в социальной психологии, таких как:  классическая модель гендера как сводной социобиологической характеристики (полоролевая модель);  модернистская модель гендера как некоторой системы отношений;  постмодернистская модель гендера как способа личностной репрезентации. Методы исследования: опросный метод (анкетирование). Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что результаты могут послужить основой для создания авторских методик (опросников) по вопросам гендерных стереотипов у детей, а также для написания методических пособий по теме. Структура и объём дипломной работы. Дипломная работа включает содержание, введение, две главы, заключение и список литературы. Работа содержит 17 рисунков и 18 таблиц. Общий её объем 58 с., в т. ч. 4 с. – список использованных источников из 40 наименований.

Читать дальше
Подростковый период – это период формирования самоидентичности личности, определения себя и своего места в социуме, первое осмысление на уровне построения гипотез и решения различных интеллектуальных задач. Процесс самоидентичности подразумевает гендерное отождествление себя с представителями определенного пола, освоение стереотипов полового поведения и половых отношений в подростковой среде. Выводы данной работы могут быть перспективными в формировании гипотез для дальнейших исследований в области гендерных стереотипов в контексте влияния на выбор профессии подростками, поскольку вопрос мало изучен на сегодняшний день, а в свете трансформационных процессов глобального характера (например, пандемия 2020 года) существует тенденция появления новых требований к личным качествам человека в соответствии с новыми профессиями современности (таргетолог, блоггер, цифровой лингвист и мн. др.),в которых необходимо определить степень и важность влияния гендерных аспектов. Сформулировать результаты представляется следующим образом: 1. Согласно данным, полученным с помощью составленным (работа по аналогам) исследователем опроснике для школьников младшего подросткового возраста (фокус-группы №1) можно утверждать, что гендерные различия в формировании профессиональных интересов присутствуют, но не в достаточно выраженном проявлении, что требует дополнительной исследовательской работы. 2. Важным аспектом при формировании и развитии интереса относительно выбора/ориентира профессиональной направленности у младших школьников следует считать их индивидуальные особенности и личные интересы в гендерном аспекте. 3. Наличие профессиональных гендерных стереотипов в старшем подростковом возрасте обосновано склонностью наделять профессии «мужскими» и «женскими» качествами. 4. Если учитывать гендерные предпочтения в выборе профессии у старших школьников (фокус группа №2), то это могло облегчить их распределение по профильным классам, что повысило бы как мотивацию к учебе, так, соответственно, и результативность. Таким образом, установлено, что профессиональные гендерные стереотипы характерны для старшего подросткового возраста в большей степени.
Читать дальше
1. Анищенко С. А. Особенности профессиональной и гендерной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте: учебное пособие / С. А. Анищенко. – Москва: Колос, 2016. – 402 с. 2. Барышникова Е.В. Гендерный аспект в исследовании профессиональных интересов у младших подростков / Е.В. Барышникова // Балтийский гуманитарный журнал, – Т. 7, – № 3 (24). – 2018. – С. 147-150. 3. Барникова И.Э. Информационные технологии в обработке анкетных данных в педагогике и биомеханике спорта: учеб. пособие / И.Э. Барникова; А.В. Самсонова. СПб.: Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт–Петербург, – 2017. – 103 с. 4. Барсукова А. Д. Гендерные особенности формирования самосознания подростков: учебное пособие / А. Д. Барсукова. – Ставрополь: Книга, 2016. – 202 с. 5. Белопольская Н.Л. Экспериментальное исследование возрастной идентификации у подростков в ситуации жизненного кризиса / Н. Л. Белопольская, Е. Е. Бочарова // Специальная психология. - 2010. - № 3–4. – С. 15. 6. Власова Т. Гендер и феминистская теория в философии постмодерна: учебное пособие / Т. Власова. – Днепропетровск : Изд-во Маковецкий, 2017. – 156 с. 7. Гайнанова А. Р. Этнические и гендерные особенности становления Я-концепции на этапе полового созревания: учебное пособие / А. Р. Гайнанова. – Барнаул: Мир, 2016. – 197 с. 8. Гредновская Е. В. Кризис гендерной идентичности: дискурсы и практики: социально-философский аспект анализа: учебное пособие / Е. В. Гредновская. – Екатеринбург: Знания, 2017. – 405 с. 9. Губанова Н. Д. Маскулинность и феминность как категории гендерного анализа / Н. Д. Губанова // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2016. - № 1. – С.20. 10. Денисова Е.А. Гендерные особенности самореализации личности студентов / Е.А. Денисова. - М.: Колос, 2016. – 193 с. 11. Дресвянина A.B. Формирование гендерной идентичности школьников в образовательном процессе / А.В. Дресвянина. Архангельск: Знания, 2018. – 133 с. 12. Диасамидзе Л.Р. Способы конструирования гендерной идентичности в интернет-дискурсе: учебное пособие / Л. Р. Диасамидзе. Тюмень, 2016. – 173 с. 13. Здравомыслова Е. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход: коллективная монография / Е. Здравомыслова. - 2017. - №4. – С.15. 14. Ижванова Е. М. Гендерные аспекты маскулинности / Е. М. Ижванова // Психотерапия. - 2015. - № 3. – С.17. 