Данный реферат был выполнен в форме реферированного анализа статьи А.А. Гусейнова «Закон и поступок (Аристотель, Кант, М.М. Бахтин)».
После написания реферата можно сделать следующие выводы.
Автор статьи полагает, что современная этика, если под ней понимать качественно новый этап развития общества, соответствующий эпохе модерна, обрела свою зрелую форму в философии Канта, прежде всего в его идее универсализуемости воли как специфическом и сущностном признаке морали. Также автор считает, что неразумный эгоизм философов Спинозы, Гоббса, Мандевиля, Гельвеция, который был очевидной апологией себялюбия, а прямо конфронтирующий с ним кантовский всеобщий нравственный закон представлял собой наиболее адекватное этическое выражение индивидуалистического духа времени.
Гусейнов также считает, что такое выражение как - личность, которая совершает поступок, является неточным, как если бы она, личность, существовала до, вне, помимо совершаемых ею поступков. Поэтому автор считает, что следует точней говорить о личности, воплощенной в поступке, о личности-поступке. Про нее нельзя сказать, что она сознает себя, мыслит — она живет, она есть.
Автор статьи пришел к выводу, что поступок, хотя и совершается нравственным субъектом и в этом смысле в полной мере находится в сфере его компетентного существования, тем не менее после того, как совершен, от него не зависит. Автор полагает, что не зависит по ряду причин, среди которых основная состоит в следующем: поступок происходит не в отношении человека к природе, или к обществу, а в отношении человека к человеку в единственности его наличного бытия, к человеку как к другому, который сам в свою очередь способен на поступки.
В статье также поддерживается идея того, что поступок может и должен совершаться во всеоружии сопряженных с ним знаний, но это не отменяет его единственности и непредсказуемой принципиальной новизны. В своей статье автор приводит пример из повседневной жизни. Так человек, который становится отцом, опираясь на медицинские и социальные знания, совершает такой же прыжок в неизвестность, как и тот, кто делает это, не ведая, что творит. Более того, о поступке как ответственном отношении к своему бытию можно говорить только в первом случае.
Гусейнов полагает, что сочетание особой ответственности с моральной ответственностью или, что-то же самое, сочетание закона и действия на основании действия, включение закона в контекст акт, оправдание естественного акта как условие признания - это, на взгляд автора статьи, истинная и, возможно, центральная проблема современной этики.