ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы регионального управления........................5
1.1 Понятие региона и регионального управления..............................................5
1.2 Сущность и задачи стратегии регионального управления............................7
1.3 Характеристика исследуемого региона (Кузбасс)........................................10
Глава 2. Основные проблемы регионального управления в Кузбассе…13
2.1 Современная региональная политика Кузбасса...........................................13
2.2 Пути развития эффективного регионального управления в Кузбассе.......15
2.3 Нормативно-правовые акты, регулирующие региональное управление...17
Глава 3. Предложения по совершенствованию стратегии государственного управления в Кузбассе.......................................................19
3.1. Совершенствование стратегии регионального управления.......................19
3.2. Совершенствование законодательства регионального управления..........24
3.3. Внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) в области
управления регионом............................................................................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................30
Список использованных источников..............................................................33
Читать дальше
С учетом региона как подсистемы национальной экономики стратегическое управление развитием региона определяется как процесс изменения социально-экономической системы, направленный на повышение благосостояния населения, обеспечение устойчивости системы в настоящем и будущем, способствующий укреплению конкурентоспособности региона и потенциально создающий условия для достижения установленных стратегических целей регионального развития, что в свою очередь способствует достижению стратегических целей регионального развития.
Очереди также обеспечат стабильное размещение входящих в нее субъектов и подсистем, малых административных образований, предприятий, населения, администрации и т.д., а также возможность их дальнейшего развития.
Значение регионального менеджмента в достижении поставленных целей и решении региональных проблем в современных условиях очень велико, так как предъявляются новые требования к подготовке и профессиональному уровню руководителей административных территорий.
Сущность стратегического управления регионом, его структура и содержание процесса стратегического управления (от экологического анализа до диагностики, оценки и мониторинга реализации стратегии регионального развития) позволяют разработать основные принципы реализации комплексной стратегии развития региона - принцип согласованного управления.
Концепция и социально-экономическая стратегия комплексного развития региона, включающие определение целей и задач, а также средств и методов их реализации, являются инструментами реализации законов и принципов комплексного развития. В современных условиях становления и развития рыночных отношений важность формулирования и реализации комплексной стратегии определяется тем, что комплексная стратегия развития региона предлагается рассматривать как метод и средство достижения поставленных целей, а также как форму территориального управления и хозяйственной деятельности.
Современные условия социально-экономического развития создают объективные потребности развития региона в целенаправленном самостоятельном управлении собственной территорией, влияющем на социально-экономические процессы внутри и за пределами региона, постоянно учитывающем влияние внешних факторов и их соответствие региональным возможностям и потенциалу.
Эти причины способствовали формированию регионального управления как нового уровня государственного управления, и необходим новый научный подход к этому процессу.
Сегодня в региональных управлениях понимается, что это государственный контроль, осуществляемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом региональным управлением считается Российская Федерация, основной целью которой является удовлетворение социально-экономических потребностей.
В международной практике понятие "стратегический менеджмент" появилось в начале 1970-х годов, как логическое следствие развития менеджмента в целом.
Актуальность стратегического управления определяется появлением принципиально новых задач в результате внутренних и внешних изменений; расширением географического охвата национальной экономики и многообразием практических задач, приводящих к усложнению задач управления; и ростом нестабильности внешней среды, что требует объективной необходимости внезапных стратегических изменений и их непредсказуемости.
Поэтому стратегическое управление создает возможность постепенного изменения и достижения нового качественного состояния объекта, обеспечивающего его развитие.
Такой подход применим не только на уровне предприятия, промышленного комплекса или корпорации, но и на региональном уровне с учетом специфических условий регионального развития.
На данном этапе актуален системный подход к региональному управлению. Она способна объединить многие процессы во всех сферах региональной жизни - экономике, общественно-политической, информационных технологиях, экологии - промышленности, природных ресурсах и др., В соответствии друг с другом, а также с крупными и макроскопическими процессами в мире.
Региональное управление предполагает единую структуру, в которой элементы на разных уровнях тесно связаны с руководящим органом. Структура стратегического управления социально-экономическим развитием должна включать следующие уровни: Национальный, межрегиональный, региональный и внутрирегиональный.
При этом следует учитывать объективные различия внутри региона и факторы, влияющие на социально-экономическое развитие. Механизм реализации Стратегии развития управления страной (регионами, областями) представляет собой совокупность принципов, форм, методов и инструментов централизованного управления воздействием институтов страны (или муниципальных образований) страны (регионов, областей) на социально-экономические процессы.
Стратегическое управление региональным развитием должно основываться на национальных принципах и согласовываться с основными направлениями национального развития.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Электронный ресурс: режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
2. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. от 31.07.2020 №298-ФЗ) // Электронный ресурс: режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc
3. Правила определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. № 1458 // Электронный ресурс: режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc
4. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (в ред. от 06.12.2018) // Электронный ресурс: режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc
5. Распоряжение Коллегии АКО от 05.03.2019 №138 Об утверждении плана мероприятий по реализации в Кемеровской области в 2019-2021 гг. // Электронный ресурс: режим доступа: https://ako.ru
6. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года // Электронный ресурс: режим доступа: https://ako.ru
7. Вахромов Е.Н. Региональная экономика в многоуровневой структуре рыночной экономики/Е.Н. Вахромов //Вестник Иркутского государственного университета. 2018. – № 2. – С. 26 –30.
8. Георгиева К. Региональное развитие в России: уроки международного опыта // Всемирный Банк, 2016. – 430 с.
9. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2016. – 495 с.
10. Дорогутина, Д. Н. Порядок внедрения наилучших доступных технологий на предприятиях / Д. Н. Дорогутина // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С. 231-233.
11. Официальный сайт Администрации Правительства Кузбасса: режим обращения: https://ako.ru/deyatelnost/strategicheskoe-planirovanie-kemerovskoy-oblasti-.php
12. Региональная экономика и пространственное развитие. Учебник. В 2 томах. Том 2. Региональное управление и территориальное развитие: моногр. . - М.: Юрайт, 2020. - 464 c.
13. Туманова, Е. Н. Совершенствование системы государственного регионального антикризисного управления / Е. Н. Туманова. // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2018 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2019. — С. 204-208.
14. Фетисов, Г. Г. Региональная экономика и управление / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: РИОР, 2018. - 160 c.
15. Янин, А. Н. Региональная экономика и управление / А.Н. Янин. - М.: Проспект, 2020. - 248 c.
Читать дальше