В рамках национального проекта запланирована разработка нормативно-правовой базы для внедрения системы взимания платы «Свободный поток» и соответствующего контроля за внесением платы на платных автомобильных дорогах. Использование данной системы исключает создание классических пунктов взимания платы (необходимость строительства и содержания пунктов взимания платы, а также дополнительного землеотвода), что, в свою очередь, снижает «заторы» и повышает эффективность автомобильной дороги. Планируется, что фиксация проезда и списывания денег будет происходить автоматически с помощью камер-датчиков, а оплата будет производиться с лицевого счета пользователя (при наличии транспондера). Также оплатить проезд по дороге можно будет различными способами в течение нескольких дней после фиксации проезда по дороге.
С января 2020 г. открыт для использования Реестр новых технологий и материалов дорожной отрасли. «Сейчас в Реестре более 300 технологий, 162 конструкции и 310 регламентирующих документов дорожной отрасли... Помимо технической документации и описания применяемых решений, Реестр содержит полный перечень информации, необходимой для их включения в проектно-сметную документацию. В нем содержатся данные статистики использования, экспертные оценки результатов и рекомендации по применению от специалистов Отраслевого центра компетенций занимается ФАУ „РОСДОРНИИ", актуальные сведения о мониторинге состояния дорожной сети. Реестр будет использоваться регионами при планировании и применении новых технологий в рамках реализации нацпроекта».
Реализация программы предполагается через нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и Комплексный план расширения и модернизации магистральной инфраструктуры до 2024 года. В БКАД предлагается сформировать новый федеральный проект «Мосты и путепроводы», который объединит восстановление аварийных и предава-рийных мостов в регионах, а также строительство и реконструкцию путепроводов в местах пересечения с железнодорожными путями, строительство крупных мостовых переходов. В 2020 году будет подготовлена проектная документация и определены объекты, первые из которых по данному федеральному проекту могут быть введены уже начиная с 2020 года. В итоге к 2024 году на 60 % должна быть снижена протяженность мостов, находящихся в аварийном состоянии. Кроме того, предстоит построить 170 новых путепроводов.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» одним из показателей достижения национальных целей является «обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 %». Правительству Указом поручено до конца октября текущего года скорректировать национальные проекты, приведя их в соответствие с указом, а также разработать единый план по достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Соответственно Минтрансом России в 2020 г. проводится актуализация показателей нацпроекта БКАД до 2024 года, а также прорабатывается вопрос о продлении реализации мероприятий нацпроекта на период до 2025—2030 гг. В планах также довести к 2030 году долю региональных автодорог в нормативном состоянии до 60 %. Правительство РФ планирует на год ускорить строительные работы в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и может завершить их уже в 2023 году.
Следует также отметить, что задачи по улучшению ситуации в сфере дорожного движения не должны ограничиваться только проведением дорожных работ. Важно также обеспечить оптимизацию транспортных и пешеходных потоков на автомобильных дорогах в агломерациях и на загруженных участках дорог федерального и регионального значения вне городов, в том числе путем строительства новых транспортных развязок, мостов, путепроводов, организации системы парковочных мест, внедрения автоматизированных систем управления дорожным движением. Однако остается непонятным, как будет согласовываться внедрение с 2020-2021 гг. интеллектуальных транспортных систем, направленных на обеспечение безопасности движения беспилотных транспортных средств и применение энергосберегающих технологий освещения дорог (эти мероприятия обозначены в паспорте нацпроекта), с решением вышеобозначенной задачи.
Ещё одной проблемой является несвоевременное заключение субъектами РФ соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов как с Росавтодором, так и с муниципальными образованиями, и, как следствие, позднее заключение государственных и муниципальных контрактов, что ведет к риску невыполнения предусмотренных объемов работ или их выполнению в ненадлежащих погодных условиях. Достаточно остро стоят вопросы и с квалификацией местных чиновников и отдельных подрядных организаций.
Ограниченность возможностей и полномочий органов власти в регулировании процессов в сфере реализации проекта. Органы государственной власти фактически не могут контролировать возможное завышение цен монополистами на отдельные материалы для проведения дорожных работ (щебень, битум и др.) и сезонные колебания цен, что зачастую вынуждает подрядчиков снижать качество выполняемых работ. Недостаточный контроль за регулированием пассажирских перевозок, за правилами проезда грузовых автомобилей приводит к снижению безопасности дорожного движения и неконтролируемому воздействию на построенные или реконструированные дороги.
Для решения обозначенных проблем, на наш взгляд и с учетом позиции различных экспертов в данной сфере, необходимо:
1. Повысить комплексность проведения дорожных работ и усилить контроль за его качеством (в том числе путем привлечения представителей общественности и экспертов в данной сфере); более четко разграничить ответственность за реализацию мероприятий нацпроекта между органами власти всех уровней (ответственность за своевременное принятие нормативно-правовых актов, заключение соглашений, контрактов, перечисление денежных средств, контроль за выполнением работ, определение перечня работ и т. д.).
Принять во всех субъектах РФ государственные программы в сфере дорожной деятельности на срок не менее чем до 2024 года (в программах предусмотреть реализацию проектов государственно-частного партнерства и заключение контрактов жизненного цикла).
Разработать комплекс мер по постепенному переходу к технологиям, обеспечивающим безремонтный период для автомобильных дорог не менее чем на 12 лет (в настоящее время — 5 лет). Обеспечить внедрение конструктивных решений по разделению встречных направлений движения транспортных средств на всех 4-хполосных дорогах.
Органам государственной власти субъектов РФ необходимо провести работу с компаниями-операторами сотовой связи по обеспечению устойчивого функционирования подвижной радиотелефонной связи на сети автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения.
Органам местного самоуправления необходимо утвердить и при необходимости провести корректировку комплексных схем организации дорожного движения в городах; собственникам автомобильных дорог — утвердить паспорта автодорог.