Введение ………………………………………………………………… 3 Глава 1. Суицидальные поведение подростков как форма аутоагрессии ……………………............................................................. 5 1.1. Суицид как форма девиантного поведения подростков....... 5 1.2. Индивидуально-психологические причины возникновения суицидальных настроений у подростков средних– старших классов...................................................................................................... 12 1.3. Влияние семьи на возникновение суицидального поведения подростков ……………………………................................. 24 Выводы по главе 1 ………………………………………………… 44 Глава 2. Исследование влияния детско-родительских отношений на риск развития суицидального поведения у подростков ……………. 45 2.1. Организация исследования…………..................................... 45 2.2. Анализ результатов исследования …....................................... 52 2.3. Рекомендации по психологическому сопровождению семей из группы риска........................................................................................... 59 Выводы по главе 2………………………………………………………... 71 Заключение………………………………………………………………... 72 Список литературы………………………………………………………. 77

Особенности суицидального поведения подростков

дипломная работа
Психология
80 страниц
61% уникальность
2020 год
22 просмотров
Никитина Т.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение ………………………………………………………………… 3 Глава 1. Суицидальные поведение подростков как форма аутоагрессии ……………………............................................................. 5 1.1. Суицид как форма девиантного поведения подростков....... 5 1.2. Индивидуально-психологические причины возникновения суицидальных настроений у подростков средних– старших классов...................................................................................................... 12 1.3. Влияние семьи на возникновение суицидального поведения подростков ……………………………................................. 24 Выводы по главе 1 ………………………………………………… 44 Глава 2. Исследование влияния детско-родительских отношений на риск развития суицидального поведения у подростков ……………. 45 2.1. Организация исследования…………..................................... 45 2.2. Анализ результатов исследования …....................................... 52 2.3. Рекомендации по психологическому сопровождению семей из группы риска........................................................................................... 59 Выводы по главе 2………………………………………………………... 71 Заключение………………………………………………………………... 72 Список литературы………………………………………………………. 77
Читать дальше
Самоубийство - это умышленное самоповреждение со смертельным исходом. Психологический смысл такого явления чаще всего заключается в реакции аффекта, снятии эмоционального напряжения, выходе из ситуации, в которой человек сознательно оказался. Отечественная наука трактует самоубийство как действия, содержащие явное или неявное намерение лишить себя жизни. Есть еще термин «пубертатное самоубийство». Это обозначает целое явление, это подростковые самоубийства. Особое внимание уделяется проблеме суицидального поведения. Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности. Сюда входят суицидальные мысли, намерения, заявления, угрозы, попытки и попытки самоубийства.


Многих не устраивает цена реферата по пожарной безопасности на заказ. У нас вы можете получить качественный реферат по низкой цене. К тому же мы даем скидку в 1000 рублей на первый заказ!


. При истинном суицидальном поведении намерение покончить с собой не только преднамеренно, но часто «подпитывается» в течение длительного времени. Важно понимать, что самоубийство среди подростков сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Период отрочества в психологии характеризуется как период кризиса. Это момент перехода от детства к взрослой жизни. Подросток уже не ребенок, но еще не взрослый. У него есть новая формация - «чувство взрослости», но еще нет новых смыслов, ценностей взрослой жизни, форм взаимодействия во взрослом мире. Ведущее занятие в этот период - общение со сверстниками. Быть принятым в окружении друзьями и одноклассниками становится гораздо важнее и важнее, чем для взрослого. Тяжелый кризисный период подросткового возраста характеризуется не только внутренними конфликтами самого ребенка, но и появлением огромного количества конфликтов с окружающим миром. Для него мир по-прежнему будет непонятным, непонятным, пугающим. Попытка войти в новый, взрослый мир связана с проблемами, которые подросток не может решить самостоятельно и не может объяснить это окружающим. Подростки склонны реагировать на события более чутко, гневно и импульсивно, чем люди других возрастных