Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения применения активных методов в образовании 5
1.1.Понятие, сущность и развитие термина «активные методы обучения» в отечественной и западной педагогике 5
1.2. Активные методы обучения в профессиональном образовании 9
Глава 2. Использование активных методов обучения в преподавании творческих дисциплин 16
2.1. Требования к организации учебного процесса на основе активных методов обучения 16
2.2. Активные методы в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства 19
Заключение 27
Список литературы 29
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств.
Процесс активизации можно реализовать путем усовершенствования как методов обучения, так и самого учебного процесса. Обучение в системе активных методов обучения не выступает как исключительная обязанность и право педагога (обучающего). Здесь обучение – результат встречной активности группы учащихся (участников активных методов обучения).
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Активные методы обучения применяются на разных этапах учебного процесса и имеют многофункциональное значение. Для этапа первичного овладения знаниями применяются проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия. В качестве инструмента для закрепления полученных знаний, могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование. На этапе формирования профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы. Применение тех или иных методов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя любая классификация имеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание для решения конкретных дидактических задач.
Такие методы подразумевают применение определенной системы способов, ориентированных на самостоятельное и независимое познание материала студентом, в ходе которого педагогу предлагается не излагать подготовленный материал, а лишь направлять обучающегося в нужном направлении. Появление данных методов продиктовано требованием времени, так как существует ряд конкретных причин, доказывающих малую эффективность традиционного образования: несоответствие объема информации к выделенному на нее объему времени; низкая мотивация учащегося; снижение качества традиционного образования; несоответствие содержанию научно-методических разработок требованиям профессиональной деятельности специалистов в конкретных сферах.
Данная методика подводит участников процесса обучения к активному использованию современных технологий в образовательную сферу, задействованных в таких направлениях, как: совершенствование содержания образования; внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий и др.
Главной особенностью в области использования активных методов преподавания творческих дисциплин является побуждение студента не только к мыслительной, но и к практической работе, без которой овладение знаниями в полной мере считается невозможным.
Читать дальше
1.Арутюнов Ю.С. О классификации активных методов обучения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru (дата обращения 17.12.2020).
2.Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 17.12.2020).
3.Выготский Л.С. Педагогическая психология [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 17.12.2020).
4.Дрёмова Н.Б., Конопля А.И. Активные методы обучения в учебном процессе вуза: учебно-методическое пособие. - Курск: ГБОУ ВПО КГМУ, 2018. - 100 с.
5.Жук А.И. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru (дата обращения 17.12.2020).
6.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 17.12.2020).
7.Ишмакова Л.Р. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественно-эстетической компетенции студентов-дизайнеров [Электронный ресурс] – Режим доступа:: https://cyberleninka.ru(дата обращения 17.12.2020).
8.Карпов А.О. Культурно-историческая эпистема образования: от античности до общества знаний // Вопросы философии. 2017. - № 1. - С. 5–16.
9.Курьянов М.А. Активные методы обучения: метод. пособие. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2018. - 80 с.
10.Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Максимова К.А. Организация интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. - № 3. - С. 153-156.
11.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 17.12.2020).
12.Молчанова Л.А. Инновации в художественно-образном содержании живописи алтайских художников рубежа XX – XXI веков // Вестник Томского государственного университета. 2018. – № 309. – С. 59- 63.
13.Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. – М.: Академия, 2018. – 180 с.
14.Пидкасистый П.И., Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Педагогика : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования. - М.: Просвещение, 2016. – 340 с.
15.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 17.12.2020).
16.Рукавишникова В.Н., Рыбакова Г.В. Модель оптимизации процесса обучения с использованием электронных образовательных ресурсов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. - № 2 (23). - С. 233-236.
17.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 17.12.2020).
18.Смолкин А. М. Методы активного обучения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 17.12.2020).
19.Сысоева Е.Ю. Инновационные методы обучения в системе профессионального образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. - № 1. - С. 299-301.
20.Талызина Н.Ф. Деятельностная теория учения. – М.: Юрайт, 2017. – 270 с.
Читать дальше