Основа принятия управленческих решений - формирование креативного акта определенного субъекта, которым определяется программа деятельности всего коллектива предприятия. Реализация указанных мероприятий направлена на эффективное разрешение возникающих проблемных вопросов с учетом действующего законодательства, закономерностей функционирования самой управляемой системы и соответствующего анализа информации о ее состоянии.
Эффективность решения определяется полученным результатом от выбранной альтернативы. Объектом управленческого решения может выступать организация или отдельные бизнес-процессы, а также круг вопросов и проблем, необходимых для решения. Субъектом управленческого решения выступает лицо, принимающее решение либо управляющая система. Управленческое решение, в отличие от простого решения, является связующим между субъектом и объектом управления, базируется на осознанном выборе оптимальной альтернативы, найденной в результате анализа имеющихся данных, и подразумевает использование решения для достижения результата.
Качество управленческого решения характеризуется эффективностью выбранной альтернативы по сравнению с другими вариантами. Процесс принятия решения - это поиск наиболее оптимального варианта среди множества возможных альтернатив с помощью поиска, анализа, обработки информации, формулировки выводов и составления планов, заданий по дальнейшим действиям.
Функции управленческого решения:
управление процессами, происходящими внутри организации;
управление процессами взаимодействия организации с внешней средой;
непосредственное управление организацией.
Принятие рациональных решений требует целостного (системного) подхода к разработке, принятию и реализации управленческих решений Использование системного подхода при принятии решений вызывает все более широкий интерес со стороны специалистов по управлению и руководителей предприятий
С учетом применения системного подхода технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.
Каждое управленческое решение должно быть эффективным. Эффективность управленческих решений – ведущий показатель принимаемых решений, который измеряется качеством решения, его воздействием на изменение качества производства, а также эмоциональным согласием с ним исполнителей.
Оценка эффективности управленческих решений достигается определением действия множества факторов, основными из них являются:
компетентность и опыт работы лиц, принимающих решения;
степень информированности лиц, принимающих решения;
уровень коллегиальности в процессе разработки решения и удельный вес контролируемых решений;
степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывавших решение, в его реализации и мотивация исполнителей;
характер и степень ответственности руководителей за результаты решения.
Практическая часть курсовой работы приведена в АО «АБ ИНБЕВ ЭФЕС».
Для высшего руководства фирмы (функцией которого выступает стратегическое развитие бизнеса) составляемые отчеты должны иметь интегрированный, укрупненный характер, без высокой степени детализации. Обычно такие отчеты формируются за определенный временной отрезок в прошлом; приводится соответствие план/факт, что служит почвой для разработки долгосрочного плана развития компании.
Для руководителей подразделений более важным является состояние подведомственных структур фирмы в текущий момент времени. С этой целью управленческая отчетность для них включает обычно показатели отдела/департамента на конкретный момент времени, а также прогнозные значения показателей на краткосрочный период.
На самом деле при постановке управленческого учета можно выбирать и какой-то промежуточный вариант, например, отражение в управленческом учете операций по закупкам товаров у зарубежных производителей или отражение операций по аренде и содержанию офиса в бухгалтерском и управленческом учете.
Один из возможных комбинированных вариантов может выглядеть следующим образом. Для формирования управленческой отчетности большая часть информации берется из бухгалтерской базы. А информация по тем операциям, которые в бухгалтерском и в управленческом учете должны отражаться по-разному, берется из отдельной базы. Таким образом, учет самих операций ведется в двух базах с помощью определенной бухгалтерской программы транзакционного типа. А управленческая отчетность формируется с помощью специальной аналитической надстройки – BI-модуля (BusinessIntelligence). При этом когда будут осуществляться настройки модели управленческого учета в BI-модуле нужно будет помнить о том, что не все операции из базы должны отражаться в управленческом учете. Информация по некоторым операциям должна браться из базы. Очевидно, что BI-модуль должен позволять осуществлять такие настройки.
Использование описанного подхода обеспечит руководителя Компании актуальной управленческой отчетностью, адекватно отражающей совершенные хозяйственные операции. Причем управленческая отчетность будет формироваться в автоматизированном виде. Не нужно будет как раньше вести какие-то специальные расчеты в электронных таблицах, чтобы потом с помощью не очень очевидных манипуляций (в которых могут быть и ошибки) формировать для руководителя нужные для него отчеты.
Если грамотно организовать саму процедуру учета в двух базах в соответствии с бухгалтерской и управленческой учетной политикой, а также автоматизировать модель управленческого учета, то все необходимые управленческие отчеты будут формироваться без ошибок и реально отражать картину происходящих в Компании событий.
Повышение квалификации сотрудников обязательно для развития деятельности компании и принятия новых управленческих решений на основе информации управленческого учета.
Важно, чтобы повышение квалификации проходило на рабочем месте, так как без отрыва от основной деятельности, обучение характеризуется более дешевым, быстрым.
Большим преимуществом, в данном случае, является то, что имеется возможность открытого общения между обучающимся и сотрудником, нежели в условиях осуществления аудиторных занятий - это увеличивает успешность и качество обучения.
Обучение квалифицированных кадров, как правило, затрагивает важные факторы управленческих решений на основе информации управленческого учета. Увеличение профессионального уровня позитивно сказывается на возможности сохранения рабочего места специалиста, а также на повышении в должности.
В целом, для развития процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в АО «АБ ИНБЕВ ЭФЕС» важно:
сформировать систему обучения и повышения квалификации сотрудников, обеспечивающую достижения полного соответствия квалификации сотрудников к требованиям, которые предъявляются к конкретному виду деятельности;
для увеличения уровня квалификации сотрудников рекомендуется применять дополнительные формы повышения квалификации;
введение в практику систему самообучения сотрудников. Здесь важно учитывать факт самообучения персонала при рассмотрении вопроса о рекомендации к повышению категории некоторого сотрудника;
повышение контроля над качеством обучения. Руководство компании должно оценивать результат от обучения всех сотрудников и делать выводы по поводу будущего их роста;
чтобы заинтересовать сотрудников в результатах обучения, а также увеличения производительности труда важно применять материальное поощрение сотрудников;
пересмотреть присутствующие планы обучения, а также повышения квалификации, реализовать содержательный анализ их наполнения;
чтобы пополнить знания сотрудников важно организовать повышение квалификации специалистов в сфере обслуживания, руководителей на курсах повышения квалификации на базе самообразования, на семинарах и лекциях, реализуемых в компании;
реализовывать обучение персонала на базе каскадной формы обучения, где руководители выступают в виде преподавателей.
Для АО «АБ ИНБЕВ ЭФЕС» обучение сотрудников является одним из наиболее эффективных инструментов повышения успешности деятельности и конкурентоспособности.
В постоянном стремлении компании к обладанию некоторым конкурентным преимуществом руководство АО «АБ ИНБЕВ ЭФЕС» формирует новые методы управления, развивает процессы и инструменты менеджмента обучения.