групп. Наконец, внушаемость подростков и их склонность подражать другим, в том числе тем, кто пытается совершить самоубийство, могут подготовить почву для самоубийства. Самоубийство подростка чаще всего происходит в результате того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Но это также действие, которым молодой мужчина или женщина пытается привлечь к себе внимание. Суицидальность - одна из основных причин смерти молодых людей в Российской Федерации и в мире, а также серьезная проблема со здоровьем во всем мире. Уровень самоубийств среди подростков в РФ за последние годы резко вырос и сопровождался значительными изменениями показателей самоубийств среди молодежи, особенно среди девочек. Отныне нам необходимо хорошее понимание факторов риска, которые способствуют суицидальному поведению среди молодежи. Пояснительная модель суицидного поведения, которая связывает клинические и психологические факторы риска с основными нейробиологическими, нейропсихологическими отклонениями, связанными с суицидным поведением, может помочь в определении вариантов лечения и иметь эмпирическую ценность. Биологические факторы развития (генетика, протеомика, эпигенетика, иммунология), психологические или клинические (невзгоды в детстве) могут иметь причинную связь с изменениями, связанными с суицидальным поведением. Таким образом, модель объединяет результаты с нескольких точек зрения на суицидальность и пытается объяснить взаимосвязь между различными нейробиологическими, генетическими и клиническими наблюдениями в исследованиях самоубийств, предлагая всеобъемлющую гипотезу для облегчения понимания этого сложного исхода. Раскрытие знаний о сложном взаимодействии психологических, биологических, социобиологических и клинических факторов риска очень важно для разработки планов эффективных стратегий предотвращения суицидальных мыслей и самоубийств. Актуальность. Нравственный кризис на фоне глубоких перемен, происходящих в обществе, ведет к дезадаптации человека, к росту деструктивных тенденций его развития. Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем. «Экзистенциальный вакуум» во многом объясняет социальные патологии, которые являются болью нашего общества: преступность, наркоманию, самоубийства. Наиболее чувствительным к катаклизмам оказывается подростковый возраст, который протекает под знаком био-психо-социальной эволюции. В этот короткий, по астрономическому времени, период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внешние срывы и восхождения он обретает чувство личности. Возраст пубертата представляет собой период особой концентрации конфликтов, зачастую приводящих к поведенческим отклонениям, включая аутоагрессию. Все перечисленное привлекает внимание широкого круга исследователей к проблеме саморазрушающего поведения подростков. Гипотеза – существует взаимосвязь между суицидальным поведением подростка и его отношениями в семье. Цель – изучить особенности суицидального поведения подростков. Задачи: – рассмотреть суицид как форму девиантного поведения подростков; – исследовать индивидуально-психологические причины возникновения суицидальных настроений у подростков средних-старших классов; – изучить влияние семьи на возникновение суицидального поведения подростков; – проанализировать организацию исследования; – провести анализ результатов исследования; – проанализировать рекомендации по психологическому сопровождению семей из группы риска. Объект – суицидальное поведение человека. Предмет – суицидальное поведение подростка. Методы исследования в работе – сравнительно-аналитические. Практическая значимость работы. Работу можно использовать при изучении проблем подросткового суицида. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
В отечественной и зарубежной литературе чаще всего используется следующая классификация суицидального поведения: демонстративное поведение, аффективное поведение и истинно суицидальное поведение. Демонстративное поведение - это стремление подростка привлечь внимание к себе и своим проблемам, показать, насколько ему сложно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинения себе реального вреда или самоубийства, а с целью запугать других, заставить их задуматься о проблемах подростка и «осознать» свое несправедливое отношение к нему или ее. В демонстративном поведении чаще всего проявляются способы суицидального поведения в виде порезов вен, приема неядовитых лекарств и изображений повешения. Аффективное суицидальное поведение - Суицидальные действия, совершаемые под влиянием ярких эмоций, относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, без четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев - затмевают реальное восприятие действительности, и подросток, руководствуясь ими, чаще совершает суицидальное поведение, прибегая к попыткам продвижения, рассылая токсичные и сильнодействующие препараты. Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к суицидальному акту. При этом типе суицидального поведения подростки с большей вероятностью оставляют записки на имя родственников и друзей, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются умышленными, такие попытки самоубийства с большей вероятностью закончатся смертью. Истинное суицидальное поведение чаще всего связано с зависанием или прыжками с высоты. Причины самоубийства очень сложны и многочисленны. Их можно найти в биологической, генетической, психологической и социальной сферах личности. Несмотря на то, что подростки обычно кончают жизнь самоубийством в экстремальных ситуациях, таких как публичное унижение, проблемы в учебе, предательство, большинство экспертов полагают, что это скорее повод для самоубийства, чем его причина. Э. Шнайдман выделяет следующие общие черты, присущие всем самоубийствам. Общая цель всех самоубийц - найти решение. Цель каждого самоубийства - найти решение проблемы, с которой сталкивается человек, вызывая сильные страдания. - Обычный стимул при самоубийстве - невыносимая психическая (душевная) боль. Боль рассматривается как мучение, душевное страдание и мучение. Невыносимая душевная боль - это то, от чего хочется избавиться или сбежать. Никто не кончает жизнь самоубийством от радости. - Распространенное суицидальное чувство - беспомощность. В суицидальном состоянии человек переживает состояние безнадежности, бессилия, безнадежности, уныния и часто депрессии. Распространенное внутреннее отношение к самоубийству - амбивалентность. Это одновременное переживание двух противоположных чувств, таких как любовь и ненависть. - Обычным действием при самоубийстве является бегство (агрессия). Самоубийство означает избегание чего-либо. Во многих литературных источниках можно найти описания различных причин подростковых суицидов: - Конфликт в личной жизни; - одиночество; - влияние искусства; - безответные чувства; - нестандартная ориентация; - разрушение национальных традиций. При этом следует учитывать, что мотивы самих суицидов редко совпадают с истинными мотивами самоубийства. Суицидальные действия обычно планируются и совершаются в одиночку. Реакции этого типа характерны для лиц зрелого возраста старше 40 лет, у которых совершению суицида обычно предшествует ярко выраженное депрессивное состояние. Необходимо отметить, что большинство суицидов на ранних стадиях суицидального поведения проявляют состояние борьбы мотивов: с одной стороны, есть суицидальные импульсы, с другой - мысли об обязательствах перед детьми, нежелание причиняют горе близким, страх смерти и другие мотивы, удерживающие человека от совершения суицидального акта. Другими словами, самоубийцы переживают борьбу суицидальных и антисуицидных мотивов, и чем они сильнее, тем меньше вероятность совершения суицидального акта. На разных этапах подросткового возраста - раннем (12-14 лет), среднем (15-16 лет) и старшем (17-18 лет) наблюдаются отчетливые особенности формирования и проявления суицидального поведения, связанные со специфической физиологией, психологией. , личностные и поведенческие индивидуальные качества. У младших подростков суицидальные проявления, как правило, заранее не планируются, попытки суицида совершаются первыми подручными средствами, в ситуациях угрозы наказания. В этой группе подростков попытки суицида не имеют тяжелых медицинских последствий. Это не истинное желание смерти, а желание избежать конфликта, уйти от сложной ситуации. В средней возрастной группе суицидальные проявления характеризуются демонстративным членовредительством, покушениями с целью мести обидчику, наказанием окружающих. Попытки самоубийства часты в состоянии аффективного напряжения, на пике конфликта, и медицинские последствия таких попыток часто бывают серьезными. Для подростков этой возрастной группы характерны приступы раздражительности и злобности, эмоциональная нестабильность, тяга к чувственным (сенсорным) переживаниям в сочетании с убогостью интересов, ограниченным кругозором, неадекватной реакцией на различные ситуации обмана, сокрушения надежд, неудач. . Такие подростки по-прежнему неустойчивы к стрессам, практически не имеют навыков самоконтроля. Чем моложе возраст, тем ярче проявляется агрессивная направленность психологической структуры суицидального поведения. В описанных типах 1-4 агрессивная составляющая уменьшается. По мнению большинства исследователей, наиболее суицидогенными являются те семьи, которые внешне благополучны, но внутри них есть скрытые конфликты. Семьи с асоциальной ориентацией способствуют