Конституция Российской Федерации закрепляет нормы, предусматривающие возможность наступления ответственности государства перед гражданином за вред, причиненный ему незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц. При этом обязанность по возмещению вреда от указанных действий несет государство. Это положение также закреплено в статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). В силу данной статьи подлежит возмещению вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате принятия не соответствующего закону (или иному правовому акту) акта государственного органа или органа местного самоуправления. Закрепление норм о возмещении вреда применительно к теме настоящей работы именно в Гражданском кодексе Российской Федерации обуславливает установление именно гражданско-правового порядка возмещения вреда.
Материальный и моральный вред, причиненный гражданину, возмещается в полном объеме за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, поскольку государство, а также органы власти субъектов, муниципальных образований не обладают собственными средствами, существуют за счет средств граждан и юридических лиц, взимаемых в качестве налогов, сборов, пошлин и иных отчислений. Ответственность государства также за действия должностных лиц несколько перекликается с нормами трудовой законодательства об ответственности работодателя за своих работников, однако при этом выделяется тот момент, что должностные лица действуют от имени государства при исполнении ими властной функции.
Одним из важных элементов административно-правового статуса граждан является их конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).
В статье 1069 ГК формулируется обязательство по возмещению вреда, причиненного органами власти. В ней реализуется деликтоспособность таких участников гражданских правоотношений, как государство и муниципальные образования. Будучи искусственными субъектами права, данные участники проявляют себя в этих правоотношениях через действия физических лиц, формирующих их органы, а также имеющих статус должностных лиц этих органов.
Статья 1070 ГК содержит нормы, которые можно рассматривать как специальные по отношению к общей норме, упомянутой в ст. 1069 ГК. Она содержит специальный состав, специальные презумпции и рассчитана на особые случаи причинения вреда незаконными действиями органов власти и их должностных лиц гражданину. Не трудно предположить, что в ней сфокусировано внимание на тех ситуациях, в которых положение гражданина наиболее уязвимо, и, соответственно, риск причинения вреда органами власти и их должностными лицами наиболее велик.
Действующие нормы закрепляют ответственность государства перед гражданином за причиненный вред незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц. Статья 53 Конституции РФ охватывает не только общую форму ответственности, предусмотренную ст. 1069 ГК, но и установленную федеральным законом специальную форму ответственности за причинение вреда незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК). Возмещение такого вреда производится «за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом» (ч. 1 ст. 1070 ГК РФ).
Уголовно-процессуальным кодексом предусмотрена обязанность восстановления нарушенного права и защиты законных интересов лица, незаконно привлеченного к уголовной ответственности, в порядке процедуры реабилитации. Эти положения закона являются специальными, в силу особенности правового статуса субъектов, за действия которых и в данном случае отвечает государство. Право на возмещение вреда, причиненного в ходе расследования уголовных дел, уголовного судопроизводства имеют также не только реабилитированные, но и иные лица, которым в нарушение законодательства, без достаточных оснований был причинен вред. Именно по этой причине в настоящей работе был затронут данный аспект ответственности и возмещения вреда правоохранительными органами, прокуратурой, органами судебной власти.
В завершение настоящей работы хотелось бы отметить следующее.
К сожалению, построение правового государства – длительный, требующий значительных усилий процесс, который в Российской Федерации далек от завершения. Не всегда и не всеми соблюдается закон. Допускаются как умышленные нарушения, вплоть до уголовных преступлений, так и ошибки, причем во всех ветвях власти. Как правило, подобные происшествия широко освещаются в средствах массовой информации и обсуждаются на просторах сети «Интернет». Зачастую они вызывают большой резонанс.
В нашем государстве создана система, позволяющая гражданам осуществлять свою защиту от незаконных нарушений их прав и законных интересов. Однако данная система пока также несовершенна, работа над ней продолжается, на законодательном уровне принимаются новые акты.
Вместе с тем, право на защиту от незаконных посягательств, на возмещение ущерба является конституционным и гарантируется на самом высоком уровне, что закреплено в Конституции Российской Федерации.