Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Отражение проблем экологии в сфере медиапространств………...… 5
1.1. Экология и медиаэкология………………………………………………... 5
1.2. Медиа экология и экология медиа пространства………………………... 7
1.3. Экологическое состояние России ………...…………................................ 9
Глава 2. Медиа ресурсы как способ решения экологических проблем……… 12
2.1. Инфоэкологическая деятельность для продвижения идей экологии медиа пространства.……………………………………………………………………. 12
2.2. Сетевое издание «Экология России».……………………………………. 18
2.3. Всемирный фонд охраны дикой природы в России……………………. 20
2.4. Гринпис России ……………………………………………………............ 22
Заключение……………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы…………………………………………... 29
Читать дальше
Решение экологических проблем тесно связано с реализацией принятия решений по техническим, технологическим и правовым вопросам в обществе. Особенно важная роль в осуществлении деятельности по охране природы отводится экологическому просвещению, образованию и воспитанию, что должно проявиться в развитии и становлении экологической культуры личности и социума, а также экологического и духовного сознания и мышления.
Главным из самых перспективных и актуальных направлений на пути решения этого вопроса является применение информационных технологий. Необходимость донесения экологических знаний до общества с целью привлечения его внимания к проблемам сохранения окружающей среды и, в противовес этому, недостаточное распространение необходимых цифровых ресурсов, порождает противоречие, которое и определяет актуальность начатого исследования.
Российские общество приходит к пониманию, что информированность – это первый шаг к вовлечению социума в решение экологических проблем. Хотя на данный момент из-за неспособности постановки наиболее важной задачи и отдачи соответствующих распоряжений (хотя бы на муниципальный уровень, ведь большинство проблем можно решить локально) России трудно сконцентрировать внимание на проблемах экологии.
Несмотря на то, что наиболее действенным методом информирования являются традиционные средства массовой информации, в современном мире с ними все активнее соперничает Интернет, так что уже трудно представить распространение экологической информации без внедрения новых технологий.
В процессе изучения материалов на теоретическом этапе был проведён анализ различных медиа ресурсов по проблеме экологии; просмотрены нормативные документы; классифицированы современные программные средства для создания медиа ресурсов экологической направленности; изучены возможности информационных технологий в популяризации знаний в экологической сфере.
Проведя анализ экологических публикаций в массовой и специализированной прессе можно сделать вывод, что в последнее время резко возрос их профессиональный уровень. Стали чаще привлекаться авторы-специалисты, причем в самых различных областях, охватывающих огромный спектр экологических проблем. Повысилось журналистское мастерство пишущих сотрудников изданий, а также стали публиковаться темы, которые имеют экологическую направленность.
Если рассматривать большинство публикаций, знакомящих читателя с экологией как областью знаний, то почти невозможно провести четкую грань между социальной и естественно-научной основой данной дисциплины, ведь они тесно связаны между собой.
Возможность передачи экологически важной информации с помощью медиа ресурсов не только значительно упрощает ее восприятие обществом, но ко всему прочему дает толчок этому самому обществу лично принять участие в решении глобальных проблем. Активное развитие обсуждений через интернет ресурсы также усиливает эффект усвоения и принятия информации среди масс населения, а простота в использовании интернет технологий и современные возможности по созданию собственных платформ и проектов в медиа пространстве позволяют продвинуть решение той или иной проблемы на ступень дальше.
Если брать во внимание высокую степень социальной ответственности медиа ресурсов за методы формирования общественного мнения, в том числе касающихся вопросов экологии и природоохранной деятельности, а также учитывая, что средства массовой информации исполняют роль общественного посредника между представителями высшей власти и общественностью, то выводы можно сделать следующие:
- несмотря на то, что медиа пространство предоставляет проблемам экологии достойное место, потенциал его влияния на общественное мнение реализован еще не в полной мере;
- нет системности в подаче экологической информации;
- присутствует дисбаланс в освещении активной роли горожан и представителей власти в экологических процессах, где первые намного уступают по показу относительно вторых, что в свою очередь способствует некоторому перераспределению экологической ответственности в общественном сознании;
- в подаче экологической информации средства массовой информации конструктивно сочетают в себе позитивные, негативные и нейтральные материалы.
Усилиями СМИ и экологов в сознание людей и в государственную практику России внедряется понятие экологической безопасности с позиции элемента государственной и личной безопасности. Немаловажное место в программе действий в сфере экологического развития занимает общее экологическое образование.
Читать дальше
1. Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. М.: Наука, 2007. – 202 с.
2. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры // Экология, культура, образование. М., 1989. – 160 с.
3. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. - М.: Аспект Пресс, 1998. – 157 с.
4. Жилавская И.В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование // Медиаобразование: от теории к практике: материалы I Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 20–21 нояб. 2007 г. / сост. И.В. Жилавская. Томск: ТИИТ, 2007. – 280 с.
5. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М., 2005. – 398 с.
6. Клименко Е.В., Вычужанина А.Ю., Мирюгина Т.А., Хазиева Э.В., Шешукова Л.А. Современные медиаресурсы в экологическом просвещении, образовании и воспитании//Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-4. – 771 с.
7. Колков А.И. К вопросу становления информационно-экологической системы//Информационные ресурсы России. 2000. № 4. – 27 с.
8. Литвинович М. Как интернет меняет медиапространство. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.intelros.ru/intelros/reiting/reyting_09/material_sofiy/8763-kak-internet-menyaetmediaprostranstvo.html. (Дата обращения: 02.01.2021).
9. Мизинцева М.Ф., Королева Л.М., Бондарь В.В. Информационная экология и вопросы теории и практики развития информационного общества // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: Материалы Всерос. объединенной конф. Санкт-Петербург, 20–24 нояб. 2000 г. СПб., 2000. – 231 с.
10. Шамилева И.А., Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999. – 63 с.
11. Семенов И.А. Социально-политические импликации информационных технологий. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ims2000.nw.ru/src/TEXT99.HTML (Дата обращения: 03.01.2021)
12. Новая точка входа в медиапространство. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bg.ru/article/ 8504/?chapter=2. (Дата обращения: 02.01.2021)
13. Экология России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ecologyofrussia.ru/litsenziya-/ (Дата обращения: 04.01.2021)
Читать дальше