Введение 3
1. Теоретические аспекты психологии памяти 5
1.1. Память и ее виды 5
1.2. Эмоциональная память 8
2. Исследование особенностей эмоциональной памяти 20
2.1. Особенности эмоциональной памяти 20
2.2. Методология и результаты исследования 21
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Читать дальше
В результате проведённого в данной работе психологического исследования можно сделать следующие выводы относительно роли эмоциональной памяти в жизни человека:
1. Память – это один из основных познавательных процессов. Основными процессами памяти являются: запоминание, сохранение, восстановление (узнавание, воспроизведение).
Эмоциональная память человека - это один из видов памяти и представляет собой память на чувства и эмоции. Благодаря процессам памяти, таким как запоминание, сохранение, восстановление (узнавание, воспроизведение) информации, (что касается данного вида памяти - информация эмоционального и чувственного характера), эмоциональная память помогает человеку сделать выбор в том, как ему поступить или отреагировать в той или иной жизненной ситуации. Дело в том, что пережитые и сохранённые в памяти чувства и эмоции выступают в виде сигналов, либо побуждающих человека к действию, либо удерживающих от действий. Можно сделать заключение, что этот вид памяти имеет большое значение в формировании личности человека.
Роль эмоциональной памяти состоит в том, что в любом процессе обучения условием эффективности служит мотивация к деятельности, причем вид деятельности обеспечивает специальная мотивация. Значит для того, чтобы процесс обучения происходил успешно, мотивация должна иметь с собой подкрепление в виде положительных эмоций, которые хранит эмоциональная память. К примеру, возьмём детей младшего школьного возраста. Вообще, первые проявления памяти у ребенка наблюдаются уже к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальное проявление эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно - рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.
Читать дальше
1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М.: Наука, 2013. – 495 с.
2. Бочарова С.П. Психология и память. Теория и практика для обучения и работы / С.П. Бочарова. — Х.: Гуманитарный центр, 2017. — 384 с
3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6-ти томах. – М.: Педагогика, 2013. – Т. 3: Проблемы развития психики. – С. 5-328.
4. Егорова Э.Н. Память и интерференция: Монография / Э.Н. Егорова, Е.В. Заика. — Х.: ООО «Щедрая усадьба плюс», 2014. — 197 с
5. Заика Е.В. Экспериментальная психология памяти: основные методики и результаты исследований. Учебное пособие / Е.В. Заика. — Х.: ХГУ, 2012. — 364 с.
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
7. Корсаков И.А., Корсакова Н.К. Наедине с памятью. - М.: Изд-во ,,Эйдос'' , 2013с – 220 с.
8. Кузнецов М.А. Эмоциональная память / М.А. Кузнецов. — Х.: Крок, 2015. — 568 с.
9. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Пер. с нем., англ. – М.: Смысл, 2011. – 572 с.
10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2011. – 511 с.
11. Ляудис В.Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2016. — 256 с
12. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, кн.2, - М.: Владос, 2000. – 521 с.
13. Рожина Л.Н. Психологическая коррекция эмоциональной серы личности / методическое пособие, Минск, 2015. – 423 с.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Учпедгиз, 2016. – 704 с.
15. Середа Г.К. Избранные психологические труды: Сборник / Сост. Е.Ф. Иванова, Е.В. Заика. – Х.: ХНУ имени В.Н. Каразина, 2010. – 352 с.
16. Симонов П.В. Информационная теория эмоций // Психология эмоций: Тексты. М., 2013. – 269 с.
17. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Части I и II. Дневник ученика. – М.: Гос. изд-во «Искусство», 2011. – 667 с.
18. Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Эмоции и аффекты. Часть I: Общепсихологический и патопсихологический аспекты // Психологический журнал. – 2018. – Т. 19. – № 4. – С. 41-48.
19. Узнадзе Д. Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2011. – 416 с
20. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2014. – 413 с.
Читать дальше