Исследование показало, что проблема взаимодействия души и тела неизменно остается основным дискуссионным философским вопросом. Эта проблема во многом выступает актуальной и в психологии, в развитие которой, несомненно, принял участие Декарт.
Изучая проблемы сосуществования и взаимодействия духовного и телесного, Декарт ввел психофизиологическую концепцию рассмотрения взаимодействия души и тела. Как представляется, именно Декарт ввёл в философский обиход такое понятие, как мышление, которое до сих пор рассматривают современные философы, психологи, и естествоиспытатели.
Он не рассматривает душу как силу, направляющую поведение человека и управляющую им, показав путь к объективному изучению материальных и природных явлений.
В своих работах Декарт указывает, что телесные процессы и набор элементарных психологических реакций зависят от внешних проявлений и передвижений материальных объектов внутри тела. Это стало основой детерминистической теории психического типа человека.
При этом внешнее воздействие играет роль в роли первотолчка; физиологический процесс рассматривается как причина появления психических реакций. В то же время психическое состояние изучается им как непосредственное переживание и осознанное субъектом; таким образом, он вставал на позиции рационалистического, интроспективнго понимания сущности и метода психологии.
Декарт — разработчик теории дуализма, определяющей душу и тело как две абсолютно независимые, существующие в своих измерениях субстанции. Он выдвинул тезис априорного происхождения высших сущностных понятий.
Рассматривая природу человеческого существования, Декарт определяет ее как размышляющую субстанцию. Мыслящая субстанция, в его понимании, — действующая мысль в, а мысль в осознанном действии — мыслящая реальность, существующая вне зоны ощущений тела. Как писал Декарт, человек — очевидная несомненная определенность.
Он — мыслящая сущность, и в этом состоит его назначение. Так Декарт необходимо постулирует вывод о наличии самостоятельной мыслящей сути, существующей вне зависимости от тела — души. Сутью души, ее главным присущим свойством выступает мышление, эмпирические действия.
Декарт, таким образом, даёт новое направление её предмету, которым отныне признаётся сознание, мышление. С него начинается следующий период в развитии науки психологии, главным объектом которой становится сознание.
После опубликования произведений Декарта многие его современники сделали логичный вывод, что теология необоснованно считает душу единственным и полновластным владельцем и повелителем обеих человеческих сущностей. Душа, по Декарту, не является полностью независящей субстанцией, временно находящейся в теле.
Декарт первым подверг сомнению принятое на веру утверждение о том, что только душа оказывает влияние на тело, но само тело на душу влияет опосредованно и незначительно.
Декарт резко и окончательно отделяет друг от друга две субстанции - души и тела, но отмечает, что они в состоянии оказывать взаимовлияние. Тело контролирует на душу с помощью страстей, а душа, местонахождение которой определяется в мозге, действуя на тело с помощью неких духов.
Только в телесном облике эти субстанции могут воссоединяться, и именно это их взаимопереплетение отличает человека от других живых существ.
Во всей системе философских взглядов Декарта наглядно проявляется историческое значение и вместе с тем историческая ограниченность декартовского рационализма: с одной стороны, культ разума, который тот противопоставил средневековой в авторитеты и догмы, с другой стороны — признание веры, ограничивающей разум.
Вместе с тем, он признает самостоятельное бытие материальной субстанции, которая существует автономно от Бога и души по своим собственным законам.
Это есть дуализм философии Декарта, дуализм двух субстанций, мыслящей, идеальной, и протяженной, материальной. В качестве исходной предпосылки философствования о мире и человеке он выдвигает положение о существовании лишь одной субстанции — природы или бога в его терминологии.
Так же можно заметить, что современные рационалисты часто замалчивают борьбу Декарта против схоластики и мистики, за торжество человеческого разума и ожесточенно воюют против материалистической стороны его учения.
Тем самым они показывают Декарта правоверным католиком, тем самым превращают его в средневекового иррационалиста, каким Декарт не являлся. Итак, вклад Декарта в развитие философии XVII века огромен. Он послужил примером для многих молодых философов, дав им почву для размышления.
Его прогрессивные идеи были поддержаны его последователями, те же, кто его не поддержал, дали конструктивную критику, тем самым развивая философию в новых направлениях.