ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. Теоретические основы либерализации валютных отношений………………………………………………………………………...4
1.1. Сущность либерализации валютных отношений………………………..4
1.2. Опыт валютной либерализации зарубежных стран……………………..6
Выводы по Главе 1………………………………………………………………..9
ГЛАВА 2. Анализ процесса либерализации валютных отношений в РФ……………………………………………………………………………...…10
2.1. Этапы валютной либерализации в РФ…………………………………….10
2.2.Нормативно – правовая база валютных отношений в РФ………………...15
Выводы по Главе 2………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….28
Читать дальше
Поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» касаются либерализации ограничений международных торговых расчетов, вступивших в силу 1 января 2020 года. Эти поправки в законодательство были инициированы правительством Российской Федерации. Президент России Владимир Путин подписал закон в начале августа 2019 года. Закон снимает ограничения на осуществление резидентами валютных операций с использованием счетов (вкладов), открытых в банках за пределами России, и на репатриацию денежных средств. Документ разработан Минфином в соответствии с федеральным проектом «Системные меры по развитию международного сотрудничества и экспорта» в рамках национального проекта «Международное сотрудничество и экспорт».
Закон отменяет требования к резидентам репатриировать экспортную выручку в российской валюте в отношении несырьевых товаров и постепенно отменяет это требование в отношении экспорта сырьевых товаров с 1 января 2020 года.
Между тем, требование о репатриации в международной торговле не отменено. Также не отменено требование о репатриации в отношении международных торговых договоров, заключаемых между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями и нерезидентами. Отмена требования о репатриации позволит валютным резидентам прекращать свои обязательства по таким контрактам любым разрешенным способом, даже путем компенсации встречных требований, что в настоящее время невозможно по большинству контрактов. Эта поправка может, в частности, способствовать расширению использования российского рубля в международных торговых расчетах.
Поправки в закон о валютном контроле также предусматривают возможность зачисления денежных средств, полученных от нерезидентов, без каких-либо ограничений на счета физических лиц-резидентов, открытые в зарубежных банках, при условии, что такие банки находятся на территории иностранного государства, которое является членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и что иностранное государство участвует в обмене финансовой информацией. Правило окажет положительное влияние, поскольку в настоящее время более 80 стран и территорий включены в список стран, которые делятся финансовой информацией с Россией. Однако некоторые страны, которые являются членами ОЭСР и / или ФАТФ, не предоставляют финансовую информацию Российской Федерации (например, США).
Следовательно, механизм иностранных счетов существенно ужесточен для этих стран. При этом по счетам, открытым в банках этих стран, перечень разрешенных операций с иностранной валютой будет значительно сокращен. Например, зачисление дивидендов от иностранной компании на счет, открытый в банке США, станет незаконной транзакцией и потенциально может привести к административному штрафу в размере 75% -100% от суммы валютной транзакции. ФНС России в любом случае будет получать данные о счетах резидентов в рамках автоматического обмена финансовой информацией. То есть нет необходимости ограничивать перечень разрешенных валютных операций. Меры по либерализации валютного контроля, которые будут введены по всей стране с 1 января 2020 года, расширят использование российской валюты нерезидентами и поддержат рубль на международных рынках. Использование рубля для расчетов в международных торговых контрактах будет способствовать укреплению позиций российского рубля на международных рынках. З
акон открывает новые двери для российского бизнеса и экономики. Либерализация валютного контроля не только расширяет возможности ведения бизнеса иностранных контрагентов с российскими партнерами, но и способствует реализации национального проекта «Международное сотрудничество и экспорт», требующего особого валютного регулирования. Таким образом, осуществление валютных операций резидентами с бюджетными средствами в уполномоченных банках будет контролироваться и отслеживаться. В дальнейшем все эти меры обеспечат централизацию операций с бюджетными средствами и прозрачность расходов. Необходимо подчеркнуть, что таможенные и налоговые службы следует обязать передавать информацию в Федеральное казначейство по запросу ведомства, включая сведения о декларируемых товарах. В свою очередь, это будет обеспечивать Федеральную таможенную службу РФ, Федеральную налоговую службу РФ и Центральный банк России информацией о валютных операциях клиентов, за нарушение реализации которых последует применение санкций к нарушителям валютного контроля.