адаптации ребенка в одной среде, выступая в качестве защитных механизмов. Внутрисемейные конфликты являются наиболее суицидальными для младших пубертатных детей, а конфликты со сверстниками и в школе наиболее опасны для средних и старших. Социально-психологические факторы играют решающую роль в стимулировании всех типов суицидального поведения. Среди них, в первую очередь, факторы дезадаптации, связанные с нарушением социализации, когда статус не соответствует уровню притязаний. Одним из основных факторов суицидального поведения в подростковом возрасте является неблагополучная семейная среда. Разрушение семейного образа жизни отмечают практически все отечественные ученые, исследовавшие проблему детского суицида. Подростку нелегко пережить ситуацию, когда каждый родитель «ломает черту»: - Утрата значимой привязанности, например, смерть матери или любимого человека, становится тяжелым переживанием для ребенка; - отсутствие в семье «значимого взрослого». В этой ситуации проявляется социально-психологическая изоляция подростка. Формирование суицидального поведения в детском и подростковом возрасте во многом также зависит от некоторых особенностей личности суицидального человека. Эмоциональная нестабильность, повышенная внушаемость, чувствительность и некоторая импульсивность были обнаружены у всех людей. Эти черты, часто выраженные до уровня акцентуации характера, создают предпосылки для социальной и психологической дезадаптации человека в пубертатном периоде. Подводя итоги, отметим характерные для подростков проявления: - у подростков нет по-настоящему значимой картины смерти. Взрослый осознает, что смерть - это конец жизни, но подросток не до конца понимает это. Для них это в какой-то мере виртуальная игра; - Для подростков важны три области: семья, школа и сверстники; - причина самоубийства в подростковом возрасте может быть на первый взгляд незначительной, незначительной или даже случайной; - у подростков может не быть стадий, предшествующих самому самоубийству, то есть идей и намерений; - подростку очень сложно вербализовать (объяснить), что с ним происходит, описать свое состояние или проблему; - Подростку часто страшнее жить в той реальности, которая у него есть, чем умереть.
Читать дальше
1. Адаптация методики "Опыт близких отношений – переработанный опросник" на русскоязычной выборке и изучение стилей привязанности молодых людей в остром постсуициде / К. А. Чистопольская [и др.] // Психологическая диагностика. – 2015. – № 1. – С. 6–23. 2. Бубнов, В. Как предотвратить самоубийство / В. Бубнов, Н. Бубнова // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2014. – № 7–8. – С. 100–103. 3. Диагностика и коррекция коммуникативных девиаций и эмоциональных нарушений у школьников : психологический практикум / сост. И. В. Журлова. – Минск : Красико-Принт, 2014. – 96 с. 4. Диагностика и предотвращение суицидального поведения у детей и подростков // Юридический журнал директора школы. – 2015. – № 8. – С. 50–58. 5. Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд / Э. Дюркгейм, пер. с франц. В.А Луков. - СПб.: Союз, 1998. - 496 с. 6. Егоров, А.Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико- психологические аспекты / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. - СПб.: Речь, 2015. - 436 с. 7. Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления : книга для психологов, педагогов, родителей / В. Г. Казанская. – 2-е изд., доп. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 283 с. 8. Костюк, Н. В. Цикл родительских собраний по предупреждению подросткового суицида / Н. В. Костюк // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2014. – № 6. – С. 7–26. 9. Костюк, Н. В. Цикл родительских собраний по предупреждению подросткового суицида / Н. В. Костюк // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2014. – № 5. – С. 90–108. 10. Кудинова, С. В. Работа с подростками, имеющими суицидальные намерения / С. В. Кудинова // Справочник классного руководителя. – 2016. – № 4. – С. 10–17. 11. Кудинова, С. В. Суицид в подростковой среде : выявление и скрытая профилактика / С. В. Кудинова // Справочник классного руководителя. – 2016. – № 3. – С. 14–29. 12. Кучер, А. А. К вопросу о диагностике суицидального поведения / А. А. Кучер, В. Ф. Белоус // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. – 2016. – № 1. – С. 44–58. 13. Кучер, А. А. Профилактика подростково-юношеского суицида в условиях общеобразовательного учреждения / А. А. Кучер, В. Ф. Чернодуб // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. – 2014. – № 1. – С. 28–36. 14. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - М.: Эра., 2017. - 238 с. 15. Макаров, П. В. Профилактика, коррекция и реабилитация подросткового суицида : учебно-методическое пособие / П. В. Макаров. – Москва : НИИ школьных технологий, 2013. – 96 с. 16. Моховиков, А.