Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Специфика жизненного цикла человека……………………….………….4
2. Понятие и сущность возрастного кризиса………………………...………6
3. Общие признаки возрастных кризисов……………………..……………..8
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы……….………………………..………….13
Читать дальше
Подведя итог проделанной работы стоит отметить, что проблема кризисов является одной из неразвитых, перспективных и актуальных психологических проблем. Линия человеческой жизни никогда не бывает гладкой. Таким образом, в статье представлены особенности и характеристики возрастных кризисов: их структура, психологическое содержание, динамика их хода и возможные пути выхода из них. Учитываются также особенности каждого из возрастных кризисов детства и взрослой жизни.
Признавая кризисы регулярностью умственного развития человека, зная их периодичность и причины возникновения, можно, по крайней мере, предсказать их, и тем самым смягчить неизбежные, встроенные в человеческую природу, и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека. Чувство ответственности за себя и за других преодолевается желанием вступить в половую связь с противоположным человеком, а иногда и с самим собой. В психологических теориях категория «возрастной кризис» используется во многих контекстах, различается по содержанию и связана с различными характеристиками психического развития человека.
Суть возрастных кризисов заключается в изменении системы человеческих отношений с окружающей действительностью и ее отношения к ней, в изменении ее ведущей деятельности. В отличие от невротических или травматических кризисов, они относятся к нормативным изменениям, необходимым для правильного, прогрессивного хода психического развития.
Конечно, есть еще много областей, которые требуют дальнейших исследований в этой области. В частности, выход из кризиса представлен в наиболее общем виде, но в связи с этим подтверждена гипотеза о том, что специфика переживания кризиса заключается в том, что человек может переживать события, обстоятельства и изменения в своей жизни, которые привели к кризису.
Читать дальше
1. Олпорт Г. Становление личности. − М.: Смысл, 2002. − 462 с.
2. Франкл В. Человек в поисках смысла. − М.: Прогресс, 1990. − 366 с.
3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. − М.: Прогресс, 1996. – 285 с.
4. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. − Сиб-Ювента, 1999. – 312 с.
5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. − М.: Академия, 2000. – 278 с.
6. Психология. Учебник / под ред. А.А. Крылова. − М.: Проспект, 1998. – 410 с.
7. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. − М.: Класс, 2001. – 315 с.
8. Кон И.С. В поисках себя. − М.: Педагогика, 1988. – 224 с.
9. Зеер. Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2004. – 426 с.
10. И.Э. Кэррол. Психология эмоций. − Спб,: Питер, 2008. – 557 с.
Читать дальше