ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…..…..3
ГЛАВА 1. ЯЗЫК ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ………………………………………………………….……...4
1.1.Основные аспекты функциональных стилей…………………………….….4
1.2. Особенности газетного стиля………………………………………………..9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕЛИТЕРАТУРНОЙ ЛЕКСИКИ В ГАЗЕТЕ (на материале газет «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Новая газета», «Российская газета»)…..…..15
2.1.Внелитературная лексика русского языка………………………………....15
2.2. Роль внелитературной лексики в российских СМИ………………….…..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….31
Читать дальше
Часто газета выполняет несколько функций: информационная, образовательная, развлекательная. Каждый из них накладывает на соответствующие материалы свои стилистические особенности. Одна из основных функций, которую должен содержать публицистический стиль, - это то, что информация в газете должна быть актуальной. Средства массовой информации отбирают события для освещения в соответствии со сложным набором критериев ценности новостей; так что новости - это не просто то, что происходит, но то, что можно рассматривать и представлять как заслуживающее внимания. Другими словами, новости не должны быть просто описанием событий, они также должны быть значимыми. Еще одна особенность, которая играет огромную роль в новостях, - это использование разговорных выражений, неполных предложений, вопросов и разнообразной типографики с вариациями акцентов, письменный текст имитирует говорящий голос, как если бы человек говорил неофициально, но со страстным негодованием.
Публицистический стиль черпает черты эмоциональной прозы: использование стилистических приемов и образности, а также лаконичность и экспрессивность. Научные элементы публицистического стиля включают логическую структуру представления новостей, четкое разбиение на абзацы и последовательность. Чтобы не путать публицистический стиль с газетным, следует упомянуть главное отличие. Цель публицистического стиля - повлиять на общественное мнение, заставить аудиторию принять точку зрения оратора. Напротив, цель газетного стиля - информировать аудиторию. Публицистические очерки и тематические статьи не относятся к газетному стилю.
В газетных текстах встречаются различные эллиптические предложения, т.е. словесные фразы, характеризующиеся краткостью и энергичностью выражения; номинативные предложения, т.е. предложения в форме именительного падежа; сегментированные конструкции или конструкции с двойным значением; соединительные конструкции, воспроизводящие устную речь в ее живой непосредственности; посылки, понимаемые как разделение предложения, в котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или более интонационно-семантических речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы, а также многие другие средства усиления выразительности. Информативность - важный параметр заголовка, привлекающий внимание читателя к конкретной статье. Цель газетного дискурса не только в передаче информации, но и в ее интерпретации. Приходит к выводу, что в тексте газеты информационная содержательная функция совмещена с функцией убеждения, эмоционального воздействия.
Важно отметить еще одну особенность: газетная статья направлена на наиболее активное восприятие, понимание и реакцию. Среди основных характеристик существующего газетного текста, вероятно, можно найти неоднородность читателей по национальным, социальным, политическим и другим признакам; отсутствие жесткой социальной или иной зависимости между адресатом и адресатом; отсутствие, как и в любом письменном тексте, прямого контакта говорящих и оперативной обратной связи между ними.
Читать дальше
1. Головин Б. Основы культуры речи : учебник для вузов. М., 2018. – 346с.
2. Емельянова О.Н. Внелитературная лексика // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2013. – 247с.
3. Коготкова Т.С. Внелитературная лексика в драме В. Распутина «Последний срок» // Культура речи на сцене и на экране / под ред. Л.И. Скворцова и Л.Н. Кузнецовой. М.: Наука, 2016. – 276с.
4. Кормилицына М., Сиротинина О. Язык СМИ : учеб. пособие. Саратов, 2018. – 478с.
5. Кормилицына М. Целесообразность использования выразительных средств как один из показателей коммуникативной компетентности журналиста // Проблемы речевой коммуникации / под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой : межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2018. Вып. 11. – 264с.
6. Официальный сайт «Аргументы и Факты».- Режим доступа: https://aif.ru/ (дата обращения:27.12.2020)
7. Официальный сайт «Комсомольская правда».- Режим доступа: https://www.msk.kp.ru/ (дата обращения:27.12.2020)
8. Официальный сайт «Новая газета».- Режим доступа: https://novayagazeta.ru/ (дата обращения:27.12.2020)
9. Официальный сайт «Российская газета».- Режим доступа: https://rg.ru/ (дата обращения:27.12.2020)
10. Петрищева Е.Ф. Внелитературная лексика в современной художественной прозе // Стилистика художественной литературы. М.: Наука, 2018. – 189с.
11. Петрищева Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. М.: Наука, 2018. - 274 с.
12. Скворцов Л.И. Литературный язык и внелитературные сферы речи (в их взаимодействии) // Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М.: Наука, 2019.- 345с.
13. Сурикова Т. Этический аспект языка СМИ // Язык массовой и межличностной коммуникации: сб. М., 2017. -347с.
14. Щерба Л.В. Современный русский литературный язык: избр. работы по русскому языку. М.: Наука, 2017. – 245с.
Читать дальше