Введение 3
1. Основное содержание поправок в Конституцию России, принятых в 2020 году 5
1.1 Содержание поправок в Конституцию России 5
1.2 Юридико-технические аспекты поправок 7
2. Проблематика поправок в Конституцию России, принятых в 2020 году 17
2.1 Внутренние противоречия в поправках 17
2.2 Поправки, которые не были приняты 22
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 33
Читать дальше
Конституционная реформа, о необходимости которой так долго говорили в российском обществе, стала вполне осязаемой. В Послании Президента Федеральному Собранию 15 января 2020 г. провозглашен курс на масштабную модернизацию Конституции, а затем внесен соответствующий законопроект и образована рабочая группа по его доработке с участием ученых, законодателей, представителей образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сфер общественной жизни.
По всей стране на различных площадках прошло публичное обсуждение законопроекта. В результате состоявшихся дискуссий внесено более 900 предложений, с учетом которых принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ. Конституционный Суд пришел к заключению о ее соответствии основным положениям действующей Конституции, поставив тем самым точку в вопросе о легитимности конституционных изменений.
Очевидно, что определяющей является обусловленность конституционных изменений объективными, назревшими в обществе проблемами. Когда объективные закономерности, лежащие в основе социальной системы, улавливаются, тогда и продуцированные на их основе реформирования, выражая сущность общественных явлений, способствуют развитию социального организма. А когда действуют по наитию, без понимания объективной сущности происходящего, то неизбежно допускаются ошибки, которые приводят к возникновению различного рода социальных конфликтов и катаклизмов. Вместе с тем, многие назревшие в практике правоприменения поправки в Конституцию пока рассмотрены и приняты не были.
Таким образом, при анализе конституционных изменений с точки зрения необходимости каких-либо сомнений не усматривается. Что же касается целесообразности, то очевидно, что построение модели публичной власти возможно разными способами и с различным балансом ее ветвей: от парламентской до суперпрезидентской республики. Конкретный вариант определяется конституционным законодателем на основе исторического опыта конкретной страны, исходя из своих политических интересов, своего целеполагания и своего понимания приемлемых способов достижения поставленных целей. Насколько приемлемой окажется новая конституционная модель, полагаемая целесообразной конституционным законодателем, покажет время. Хотелось бы надеяться, что ее реализация будет способствовать укреплению демократических начал в организации публичной власти.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // СПС «КонсультантПлюс».
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, жалобами открытых акционерных обществ «АвтоВАЗ» и «Комбинат «Североникель», обществ с ограниченной ответственностью «Верность», «Вита-Плюс» и «Невско-Балтийская транспортная компания», товарищества с ограниченной ответственностью «Совместное российско-южноафриканское предприятие «Эконт» и гражданина А.Д. Чулкова» // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2409.
4. Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2011. - 565 с.
5. Боброва Н.А. 20 лет и 20 недостатков Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 33 - 37.
6. Гончаров В.В. Проблемы соотношения и взаимодействия президентской и исполнительной власти в России // Юридический мир. 2008. N 4. С. 29
7. Жуйков В., Воскобитова Л., Ярков В., Андреева Т., Пашин С., Алексеевская Е., Бевзенко Р. Конституционные поправки и независимость суда // Закон. 2020. N 2. С. 33 - 43.
8. Зорькин В.Д. Буква и дух Конституции // Российская газета. 2018. 9 октября. URL: https://rg.ru/2018/10/09/zorkin-nedostatki-v-konstitucii-mozhno-ustranit-tochechnymi-izmeneniiami.html (дата обращения 01.12.2020).
9. Корсаков Д.Н. О поправках в Конституцию Российской Федерации, регулирующих статус и полномочия органов судебной власти // Российская юстиция. 2020. N 7. С. 55 – 58.
10. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: Учебное пособие. М.: Проспект, 2010. – 144 с.
11. Ныркова Т.Ю., Петрова Н.А. К вопросу об изменении порядка формирования Совета Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 9. С. 18-25.
12. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. - 520 с..
13. Овсепян Ж.И. Парламент как основа демократического конституционного строя (проблемы и перспективы развития в Российской Федерации) // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. N 2(59). С. 10.
14. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения 01.12.2020).
15. Трусов Н.А. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти: критический взгляд на отдельные вопросы техники и содержания проекта Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. N 4. С. 24.
16. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. М.: Наука РАН, 2016. 320 с.
17. Черепанов В.А. О необходимости и целесообразности конституционных изменений // Российская юстиция. 2020. N 8. С. 35 - 38.
Читать дальше