Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 5
1.1. Проблема профессионального самоопределения в научной литературе 5
1.2. Феномен профессионального самоопределения и его особенности на различных этапах развития личности 7
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 11
2.1. Социальная ситуация развития и особенность личности старшеклассников 11
2.2. Психологические особенности, условия и факторы формирования профессионального самоопределения старшеклассников 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Список литературы 22
Читать дальше
Профессиональное самоопределение является ответственным и важным, можно сказать - решающим моментом в жизни каждого человека. От успешности выбора профессии зависит удовлетворенность жизнью.
Осуществив обширный теоретический анализ по данной теме исследования, рассмотрев основные подходы к понятию профессионального самоопределения, изучив историографию самоопределения личности, особенности самоопределения на различных жизненных этапах, профессиональное самоопределение молодых людей старшего школьного возраста, выявив основные факторы и условия, влияющие на профессиональное самоопределение старшеклассников, а также рассмотрев основные психологические особенности данного феномена, можно подвести заключительные выводы по данному исследованию:
Профессиональное самоопределение - совокупность психических процессов, основными признаками которых являются: самосознание ценности профессии и трудовой деятельности на базе осведомленности о ней, самооценка собственных возможностей в процессе освоения профессии и реализация в ней. Профессиональное самоопределение является важнейшим фактором реализации личности в той или иной профессиональной деятельности, и в культуре в целом. Неустанный поиск своего места в мире профессий дает возможность личности обрести ту сферу деятельности, где человек мог бы реализовать себя всесторонне.
Процесс профессионального самоопределения охватывает не только самый сензитивный период - юношеский, но и предшествующие ему периоды и последующие, то есть профессиональное самоопределение происходит на протяжении всей жизни человека, переживая кризисные моменты и моменты утверждения верности выбора.
На выбор профессии оказывают воздействие внешние и внутренние факторы, такие как: позиция родителей, друзей, учителей, информация из СМИ. Сегодня все чаще современный старшеклассник в поиске своего рода профессиональной деятельности обращается за информацией к сети Интернет, где не всегда информация валидна, верна и корректна. В связи с чем происходит дезориентирование молодых людей.
Старший школьный возраст является переходным периодом, этапом принятия ответственных и важных решений. На этом фоне происходит активное развитие самопознания и самооценки, а также формирование мировоззрения. Если они окажутся ошибочными велик риск развития неправильного самоопределения. К большому нашему сожаления, адекватная самооценка не во всех случаях присуща старшему школьному возрасту, в своем большинстве старшеклассники склонны к переоценки или недооценке своих способностей и возможностей. В случае переоценки уровень притязания значительно ниже имеющихся возможностей личности. Сделанный на такой основе профессиональный выбор приведет человека к разочарованию. Заниженный уровень самооценки также скажется на успешном выборе профессии и на развитии личности в целом.
Успешность формирования профессионального самоопределения, в большей степени, зависит от адекватности сформированности уровня характеристик самоопределения, таких как: профессиональная идентичность, готовность, направленность и профессиональные планы. Развить данные качества у старшеклассника поможет планомерная, систематичная работа социальными педагогами и психологами по профориентации в школе, и начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста.
Читать дальше
1. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы (гриф). – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. – 623 с.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 511 с.
3. Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии: монография. – Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1992. – 196 с.
4. Зеер Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для вузов (гриф). – М.: Академический Проект, 2006. – 192 с.
5. Иванова Е.М. Профориентационная профессиография: Методическое пособиеа. – М.: Высшая школа психологии, 2005. – 96 с.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений (гриф). – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 304 с.
7. Методика индивидуальной профконсультации /Отв. ред. В.Г.Каневец. – М.: Высшая школа. 1982. – 175 с.
8. Профильное обучение: эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования /Под ред. А.Ф.Киселева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 512 с.
9. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для вузов (гриф). – М.: Академия, 2005. – 496 с.
10. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: Программа предпрофильной подготовки. – М.: Генезис, 2005. – 208 с.
11. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков – М.: Генезис, 2005. – 180 с.
12. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – СПб.: Речь, 2006. – 280 с.
Читать дальше