Введение 2
1. Теоретические аспекты психологических причин неуспеваемости в школе 4
1.1. Понятие школьной неуспеваемости 4
1.2. Виды неуспеваемости 7
1.3. Основные психологические причины неуспеваемости в школе 10
2. Анализ контроля и оценки успеваемости в учебном процессе 13
2.1. Краткая характеристика исследования 14
2.2. Анализ проведения исследования контроля и оценки успеваемости в учебном процессе 16
3. Меры совершенствования работы с психологическими причинами неуспеваемости в школе 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Читать дальше
В ходе написания работы удалось достичь поставленных во введении цели и задач.
Установлено, что если ребенок плохо успевает в школе, причины нередко связан не с интеллектуальными способностями, нежеланием учиться.
Причинами могут быть:
Неподготовленность к школе. Эта проблема возникает в начальной школе. Если ребенок умет читать, писать, считать, у него хороший словарный запас – это не означает, что он хорошо подготовлен к школе. Большое значение имеют психологические навыки и качества. Развитое мышление и логика, устойчивость психики, способность спокойно воспринимать критику, позитивный настрой к учебе, умение учиться на собственных ошибках, уверенность в собственных силах. Все эти качества нужно развивать у детей с ранних лет. Если есть пробелы, поможет детский психолог.
Проблемы со здоровьем. Дети не всегда говорят родителям о плохом самочувствии, есть много скрытых нарушений. Чаще всего негативно на успеваемость влияют проблемы со зрением, спиной, вегето-сосудистая дистония. Чтобы исключить заболевания, регулярно проходите профилактические осмотры.
Большой поток информации. Ребенку в школе приходится не только осваивать новый материал, но и взаимодействовать с большим количеством людей. Чтобы мозг и нервная система успевали перегружаться, нужно строго ограничивать время, которое ребенок проводит в социальных сетях, или в общении по телефону.
Эмоциональная перегрузка. В школе от ребенка постоянно чего-то ожидают и требуют. Это утомляет, и дома хочется выпустить пар, расслабиться, и ничего не делать. Важно правильно выстраивать режим дня, чтобы было время для отдыха, но уроки не приходилось делать в последний момент.
Отсутствие интереса к учебе. Дети не понимают, как им пригодятся школьные знания в будущем. Тем более, что многие успешные люди рассказывают о том, как плохо они учились в школе.
Атмосфера в семье. Сложно хорошо учиться под бесконечные скандалы родителей.
Таким образом, выявлено, что каждый подросток по-своему гениален. Задача родителей и педагогов – вовремя обнаружить природный дар, направить его развитие в правильное русло и знать, как поднять успеваемость. Дать возможность раскрыться способностям и талантам ребёнка помогут систематические занятия по базовым дисциплинам, адаптированным под возрастной уровень восприятия.
Проблему проще предупредить, нежели решить. Опыт показывает, что плохая успеваемость в школе не грозит тем детям, которые предварительно подготовлены к обучению.
Проблема изучения мотивации является наиболее актуальной, поскольку в большей мере именно мотивация школьников определяет успешность образования. Отсутствие мотивации неизбежно ведет к снижению успеваемости, отказу от самообразования и общей деградации личности. Учитывая рост числа детей, имеющих «мотивационный вакуум», изучение особенностей учебной мотивации становится одной из центральных областей психолого-педагогических исследований.
На данный момент ведущими мотивами обучения являются внешние мотивы, но для повышения эффективности образования, предупреждения потери интереса к учебе необходимо формировать у школьников в первую очередь внутренние мотивы, придающие дальнейшей учебе значимый смысл.
Читать дальше
1. Арасланова, А.А. Психология и педагогика в схемах / А.А. Арасланова. - М.: Русайнс, 2018. - 320 c.
2. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2018. - 256 c.
3. Бабакин, Б., С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Уч. Пособие / Б. С. Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. Фатыхов и др. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 128 c.
4. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 381 c.
5. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2017. - 624 c.
6. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2017. - 288 c.
7. Гальперин, П.Я. Теоретико-экспериментальное исследование активной природы психического отражения // Вопросы психологии. – 2016. - № 3. - С. 100-111.
8. Гроот Р. Дифференциация в образовании? Директор школы / Р. Гроот – 2014. №5. - С. 34-35.
9. Елфимова Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ // Вопр. психол. - 2015. - № 5. - С. 34-37.
10. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у школьников / А.З. Зак - М., 2016. – 300 с.
11. Психологические причины неуспеваемости в школе – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psychology-s.ru/psihologicheskie-prichiny-neuspevaemosti-shkolnikov/(дата обращения: 14.12.2020)
12. Психологические причины неуспеваемости в школе – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gymnaziya-yugorsk.edusite.ru/p115aa1.html(дата обращения: 14.12.2020)
13. Психологические причины неуспеваемости в школе – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sch1-nogliki.ru/_/c/sovet-psithologa-neuspevaemost.pdf(дата обращения: 14.12.2020)
14. Психологические причины неуспеваемости в школе – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uchutrudu.ru/neuspevaemost-obuchayushhihsya/ (дата обращения: 14.12.2020)
15. Учебная мотивация – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pedagogic_psychology.academic.ru/872/Учебная_мотивация (дата обновления сайта: 14.12.2020)
16. Учебная мотивация – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://megaobuchalka.ru/8/27819.html(дата обновления сайта: 14.12.2020)
Читать дальше