В ходе написания работы удалось достичь поставленных цели и задач.
Определено, что государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, где кредитором, заемщиком или гарантом выступает РФ, субъект РФ или муниципальное образование с одной стороны, а с другой – физические или юридические лица, зарубежные страны, международные организации и т.д. Внешние кредиты в современном мире чаще всего имеют своей целью оказание продовольственной помощи. Такие займы выдаются международными финансовыми организациями. Погашение внешней задолженности производится в иностранной валюте, реже – в местной валюте, на которую кредитор закупает соответствующие товары и услуги.
Установлено, что довольно трудно найти страну, которая не прибегала бы к привлечению средств из внешних или внутренних источников финансирования. В целом, кредит нельзя считать каким-то «абсолютным злом», поскольку рационально использованные кредиты и займы могут в значительной мере ускорять экономическое развитие, делать более эффективным и динамичным процесс расширенного воспроизводства, решать многие социальные и экономические проблемы и т. д. В то же время, значительный государственный долг — это тяжелое бремя, которое может осложнять нормальное функционирование экономической системы. Рост госдолга уменьшает запас капитала в экономической системе (так как, например, обладатель сбережений, вместо того, чтобы инвестировать средства в экономику через покупку акций различных компаний или кредитования расширенного воспроизводства, покупает государственные облигации, финансируя тем самым государство и его нужды).
Отражено, что государственный долг как неотъемлемое явление рыночной экономики прямо или косвенно влияет на состояние государственного бюджета, уровень инфляции, объемы иностранных инвестиций, валютный курс и прочее. Механизмы управления государственным долгом используются при регулировании денежного обращения, уровня деловой активности, состояния государственных доходов, расходов и дефицита государственного бюджета. Рост будущих выплат по внешним государственным долгам приводит к сокращению объемов и снижению прибыльности производства, наличия перманентного дефицита государственного бюджета, недополучение доходов бюджета, отрицательного платежного баланса, создает высокие риски потери платежеспособности государства, девальвации национальной валюты, наступления дефолта. Вопрос обоснования оптимальных объемов государственного внешнего долга, поиск финансовых источников его погашения, использования эффективных методов управления государственным долгом приобретают особую актуальность.
Выявлено, что внешняя задолженность возникает главным образом в результате внешних займов, а также в случаях национализации иностранной собственности с обязательством выплаты компенсации. Долг нерезидентам в форме ценных бумаг, размещаемых на внутреннем финансовом рынке, относится международной статистикой к внутреннему долгу.
Под внешним принято подразумевать общий внешний долг всех юридических лиц — резидентов РФ, то есть как государственных, так и бизнес-структур.
В то же время государственным внешним долгом России являются обязательства:
федеральных органов власти;
субъектов федерации;
Центрального банка РФ
Официальным источником сведений по текущему состоянию, структуре, истории, планам платежей по внешнему государственному долгу России является ЦБ РФ.