Введение 3
1. Теоретические основы управления финансами в Российской Федерации 5
1.1. Структура и особенности деятельности органов управления финансами РФ 5
1.2. Система государственного управления финансами субъекта РФ на примере г. Кемерово 12
2. Анализ системы государственного управления финансами на примере высших органов государственного управления финансами г. Кемерово 20
2.1. Основные проблемы и недостатки системы государственного управления финансами на примере высших органов государственного управления финансами г. Кемерово 20
2.2. Рекомендации по совершенствования деятельности высших органов государственного управления финансами г. Кемерово 23
Заключение 27
Библиографический список 29
Читать дальше
Эффективная система управления государственными финансами является одной из важнейших задач каждой страны, так как прямым образом влияет на качество жизни населения и развитие экономики в целом. В Российской Федерации главной целью органов государственной власти, осуществляющих финансовое управление, является сбалансированность бюджета, эффективное расходование средств для развития общества, справедливого перераспределения ресурсов.
Управление финансами осуществляется на трех уровнях власти: федеральный, региональный и муниципальный. Все три уровня государственных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему; источники финансирования можно также поделить на три группы - налоговые доходы, неналоговые и безвозмездные поступления (у региональных и муниципальных бюджетов). Деньги поступают в различные уровни бюджета. Одной из проблем, как отмечают российские ученые, является несбалансированность финансирования различных уровней бюджета: как правило, региональные и местные бюджеты финансируются по остаточному принципу, «закрывая» своими доходами проблемы федерального бюджета и недополучая деньги на самые необходимые нужды.
В работе был проведен анализ государственного управления финансами в г. Кемерово. Была проанализирована структура управляющих органов, а также отчеты о финансово-хозяйственной деятельности. В связи с экономическим кризисом и его последствиями город в ближайшие несколько лет планирует сокращать расходы на некоторые направления бюджетной политики, что обусловлено кредитными задолженностями и снижением поступлений по всем основным статьям доходов – налоговым, неналоговым и межбюджетным трансфертам. При этом у города практически не остается резервных ресурсов: закредитованность, отсутствие крупных зрелищных мероприятий, мировой кризис и дргуие причины даютпонять, что рассчитывать на поддержку из федерального бюджета рассчитывать не приходится. Региональная программа подразумевает выделение и финансирование приоритетных направлений, однако анализ запланированного бюджета на 2021 - 2022 гг.показал, что такие направления уже заложены, однако глобально проблему отсутствия финансов они не решают.
На сегодняшний день причины проблем, стоящих перед муниципальным образованием, можно поделить на внутрение и внешние (каждая группа, в свою очередь,делится на крупномасштаблные и мелкомасштабные). Внешние проблемы – это, во-первых, экономический кризис, затронувший всю страну,во-вторых, мировые тенденции (спрос на природные ресурсы, курс рубля). Внутрениие причины – невысокая эффективность расходования бюджетных средств, отсутствие возможностей для эффективной государственной службы (сокращаются расходы на государственный аппарат – значит, скорее всего, будут проблемы с квалифицированными специалистами).
В качестве возможных вариантов было предложено цифровизировать различные рабочие процессы,а также привлекать иностранный капитал. В рамках проектов вроде «Цифровой экономики» можно купить или создать инфрструктуру, позволяющую различным ведомствам свободно обмениваться данными, автоматически формировать отчеты, следить за движением денег и т.д. Привлечение иностранного капитала предполагает создание иностранных компаний на территории РФ - и хотя такая практика не нова, в Кемерово есть возможности для ее реализации, значит, можно воспользоваться ей как эффективным средством решения текущих проблем. В региональной программе поставлены задачи выделять приоритетные направления финансирования, искать более выгодные кредиты и закрывать ими уже имеющиеся, повышать прозрачность бюджетного процесса.
Читать дальше
1. Мирясова Э.Э., Яруллин Р.Р. Проблемы качества регулирования управления государственными финансами. Казанский экономический вестник. [Текст] - 2019. № 6 (44). - С. 47-52.
2. Лехин М.Н. Оценка эффективности управления государственными финансами в России. [Текст] Оригинальные исследования. - 2016. № 1. - С. 20-31.
3. Морозова О.В. К вопросу о совершенствовании публичного управления бюджетным процессом. Сибирская финансовая школа. [Текст] - 2020. № 3 (139). - С. 62-66.
4. Оганесян С.А. Структура и органы управления государственными финансами. Аллея науки. [Текст] - 2018. Т. 7. № 5 (21). - С. 606-609.
5. Мишина С.В. Повышение качества управления общественными финансами. Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. [Текст] - 2013. № 3 (33). - С. 141-143.
6. Официальный сайт Администрации г. Кемерово – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kemerovo.ru/ (дата обращения: 13.01.2021)
7. Постановление Губернатора Кемеровской области от 23.01.2014 № 3-пг «Об оценке населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Кемеровской области или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению городских округов и муниципальных районов Кемеровской области» //- СПС «Консультант-Плюс» - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.01.2021)
8. Закон Кемеровской области от 10 июня 2004 года №32-ОЗ «Об установлении полномочий финансовых органов Кемеровской области» //- СПС «Консультант-Плюс» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.01.2021)
9. Бюджетный кодекс Российской Федерации //- СПС «Консультант-Плюс» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.01.2021)
10. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах» //- СПС «Консультант-Плюс» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.01.2021)
11. Закон Кемеровской области от 29.09.2011 № 95-ОЗ «О контрольно-счетной палате Кемеровской области»//- СПС «Консультант-Плюс» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.01.2021)
12. Постановление администрации города Кемерово от 05.06.2015 N 1378 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Кемерово» //- СПС «Консультант-Плюс» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.01.2021)
13. Акиньшин М.В. Управление государственными финансами: концептуальные подходы и тенденции развития. