ВВЕДЕНИЕ 3
1. МОТИВЫ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ 5
1.1. Необходимые условия для эффективного применения ценовой дискриминации 5
1.2. Типы ценовой дискриминации 12
2. ТИПЫ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ (ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ ПЕРВОЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ) 15
2.1. Первая степень ценовой дискриминации 15
2.2. Вторая степень ценовой дискриминации 16
2.3. Третья степень ценовой дискриминации 17
3. ПРАКТИКА ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ 20
3.1. Примеры применения ценовой дискриминации в соответствии с их типом 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Читать дальше
В работе были изучены процессы, связанные с формирование цен в условиях, предоставляющих возможность применения методов ценовой дискриминации. В первой главе изучены понятие и сущность ценовой дискриминации, субъекты, использующие ее, а также рассмотрены условия, при которых возможно эффективное применение различных типов ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация, являясь порождением монополистов, используется ими в качестве дополнительного источника обогащения, позволяя крупному бизнесу оказывать влияние на процессы, связанные с расслоением общества. Существование и применение различных типов ценовой дискриминации создает дополнительные инструменты для крупного бизнеса, применение которых позволяет повысить эффективность деятельности без увеличения издержек производства. Однако предварительное исследование, предшествующее реализации ценовой политики и направленное на изучение условий рынка, а также социально-экономического состояния общества, позволит получить и положительный общественно-экономический эффект через механизм перераспределения доходов.
В этой связи отдельно были изучены особенности каждого типа ценовой дискриминации и дана им характеристика. Данное исследование позволило определить различия между типами ценовой дискриминации, условия, при которых наиболее эффективно применение того или иного ее типа. А также кратко изучено ее влияние на участников рынка. По итогам по второй главы было определено, что эффективность применения ценовой дискриминации во многом зависит от потенциала субъекта, реализующего подобные приемы ценовую стратегии, сложившихся условий на рынке и выбора им типа ценовой политики.
По итогам изученного теоретического материала были приведены примеры применения различных типов ценовой дискриминации в реальной экономике. В качестве примеров были рассмотрены модели реализации различных типов ценовой конкуренции, имевшие место на рынке новых автомобилей, на рынке образовательных услуг, в сфере торговли и прочее.
Следует отметить, что знание методов ценовой дискриминации и способов ее применения имеет практическое применение в повседневной жизни потребителя. Методы ценовой дискриминации применяются субъектами в различных сферах деятельности и отраслях экономики, однако их применение требует полноценного анализа рынка и продуманной стратегии реализации. Экономический эффект от применения ценовой дискриминации и его направленность во многом зависит от условий рынка, возможностей и целей предприятия.
По итогам работы можно утверждать, что в большинстве случаев применение методов ценовой дискриминации связано с желанием производителя овладеть излишком потребителя, особенно в тех сферах экономической деятельности, где государственное регулирование незначительно.
По итогам проведенной работы основная ее цель достигнута.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. - № 24 – Ст. 3402.
2. Федеральный закон от 28.07.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. - № 1 – Ст. 2.
3. Богатырева, М.В. Макро- и микроэкономика : учебник и практикум для академического бакалавриата // М.В. Богатырева, А.Е. Колмаков, М.А. Колмаков – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 424 с.
4. Булатова А.С. Микроэкономика : учебник для академического бакалавриата // А.С. Булатова. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 358 с.
5. Вечканов Г.С. Микроэкономика: Учебник для ВУЗов // Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова - 5-е изд. – Стандарт третьего поколения – СПБ.: Питер, 2017. – 480 с.
6. Гловели Г.Д. История экономических учений : учеб.пособие для бакалавров // Г.Д. Гловели. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2015. – 777 с.
7. Ивасенко А.Г. Микроэкономика: 100 экзаменационных ответов : учебное пособие // А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2017. – 232 с.
8. Ивасенко А.Г. Микроэкономика : учеб. пособие // А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. – Москва : КНОРУС, 2020. — 278 с.
9. Левина Е.А. Ассортиментный ряд и ценовая дискриминация: теоретические подходы и прикладные аспекты. // Современная конкуренция. – 2016. – №6(60) – с. 20-35.
10. Лизовская В. В. Формирование ценовой стратегии предприятия. // Экономика. Налоги. Право – 2014. – №1 – с. 26-30.
11. Липсиц И.В. Микроэкономика. Макроэкономика : учебник // И.В. Липсиц. – М. : КНОРУС, 2016. – 608 с.
12. Максимова В.Ф. Микроэкономика: учебник // В.Ф. Максимова. – 8-е изд. переб. и доп. – М.: Университет «Синергия», 2020 – 468 с.
13. Маховикова Г.А. Микроэкономика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата // Г.А. Маховикова. – 2- е изд., переаб. и доп.– М. : Издательство Юрайт, 2015. – 281 с.
14. Маховикова Г.А. Микроэкономика : Продвинутый курс : учебники и практикум для магистров // Г.А. Маховикова – М. : Издательство Юрайт, 2016 – 322 с.
15. Микроэкономика. Теория и российская практика : учебник // коллектив авторов ; под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. - 10-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2015. – 640 с.
16. Микроэкономика : учебник // коллектив авторов ; под ред. Е.В. Устюжаниной. – Москва : КНОРУС, 2020. – 218 с.
17. Микроэкономика : учебник для академического бакалавриата // под общ. ред. В.Ф. Максимовой. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 325 с.
18. Скворцова В.А. Микроэкономика : учебное пособие // В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская, А.О. Скворцов. – Москва : КНОРУС, 2017. – 470 с.
19. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник // Ю.В. Тарануха, Д.Н. Земляков. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 320 с.
20. Шаститко А.А. Ценовая дискриминация: экономическая теория и практика правоприменения // Современная конкуренция – 2018. – №6 (72) – с. 27-38.
Читать дальше