Введение 3
Глава 1. Теоретические основы самооценки младших подростков 5
1.1. Сущность понятия «самооценка» в психолого–педагогической литературе 5
1.2. Психолого–педагогическая характеристика младших подростков 8
1.3. Особенности формирования самооценки младших подростков 12
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки младших подростков 17
2.1. Организация и методики исследования 17
2.2. Результаты эмпирического исследования 21
Выводы по 2 главе 25
Заключение 26
Список литературы 28
Читать дальше
Таким образом, многочисленные исследования самооценки позволяют утверждать, что сегодня не существует четкого определения данного понятия, хотя данный феномен освещается в литературе довольно подробно. В психологической литературе понятие «самооценка» в общих чертах обозначает сложную систему, которая включает общую и частные самооценки, определяющие характер самоотношения личности. Общая самооценка отражает целостное восприятие себя (принятие или непринятие), определяя уровень самоуважения. Частные самооценки определяют отношение личности к отдельным ее сторонам или проявлениям (физическим, социальным, поведенческим, психологическим). Самооценка выступает компонентом самосознания личности, включающим наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. К особенностям самооценки подростков следует отнести ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её поведения и деятельности.
Младший подростковый возраста – это дети 11–13 лет, для которых характерно резкое возрастание активности в познавательной сфере и любознательности в связи с появлением познавательных интересов. В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: исключительно у части школьников интересы сопряжены с учебными предметами, у основной массы же они значительно обширнее и далеко выходят за границы программы школы. Вместе с тем данные интересы еще довольно неустойчивы, просто изменяются. Любознательность в таком возрасте носит еще достаточно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а формирование некоторой основы, которая позволяет дать возможность ребенку в последующем отыскать сферу истинных, имеющих личностный смысл интересов и гарантировать полноценный профессиональный выбор. У младших школьников учебная деятельность является ведущей, от хода которой в значительной степени зависит формирование самооценки – она связана с успеваемостью.
В процессе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были получены результаты, свидетельствующие о низком уровне развития адекватной самооценки младших подростков. Дети с заниженной самооценкой склонны уходить в себя, искать слабости, которые у них есть, они слишком самокритичны и неуверенны в себе. Им сложно высказывать своё мнение, так как они ждут только неудачи. Дети слишком ранимы, у них повышенная тревожность, чувство страха вообще не покидает их никогда. Они не просят о помощи, стесняются задать вопрос и вообще не хотят, чтобы на них обращали внимание лишний раз. Часто у детей данной группы развита сутулость, таким образом, они пытаются, как бы укрыться от окружающих.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.
2. Бернс, Р. Развитие Я–концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 2012. – 307 с.
3. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. – 2011. – Вып. № 1. – С. 4 – 46.
4. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2016. – 266 с.
5. Галкина, Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т.В. Галкина. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2014. – 312 с.
6. Джемс, У. Психология / У. Джеймс. – М.: Педагогика, 2011. – 368 с.
7. Деркач, А.А. Самооценка, как структурообразующая процесса акмеологического развития / А.А. Деркач // Мир психологии. 2018.С. 2–54.
8. Данилова, Е.А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Е.А. Данилова. – Ярославль, 2013. – 192 c.
9. Зинько, Е.В. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук./ Е.В. Зинько. М.: Наука, 2017. – 185 с.
10. Идрисов, А.Е. Индивидуально–возрастные и психологические особенности младших подростков / А.Е.Идрисов. М.: Просвещение, 2015. – 90 с.
11. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. – Москва: УРАО, 1999. – 176 с.
12. Кон, И. С. Открытие Я / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 2008. – 367 с.
13. Карпов, А.В. Психология менеджмента / А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2015. – 584 с.
14. Куперсмит, С. Предпосылки самооценки / С. Куперсмит. – Москва: Просвещение, 2009. – 129 с.
15. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2006. – 608 с.
16. Прихожан, А.М. Подросток в учебнике и в жизни / А.М. Прихожан. – М.: Знание, 2014. – 80 с.
17. Сидоров, К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников / К.Р. Сидоров //Вопросы психологии. 2017. №3. С.6–39.
18. Умарова, А.С. Половая специфика самооценки личности в подростковом возрасте/ А.С. Умарова, О.А. Белобрыкина // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 6. – С. 1–43.
19. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды /
Д. Б. Эльконин. – Москва : Педагогика, 2009. – 148 с.
Читать дальше