Читать дальше
1. Постановление Правительства РФ от 06.03.1993 N 205 (ред. от 10.08.1993) "Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка"
2. Федеральный закон от 22.04.1996 n 39-ФЗ (ред. от 26.11.1998) о рынке ценных бумаг (принят ГД ФС РФ 20.03.1996)
3. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция)
4. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ (последняя редакция)
5. Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
6. Федеральный закон от 02.08.2019 N 265-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств"
7. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ (последняя редакция)
8. Федеральный закон от 13.07.2015 N 223-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2018)
9. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 291-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
10. Приказ ФНС России от 21.11.2019 N ММВ-7-17/582@ "Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/784@" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 N 56967)
11. Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 (ред. от 09.01.2014) "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок"
12. Брагинский, М.И. Договорное право. Договоры о банковском вкладе, банковском счете; банковские расчеты. Конкурс, договоры об играх и пари: в 2 томах. / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. – Москва : Статут, 2018. Том 2. – 623 с.
13. Крылов, О.М. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации : монография / коллектив авторов; ответственный редактор С.В. Запольский. – Москва : КОНТРАКТ, 2018. – 104 с.
14. Савинская, Н.А. Национальная платежная система России: проблемы и перспективы развития / Н.А. Савинская; под редакцией Н.А. Савинской, Г.Н. Белоглазовой. – Санкт-Петербург : Издательство СПбГУЭФ, 2018. – 131 с.
Интернет - источники
15. Официальный сайт Администрация Президента России.- http://kremlin.ru/acts/news/63810(дата обращения:25.11.2020)
16. Официальный сайт АО «Финмаркет». -Режим доступа http://www.finmarket.ru/currency/rates/ (дата обращения:06.12.2020)
17. Официальный сайт Банк ВТБ. - Режим доступа: https://www.vtb.ru/personal/platezhi-i-perevody/obmen-valjuty/ http://government.ru/
18. Официальный сайт Российское законодательство 2020.-Режим доступа: https://fzrf.su/zakon/o-valyutnom-regulirovanii-173-fz/(дата обращения:25.11.2020)
19. Официальный сайт ООО "Издательская группа "Закон".- Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2019/12/25/izmeneniya_valyutnogo_zakonodatelstva_dlya_fizicheskih_lic_s_1_yanvarya_2020_g/ (дата обращения:06.12.2020)
20. Официальный сайт РосФинНадзор.- Режим доступа: http://rosfinnadzor.ru/ (дата обращения:25.11.2020)
21. Официальный сайт ПАО Сбербанк.- Режим доступа: https://www.sberbank.ru/ru/quotes/currencies/ (дата обращения:25.11.2020)
22. Официальный сайт Счетная палата Российской Федерации https://ach.gov.ru/(дата обращения:25.11.2020)
23. Официальный сайт ФНС РФ.- Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn70/ (дата обращения:25.11.2020)
24. Официальный сайт Федеральная таможенная служба.-Режим доступа. https://customs.gov.ru/(дата обращения:06.12.2020)
25. Официальный сайт ООО ИА «Банки.ру».- Режим доступа: https://www.banki.ru/products/currency/cb/ (дата обращения:06.12.2020)
26. Официальный сайт Ministry of finance of the Russian Federation. - Режим доступа https://minfin.gov.ru/en/ministry/structure/department/?id_4=28-department_of_regulation_on_accounting_financial_reporting_auditing_currency_control_and_non-state_pension_fund/ (дата обращения:06.12.2020)
Читать дальше