Итак, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Наиболее распространенной формой экстремизма были террористические акции против личности. Террор XIX века был направлено против личности высших государственных чинов (индивидуальный террор). Такие деяния по современному законодательству не относятся ни к террористическим, ни к преступлениям экстремистской направленности, хотя размещены в Разделе X. «Преступления против государственной власти» Уголовного кодекса Российской Федерации: главы 32 «Преступления против порядка управления» Уголовного кодекса Российской Федерации» ст. 317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа», 318. «Применение насилия в отношении представителя власти»; Главы 31 «Преступления против правосудия» УК РФ ст. 295. «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование», Глава 29. «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» УК РФ ст. 277. «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля».
Вместе с тем, хотя террор и был индивидуальным, но цели таких преступлений были за рамками личности отдельного государственного деятеля, поэтому терроризм XIX века является исторической предпосылкой массового терроризма XX и XXI веков.
В последующие годы в этом направлении Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации было принято множество законов и подзаконных актов.
Следующим этапом развития законодательства в этой сфере стал Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г., в котором были криминализированы действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.
Позднее Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 179-ФЗ в часть первую статьи были внесены дополнения, а именно указанием на новый способ совершения преступления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».
Между тем в уголовно-правовом поле понятие экстремизма не введено. Впервые это понятие появляется в Указе Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 г. №310 «О Мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлением фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации».
В данном Указе отмечали, что «В Российской Федерации участились случаи разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространения идей фашизма. Антиконституционная деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобретает все более широкие масштабы и дерзкий характер; создаются незаконные вооруженные и военизированные формирования; нарастает угроза сращивания последних с некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а также криминальными структурами. Эти крайне опасные явления в жизни нашего общества создают угрозу основам конституционного строя, ведут к попранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывают общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации». Определения понятию «экстремизм» этот Указ не дает.
Между тем, в п. 7 этого же Указа: «Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации до 1 мая 1995 г. подготовить и представить Президенту Российской Федерации проекты законов о внесении изменений и дополнений, направленных на установление ответственности за проявления фашизма и иных форм политического экстремизма, в уголовное законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях, о средствах массовой информации и об общественных объединениях для их внесения в установленном порядке в качестве неотложной законодательной инициативы Президента Российской Федерации». Итогов в виде принятия предусмотренных нормативных актов Указ не имел.
На современном этапе исторического развития экстремизм наряду с массовостью приобрел черту глобальности, субъектами экстремистской деятельности наряду с отдельными лицами и их объединениями, общественными и религиозными организациями, стали на определенном этапе целые государственные образования или даже союзы государств.
Международное определение понятия «экстремизм» закреплено в п. 3 ч. 1 ст. 1 Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом: какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.
По прошествии более пяти лет был принят Федеральный закон №114- ФЗ Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года, который должен был вобрать в себя как исторически аспект понимания и противодействия проявлениям экстремизма, так и мировой опыт в данной сфере, отразить содержание принятых на себя Российской Федерацией международных обязательств. Тем не менее, он вызывает больше вопросов, чем дает ответов.
Определение экстремизма, закрепленное в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности», включает в себя перечень проявлений как общественно-опасных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, так и иных нарушений закона. Такое перечисление казуистично и не отвечает назревшим потребностям. В данном специальном законе нет указания на видовое понятие, сущностные черты, иные характеристики.
Более того в рассматриваемом федеральном законе само понятие указано как «экстремизм (экстремистская деятельность)», что приводит к выводу об отсутствии между ними различий. Между тем экстремизм можно рассматривать как в идеологическом аспекте как это делает, например, Н.Н. Афанасьев, определяя его как «приверженность крайним взглядам» и «методом действий», основанным на нетерпимости к иной точке зрения и жестоком противоборстве».
Тогда экстремизм, не имея внешнего выражения, вообще не требует регламентации, так как мысли не наказуемы. А.Г. Хлебушкин замечает, что нельзя вести борьбу уголовно-правовыми средствами с убеждениями, именно действия, которые могут быть восприняты правом, могут быть объектом правового воздействия. Он предлагает следующее общее понятие экстремизма – противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений.
Однако в таком случае законодательно следует закрепить понятие экстремистской деятельности, как противоправной и общественно опасной. А экстремизм рассматривать в политологическом, психологическом и социологическом аспектах.
А. Г. Хлебушкин считает, что «признак противоправности преступного экстремизма носит двойственный характер – содержание преступной экстремистской деятельности предусмотрено нормами Уголовного кодекса Российской Федерации и Закона № 114-ФЗ». Однако категория «преступления экстремистской направленности» уже, чем – «экстремистская деятельность», одним из проявлений которой они названы. Преступления, совершенные по мотивам, указанным в п. «е» ч. 1 ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации включены в список, характеризующий экстремистскую деятельность. Преступления экстремистской направленности определены в примечании 2 ст. 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации: преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации и п. «е» ч. 1 ст. 63 настоящего Уголовного кодекса Российской Федерации. Сущность этой категории преступлений заключается в их мотивации. Экстремистский мотив согласно уголовному закону в действующей редакции – мотивы политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо мотивы ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Заметим, что современное понимание преступлений экстремистской направленности окончательно сложилось с внесением изменений в 2007 г. в уголовное законодательство в этой сфере. В связи с этим данная категория преступлений в настоящей редакции Уголовного кодекса Российской Федерации лишь опосредованно связана с политическим пониманием экстремизма в виде посягательства на демократические ценности и плюрализм демократического общества, относящиеся к основам конституционного строя.
Таким образом, при совершении преступлений экстремисткой направленности происходит грубое нарушение интересов личности, общества и государства, что обуславливает общественную опасность преступлений рассматриваемой категории. Выражением уголовной политики государства стало выделение преступлений экстремистской направленности. Предпосылки для криминализации этих деяний сложились исторически внутри российского общества. Международные обязательства, принятые на себя Российской Федерацией, отражают глобальный характер этих негативных проявлений, и стремление государств объединить усилия по противодействию экстремизму