Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты категории пространства в произведениях Н. Готорна 4
1.1. Понятие топоса в литературоведении 4
1.2. Категория пространства в художественных произведениях Н. Готорна 6
Выводы по первой главе 8
Глава 2. Топос дома в творчестве Н. Готорна как представителя американского романтизма 9
2.1. Топос дома в рассказе Готорна «The Ambitious Guest» 9
2.2. Топос дома в рассказе Н. Готорна «Howe's Masquerade» 11
Выводы по второй главе 13
Заключение 14
Список литературы 15
Читать дальше
В ходе данного исследования нами произведен анализ теоретического понятия «топоса» и выявлено, что это определение значимого места в пространстве для раскрытия идейно-смыслового и образного содержания художественного текста, часто топос воплощает совокупность значений, которые передаются из произведения в произведение.
В литературе Натаниэля Готорна пространственные категории раскрываются в соответствии с канонами и традициями романтизма, разделяя мир внешний и внутренний, реальный и мистический. Эти же функции выполняет топос дома в анализируемых нами рассказах. Дом является оберегом и защитой, пространством реальности в рассказе «Честолюбивый гость». Он охраняет семью от опасностей и смерти, которые постоянно находятся за его порогом: их слышно через стоны и причитания ветра и удары осколков скалы. Покинуть дом для героев означает перейти из одного мира в другой: из жизнь – в смерть.
Топос дома в рассказе «Маскарад у Хоу» - это пространство прошлого, хранитель истории и ушедшего времени. Таким образом, арки и дверные проемы, порог дома – это способы перехода из одного мира в другой: из прошлого – в настоящее. Также порог дома и лестница становится порталом между миром жизни и смерти: призраки исчезают на пороге дома.
Таким образом, топос дома в произведениях Н. Готорна занимает важную роль, позволяет дополнить рассказы новыми смыслами и значениями. Цель работы достигнута, а задачи решены.
Читать дальше
1. Алексеев, А.В. Ускользающий топос: к вопросу о содержании понятия и пределах его применимости // МЕТОД: Московский ежегодник трудов и общественных дисциплин, 2019. – С.98-103
2. Ковалев, Ю. В. Творчество Натаниэля Готорна // Н. Готорн. Избранные произведения в 2-х тт. Л., Худ. лит., 2000. – 17 с.
3. Лихачев, Д.С. Поэтика художественного пространства [Текст] // Д.С. Лихачев Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. - СПб: Алетейя, 2001. – С. 129- 145.
4. Махов, А.Е. Топос // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвак», 2001. – 1076 с.
5. Морозкина, Е.А., Камалов, Р.И., Кожевников, М.В. Моделирование пространства и художественных образов в творчестве Н. Готорна // Вестник Башкирского университета, 2014. – С. 1004-1113
6. Прокофьева, В.Ю. Категория пространство в художественном преломлении: локусы и топосы [Текст] // Вестник Оренбургского университета. – 2005. – №11. – С. 87-94.
7. Пыхтина, Ю.А. К проблеме использования пространственной терминологии в современном литературоведении // Вестник Оренбургского государственного университета, 2013. – С.29-35
8. Старкова, Э.А. О художественном единстве сборников Н. Готорна // Вестник Челябинского государственного университета, 2008. – С. 120-127
9. Субботина, Т. В. Локус, тонос, урбоним, микротопоним: к вопросу о содержании пространственных понятий [Текст] // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – С. 111-11З.
10. Hawthorne, N. Collected Short Stories II. About Warwick. Leamington Spa. Pilgrimage to Old Boston – M.: T8RUGRAM, 2008. – 196 с.
Читать дальше