Введение..................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ………………………………………………………………………….....5
1.1 Понятие и классификация прав ребенка.....................................................................................................................5
1.2 Правовые гарантии прав несовершеннолетних по российскому законодательству....................................................................................................7
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ....................................................................................................................11
2.1 Содержание и защита прав несовершеннолетних и органы, ее осуществляющие ..................................................................................................11
2.2 Содержание и защита прав несовершеннолетних правоохранительными органами ................................................................................................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....…23
Читать дальше
В данной работе рассмотрены и изучены некоторые проблемы защиты прав несовершеннолетних детей в России.
Говоря о проблемах институционального контроля в области социально-правовой защиты прав несовершеннолетних, следует отметить наличие рассредоточенности функций и полномочий контроля в области социально-правовой защиты прав несовершеннолетних по различным министерствам, агентствам, службам и структурам государственного и муниципального управления (Министерство здравоохранения и социального развития РФ и соответствующие региональные структуры; Министерство образования и науки РФ и соответствующие региональные структуры; Министерство внутренних дел РФ — отделы (подразделения) по делам несовершеннолетних; уголовно-исполнительные инспекции по работе с несовершеннолетними при Федеральной службе исполнения наказаний, существующей в системе Министерства юстиции РФ; службы опеки и попечительства, относящиеся в настоящее время к органам местного самоуправления; комиссии по делам несовершеннолетних, являющиеся межведомственными органами по координации деятельности в отношении детей, — на основании Федерального закона N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие). Поэтому только специализированная Федеральная служба по защите прав ребенка, создаваемая на федеральном и региональном уровнях, может обеспечить соответствующую координацию профильной деятельности вышеназванных структур и реализацию государственной политики в области развития человеческого потенциала и защиты прав детей, а также контроля и надзора за ее осуществлением.
Учитывая значительное внимание, уделяемое как Президентом РФ, так и иными органами власти, должностными лицами вопросам укрепления института семьи и защиты детства, следует признать, что набирающий в последние годы силу крайне опасный и деструктивный проект по внедрению в некоторых регионах России так называемых бэби-боксов вызывает недоумение и тревогу. Этот проект в большинстве случаев реализуется на средства и по инициативе некоммерческих организаций. Суть проекта довольно проста: в общественных местах создаются специально оборудованные ящики (боксы), куда любая мать может при желании анонимно поместить своего малолетнего ребенка. В дальнейшем ребенок передается службам опеки и помещается в детский дом как «безродный сирота». Довод в пользу данного проекта у его сторонников по сути один: создание таких ящиков направлено на предотвращение случаев убийства матерью новорожденного (или оставления его в угрожающей жизни ситуации - например, зимой на улице). В качестве доказательства приводится статистика таких случаев.
Сохранить жизнь хотя бы одному ребенку - это, безусловно, благое дело, и любая инициатива в этой сфере заслуживает всяческой поддержки. Но реализация проекта, по нашему мнению, «бэби-бокс» не только нецелесообразна с практической точки зрения, нерентабельна с финансовой и ущербна с морально-этических позиций, но и полностью противоречит общепризнанным нормам международного права, Конституции РФ и федеральным законам.
Федеральным законодательством также установлен запрет на распространение информации о способах самоубийства, сексуальном насилии в отношении несовершеннолетних и т.д. Необходимо обеспечить фильтрацию информации, получаемой несовершеннолетними, как с помощью интернет-провайдеров, так и посредством надлежащего технического оснащения образовательных учреждений. Так, еще с 1 апреля 2008 г. в рамках национального приоритетного проекта «Образование» российские школы обеспечены лицензионными компьютерными программами и системой фильтрации доступа в Интернет, ограждающей учащихся от нежелательных сайтов.
Надлежащая работа фильтров позволяла бы полностью ограничить несовершеннолетних обучающихся от информации, оказывающей на них негативное влияние в сети Интернет.
Читать дальше
Нормативные источники
1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII. М., 1976. С. 3 - 26.
2. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (Приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант Плюс».
3. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.
4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. – 26.01.2009. – N 4. – Ст. 445.
5. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1997. – N 1.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994 (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009) // СЗ РФ. – 05.12.1994. – N 32. – Ст. 3301.
7. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // Российская газета. - N 17. - 27.01.1996.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный. закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 24.05.1996 // СЗ РФ. - 17.06.1996. - N 25. - Ст. 2954.
9. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: Федеральный закон от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ. 13.01.1997. N 2. Ст. 198.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2009) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921.
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 20.12.2001 (ред. от 19.07.2009, с изм. от 24.07.2009) // СЗ РФ. – 07.01.2002. – N 1 (ч. 1). – Ст. 1.
12. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.06.2009, с изм. от 09.11.2009) // Российская газета. - N 220. - 20.11.2002.
13. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ // Российская газета. - N 147. - 05.08.1998.
14. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. N 26. Ст. 3177
15. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 августа 2004 г. // Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 35. - Ст. 3607.
16. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 // СПС «Консультант Плюс», 2010.
17. О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей: Постановление Правительства РФ от 23 августа 1993 г. N 848 // САПП. - 1993. - N 35. - Ст. 3318.
18. О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы: Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 N 172 (ред. от 23.07.2009) // Собрание законодательства РФ. - 02.04.2007. - N 14. - Ст. 1688.
19. О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции: Приказ МВД РФ от 16.09.2002 N 900 (ред. от 12.04.2007) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 1. - 06.01.2003.
20. Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967 (в ред. Закона РФ от 25.02.1993 N 4549-1) // Свод законов РСФСР. Т. 8. С. 314.
21. О праве граждан на присвоение фамилии, имени и отчества в соответствии с бурятскими национальными обычаями при регистрации рождения ребенка: Закон Республики Бурятия от 22 июня 1999 г. N 207-II //
Специальная и учебная литература.
1. Автономов, А.С. Институт Уполномоченного по правам ребенка в России / А.С. Автономов // Государство и право. - 2008. - С. 21.
2. Антокольская, М.В. Семейное право: Учебник. — Изд. 2-е, переработанное и дополненное — Москва. -Юристъ, 2002. - 336 с. ISBN 5-7975-0234-8. [5] c. – Из содерж.: 1.1 - С. 218. – Текст: непосредственный
3. Бутько, О.В. Правовой статус ребенка: Теоретико-правовой анализ: автореферат диссертации на соискание кандидата юридических наук: 12.00.01/Бутько Ольга Викторовна Краснодар, 2004. 26 с. [8] – Из содерж.1.2.-С.24.-Текст электронный https://search.rsl.ru/ru/record/01002660798 (дата обращения 10.12.2020).
4. Гражданский процесс Учебник Издание третье, переработанное и дополненное. // [В.А. Мусина и др.] - М., ПБОЮЛ Гриженко, 2001. – 544 с.
5. Дубровская, И.А. Права ребенка: Пособие / И.А. Дубровская. – Москва: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2008. - 176 с. ISBN: 978-5-476-00624-4.
6. Звенигородская, Н.Ф. Ювенальная юстиция и ее роль в защите прав детей в семейно-правовой сфере / Н.Ф. Звенигородская // Вопросы ювенальной юстиции. Учредители: ООО Издательская группа Юрист (Москва)
ISSN: 2072-3695 - 2009. - №3. - С. 3-9.
7. Ильина, О. Ю. Проблемы интереса в семейном праве Российской Федерации / О. Ю. Ильина. – Москва: Городец, 2007. – 192 с.- Текст: непосредственный. ISBN отсутствует.
8. Помогалова, Ю.В. Направление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов образования: процессуальный и профилактический аспекты / Ю.В. Помогалова // Административное право и процесс. - 2007. - N 6. - С. 17-23.- Юридическая научная библиотека издательства «Спарк». Текст электронный http://lawlibrary.ru/article20ml46166.ht (дата обращения 10.12.2020).
9. Чернобровкин, В.С. Место комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в системе ювенальной юстиции / В.С. Чернобровкин. - 2005. - N 1(4). - С. 9 - 13.
Читать дальше