15. Ижванова Е. М. Исследование связи гендерных стереотипов и образов маскулинности / фемининности в различных возрастных группах / Е. М. Ижванова // Психотерапия. - 2017. - № 11. – С.20. 16. Кобазова Ю.А. Гендерная социализация старших школьников в процессе профессионального самоопределения: учебное пособие / Ю.А. Кобазова. – М.: Колос, 2017. – 406 с. 17. Кон КС. Гегемонная маскулинность как фактор мужского (не) здоровья // Социология: теория, методы, маркетинг. Научно-теоретический журнал. - 2008. - № 4. – С.25. 18. Кудинов, А.В. Гендерные особенности проявления организованности в юношеском возрасте / А.В. Кудинов // Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Новосибирск. - 2015. - №3. – С.26. 19. Куприянчук Е.В. Теоретико-методологические подходы к исследованию полоролевой идентификации молодежи /Е.В. Куприянчук, И.Ю. Мещерякова // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». – 2015. – №12. 2015. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61024 (дата обращения: 28.10.2020). 20. Малышева Н.Г. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации: учебное пособие / Н.Г. Малышева. - М.: Колос, 2018. – 155 с. 21. Матанова П.Р. Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды: учебное пособие / П.Р. Матанова. - Москва: Колос, 2017. – 166 с. 22. Мелков C.B. Особенности самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью: учебное пособие / С.В. Мелков. - М.: Колос, 2015. – 215 с. 23. Мруг А.И. Психологические составляющие гендерной идентичности студентов младших курсов: учебное пособие / А.И. Мруг. – Москва: Колос, 2016. – 220 с. 24. Науменко М.В. Социокультурные факторы гендерной социализации подростков в трансформирующемся обществе: учебное пособие / М.В. Науменко. Майкоп: Планета, 2017. – 231 с. 25. Ожигова Л.Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации: учебное пособие / Л. Н. Ожигова. – Краснодар: Жизнь, 2016. – 198 с. 26. Памфилова, С.А. Особенности гендерных стереотипов педагогов различной этнической принадлежности / С.А. Памфилова // Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Самара. - 2016. - №2. – С. 16. 27. Парукова, Л.В. Позитивная гендерная самоидентичность современной женщины и критерии ее оценки / Л.В. Парукова // Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Хабаровск. – 2016. - №4. – С.14. 28. Плотницкая, М.Р. Стратегия самореализации личности при различных типах тендерной идентичности: дисс. .канд. псих, наук / М.Р. Плотницкая Текст. Хабаровск. - 2017. - № 6. – С.32. 29. Понятия гендер и пол; различие между полом и гендером: Методы исследования гендерных стереотипов и гендерной идентичности личности // Хелпикс.Орг. 2016. URL: https://helpiks.org/1-43393.html (дата обращения: 28.10.2020). 30. Рымарев Н. Ю. Личностные особенности подростков с различной гендерной идентичностью: учебное пособие/ Н. Ю. Рымарев. – Краснодар: Книга, 2016. – 401 с. 31. Смирнова Ю. В. Онтологический аспект гендерной идентичности: учебное пособие / Ю. В. Смирнова. – Ярославль: Знания, 2016. – 407 с. 32. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность подростка // Студопедия. 2015. URL: https://studopedia.ru/10_33438_sotsialnaya-situatsiya-razvitiya-i-vedushchaya-deyatelnost-podrostka.html (дата обращения: 28.10.2020). 33. Степанова Л. Г. Формирование гендерной идентичности у современных юношей и девушек в контексте социальнопсихологического развития личности / Л. Г. Степанова // Психологическая наука и образование. - 2016. - № 5. – С.22. 34. Сыроквашина К.В., Дворянчиков Н.В. Гендерная идентичность у подростков с делинквентным поведением // Вестник СПбГУ. – 2017. - №1. – С.16. 35. Тартаковская И.Н. Гендерная теория как теория практик: подход Роберта Коннелла / И.Н. Тартаковская // Социологический журнал. – 2017. – № 2. – С.22. 36. Терешенкова Е. Ю. Социокультурные аспекты развития гендерной идентичности в подростковом возрасте: диссертация кандидата психологических наук / Е. Ю. Терешенкова. Москва. - 2015. - № 4. – С.19. 37. Фомиченко А.С. Социально-психологические причины проявления подростковой агрессии // Интернет-журнал «Мир науки», Том 4, №5. 2016. URL: http://mir-nauki.com/PDF/27PSMN516.pdf (дата обращения: 28.10.2020). 38. Хасанова С. А. Стереотипы маскулинности и феминности в современном обществе / С.А. Хасанова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – №2. – С.17. 39. Хлебник Ю.С. Связь гендерных стереотипов со спецификой оценки конфликтов между юношами и девушками. Выпускн. квалиф. раб. : 37.03.02 / Хлебник Юлия Сергеевна. Екатеринбург: ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», – 2018. – 65 с. 40. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, – 2017. – 347 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Основные этапы развития теории финансового права.
Количество страниц:
11
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Финансовое право
реферат
Испытательный срок работника при приёме на работу
Количество страниц:
20
Оригинальность:
54%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Управление персоналом
дипломная работа
Анализ системы управления продвижением сайта в поисковых системах Яндекс и Google организации «Крупное Дело»
Количество страниц:
90
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image