ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ 5
1.1 Понятие и особенности таможенной процедуры свободной таможенной зоны ………………………………………………………………………………..5
1.2 Условия применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны ………………………………………………………………………………..8
1.3Таможенные платежи в таможенной процедуре свободной таможенной зоны 10
2.ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 12
2.1 Анализ судебной практики применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны 12
2.2 Проблемы использования таможенной процедуры свободной таможенной зоны 16
2.3 Направления совершенствования использования таможенной процедуры свободной таможенной зоны 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
Читать дальше
Таможенная процедура СТЗ позволяет ввозить иностранные товары (сырье, оборудование и т. д.) без уплаты таможенных платежей для использования их в пределах ОЭЗ в соответствии с определенными операциями. При функционировании ОЭЗ и применении процедуры СТЗ выявлено ряд проблем, решение которых возможно на уровне национального законодательства.
Анализируя содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны, следует отметить, что отличительной особенностью ее является то, что товары должны размещаться и использоваться только в пределах четко ограниченной свободной экономической зоны. Данная зона также является и зоной таможенного контроля, соответственно, она должна быть оборудована и обустроена соответствующим образом для целей таможенного контроля. Компетенция по регистрации таможенных деклараций в таможенной процедуре свободной таможенной зоны распространяется на специализированные таможенные органы, которые находятся непосредственно на территории свободной экономической зоны, либо на те таможенные органы, в регионе деятельности которых она создана.
Вторым существенным моментом является то, что товары должны использоваться только для целей резидентов свободной экономической зоны
– их предпринимательской и иной деятельности, которая определяется действующим соглашением, либо утвержденной инвестиционной декларацией, либо определенной предпринимательской программой. При этом существует исключение, когда в пределах свободной экономической зоны портового или логистического типа могут быть размещены товары, которые предназначены для использования нерезидентами, заключившими с резидентами данных зон договор об оказании некоторых видов услуг (складирование, хранение, погрузочно-разгрузочные работы и иные операции, не изменяющие характеристику и код товаров).
Анализируя практику применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, необходимо выделить значимость данного элемента системы таможенного регулирования для становления региональной экономики. Это обусловлено тем, что снижение таможенных пошлин позволяет существенно повысить активность участников внешнеэкономической деятельности, увеличить товарооборот и развивать бизнес регионального уровня.
Несмотря на экономическую значимость, в настоящее время применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны, сопряжено с некоторыми проблемами. Первая проблема заключается в сложности обеспечения зоны таможенного контроля на территории отдельных особых экономических зон. Еще одна проблема заключается в сложности идентификации в изготовленных (полученных) товарах иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Необходимо решать обозначенные проблемы с помощью разработки новых нормативно-правовых актов, применения современного оборудования, обучения сотрудников таможенных органов, взаимодействия резидентов с таможенными органами. Кроме того, возможно использовать опыт зарубежных стран по данному вопросу.
Читать дальше
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Собрание законодательства РФ, 2018, N 1.
2. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (ред. от 11.04.2017) // Бюллетень международных договоров. - 2012. - N 7.
3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 29 апреля 2019 г. № 45 «Об отнесении сахара белого, являющегося иностранным товаром, к товарам, которые не подлежат помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и к товарам, в отношении которых не применяется таможенная процедура свободного склада»// СПС «Консультант Плюс»
4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 88 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны»// СПС «Консультант Плюс»
5. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»// СПС «Консультант Плюс»
6. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»(в ред. от 18.07.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2005.-N 30 (ч. II). - ст. 3127
7. Постановление Правительства РФ от 25 октября 2012 г. № 1096 «Об утверждении перечня товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны»// СПС «Консультант Плюс»
8. Приказ Минфина России от 18 марта 2019 г. № 44н«О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации в отношении товаров, ввозимых (вывозимых) на (с) территорию(ии) особых экономических зон, созданных в Российской Федерации, в том числе при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и при завершении ее действия, и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 сентября 2016 г. № 157н»// СПС «Консультант Плюс»
9. Дело NФ07-6469/2016 по делу N А21-6201/2015. Об оспаривании решения таможенного органа[Электронный ресурс]//Адвокат.-Режим досупа:https://advokat-malov.ru/zakony-i-kodeksy/zakon-o-tamozhennom-regulirovanii-v-rf/razdel-i--obschie-polozheniya/glava-10--strana-proishozhdeniya-tovarov/statya-110--zakon-o-tamozhennom-regulirovanii-v-rf/sud-praktika-k-state-110-zakon-o-tamozhennom-regulirovanii-v-rf-51042.html(дата обращения: 03.11.2020)
10. Лысак, Е.Д. Свободная таможенная зона морского порта Владивосток/Е.Д. Лысак// Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2015. – № 3. – С. 46-50.
11. Матвеева, Н.В. Помещение товаров под таможенную процедуру свободной экономической зоны в особых экономических зонах/Н.В. Матвеева // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – №10-1.Т.9. – С.307-313.
12. Микуть, Е.В. Совершенствование правового регулирования таможенной процедуры свободной таможенной зоны /Е.В. Микуть// Таможенное дело и ВЭД: сб. науч. ст. участников СНИЛ «Теория и практика таможенного дела и внешнеэкономической деятельности» / БГУ, фак-тмеждунар. отношений, каф. тамож. дела; В. В. Ляховский (гл. ред.). –Вып. 4. – Минск: БГУ, 2017. – С.32-39.
13. Разин, А.В. Применение процедуры свободной таможенной зоны на территории опережающего развития /А.В. Разин// Актуальные проблемы российской авиации и космонавтики. – 2017. – № 3. – С. 958-960.
14. Руднева, З.С. Проблемы применения процедуры свободной таможенной зоны на площадках территорий опережающего социально-экономического развития /З.С. Руднева// Известия Тульского государственного университета. – 2016. – №5. – С. 153-160
15. Таможенная служба в 2017 году: ежегодный сборник. –Москва, ФТС России, 2018. –97 с.
16. Таможенная служба в 2019 году: ежегодный сборник. –Москва, ФТС России, 2020. –108 с.
17. Чаусова, С.К. Свободные экономические зоны как условие развития региона/С.К, Чаусова// материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию создания кафедры экономики и МЭО в АПК. –2020. –С.257-261.
Читать дальше