Обращайтесь к нам и заказывайте написание реферата по литературе. Рассчитаем стоимость работы бесплатно. Скидка 1000 рублей на 1 заказ!
. Социальное направление. В условиях все большего разрыва в мировоззренческих ориентациях разных поколений становится актуальной проблема ценностных ориентиров у подрастающего поколения. Свой дальнейший жизненный путь подростки формируют через призму не только внутрисемейных отношений, но и посредством влияния установок, различных стереотипов общества, а поскольку значение гендерного самосознания выходит далеко за рамки межличностных отношений и оказывает существенное влияние на все стороны жизнедеятельности личности это аспект представляет собой достаточно широкое поле для исследования. Современное общество актуализирует исследования процесса профессионального самоопределения личности в старшем подростковом возрасте различными факторами. Прежде всего изменением социокультурной ситуации в образовании, а также фундаментальными социально-экономическими изменениями в условиях возрастания глобальной турбулентности событий, влияющих на общество в целом. Но вместе с тем, возможности профессионального самоопределения требуют определенной психологической подготовки. Выбор профиля образования уже в период обучения в общеобразовательной школе, подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) могут определять дальнейшее направление в профессиональной деятельности подростка, наделяя этот выбор ответственностью и требуя максимальной осознанности. Теоретическое направление. Данная проблема рассматривалась в психолого-педагогических науках в аспекте гендерной педагогики, относительно вопросов взаимодействия полов, построения культуры на условиях равноправия. Исторический факт существования гимназий с раздельным обучением мальчиков и девочек показывает успешный опыт этого принципа в дисциплинарном аспект, а также учета физиологических особенностей развития подростков, которые в определенном возрасте влияют на когнитивные способности учащихся. Практическое направление. Анализ практики показывает, что подростки требуют внимания к своим индивидуальным особенностям, особенностям своего возрастного становления так же, как и 30 лет назад. Профессиональные ориентиры в основном закладываются в соответствии с семейными традициями или родительскими решениями, но поскольку реалии нашего времени таковы, что понятия гендерных ролей размываются в современном обществе, вопрос профессиональной гендерной стереотипизации подростков мало изучен. В современном состоянии вопроса сложились неразрешённые противоречия как между отсутствием или наличием различий личности и процессом развития полоролевой идентичности, так и в их обосновании. Раскрытие данной проблемы поможет изучить насколько в современном мире действует влияние феминистических идей, распространяющихся достаточно широко по всему миру («женщина-военный, женщина-таксист»), вопросы дискриминации по половому признаку (убеждение «женщина не может занимать руководящий пост»), социально бытовое разделение на «женские» и «мужские» обязанности. Научная проблема, вытекающая из темы исследования-определение существования на современном этапе развития общества профессиональных гендерных стереотипов у подростков. Цель исследования: дать сравнительную характеристику профессиональных гендерных стереотипов в младшем и старшем подростковом возрасте. Объектом исследования выступают профессиональные гендерные стереотипы в младшем и старшем подростковом возрасте. Предмет исследования – подростки младшей и старшей возрастной группы. Задачи, которые необходимо решить для достижения цели исследования, следующие: рассмотреть разницу дефиниций «гендер» и «пол»; проанализировать возрастные физиологические и психологические особенности младших и старших школьников; выявить закономерности гендерных стереотипов; определить методику исследования профессиональных стереотипов у подростков; дать сравнительный анализ полученных результатов В качестве рабочей гипотезы исследования выступает предположение, что существует влияние гендерных стереотипов на профессиональный выбор подростков своей дальнейшей деятельности. Кроме того, гендерные различия в сфере профессионального самоопределения могут наблюдаться в большей степени у детей старшего подросткового возраста, чем у детей младшей возрастной группы и проявляются в опережающем формировании личной профессиональной перспективы больше у девушек по сравнению с юношами. В качестве теоретико-методологические основы исследования выступают три основных направления в социальной психологии, таких как: классическая модель гендера как сводной социобиологической характеристики (полоролевая модель); модернистская модель гендера как некоторой системы отношений; постмодернистская модель гендера как способа личностной репрезентации. Методы исследования: опросный метод (анкетирование). Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что результаты могут послужить основой для создания авторских методик (опросников) по вопросам гендерных стереотипов у детей, а также для написания методических пособий по теме. Структура и объём дипломной работы. Дипломная работа включает содержание, введение, две главы, заключение и список литературы. Работа содержит 17 рисунков и 18 таблиц. Общий её объем 58 с., в т. ч. 4 с. – список использованных источников из 40 наименований.