Н. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах / А.Н. Моховиков. - М.: Когито-Центр, 2016. - 569 с. 17. Никифорова, Т. Ф. Тест Роршаха в диагностике суицидального поведения подростков / Т. Ф. Никифорова // Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы. – 2014. – № 4. – С. 10–16. 18. О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида : Письмо Департамента гос. политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 18 янв. 2016 г. № 07–149 // Вестник образования. – 2016. – № 5. – С. 45–80. 19. Организация профилактики суицидального риска в учреждении образования / авт.-сост. Н. А. Сакович. – Минск : Красико-Принт, 2011. – 96 с. 20. Павленок, П. Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения : учеб. пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 185 с. 21. Помощь подросткам в кризисном состоянии / сост. Н. В. Пономаренко. – Минск : Красико-Принт, 2015. – 96 с. 22. Проблемы профилактики и реабилитации в суицидологии / В.В. Ковалев [и др.]; под общ. ред. В.В. Ковалева. - М.:Мир, 2014. - 184 с 23. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях : профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. – 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2016. – 226 с. 24. Райс, Ф. Психология подросткового возраста / Ф. Рай, К. Долджин ; пер. с англ. под науч. ред. проф. Е. И. Николаевой. – 12-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 816 с. 25. Ромерек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В. Г. Ромерек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович. - СПб.: Речь, 2007. -256 с. 26. Северный, А. А. Профилактика суицидального поведения у детей и подростков : видео-лекция : учебно-методический электронный журнал / А. А. Северный // Профилактика зависимостей. – 2016. – № 1. – С. 3-7 27. Синицына (Матафонова), Т. Ю. Пролонгированная психологическая помощь учащимся, пережившим психотравмирующее событие / Т. Ю. Синицына (Матафонова) // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. – 2014. – № 1. – С. 22–27. 28. Система социально-педагогической работы с детьми в школах большого города // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2016. – № 1. – С. 5–124. 29. Соловьева, Д. Ю. Программа профилактики суицидального поведения для учащихся 5–11-х классов / Д. Ю. Соловьева // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2015. – № 1. – С. 69–80. 30. Соловьева, Д. Ю. Программа групповых практических занятий "Мы выбираем жизнь!" для детей с суицидальным поведением / Д. Ю. Соловьева // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2015. – № 3. – С. 40–52. 31. Соловьева, Д. Ю. Работа с педагогами и родителями по предупреждению суицидального поведения детей / Д. Ю. Соловьева // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2015. – № 6. – С. 34–46. 32. Соловьева, Д. Ю. Углубленная диагностика учащихся группы суицидального риска / Д. Ю. Соловьева // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2015. – № 2. – С. 12– 25. 33. Трифонова, М. Ю. Социально-психологический тренинг для подростковсуицидентов "Я выбираю жизнь" / М. Ю. Трифонова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2014. – № 1. – С. 36–72. 34. Чистяков, В. В. Педагогические основы профилактики суицидального поведения / В. В. Чистяков // Мир образования-образование в мире. – 2014. – № 3. – С. 262–266. 35. Что надо знать о детском суициде? // Справочник классного руководителя. – 2016. – № 3. – С. 11–13. 36. Чубаровский, В. В. Не хочу жить / В. В. Чубаровский // Директор школы. – 2015. – № 3. – С. 105–110. 37. Шелехов, И.Л. Суицидология: учебное пособие / И.Л Шелехов, Т.В. Каштанова, А.Н. Корнетов, Е.С. Толстолес. - Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. - 203 с. 38. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков/ Л.Б. Шнейдер. - М: Гаудеамус, 2007. - 336 с. 39. Юм, Д. Малые произведения / Д. Юм, пер. с англ. И.С. Нарского. - М.: Канон, 1996. - 464 с. 40. Юрьева, Л.Н. Клиническая суицидология: Монография / Л. Н. Юрьева. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 472 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Имущественные страхование:общая характеристика
Количество страниц:
30
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
ПРИРОДА ЭКРАННОГО ДОКУМЕНТА И ЭСТЕТИКА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО
Количество страниц:
35
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Журналистика
курсовая работа
Психологические особенности памяти подростка
Количество страниц:
40
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image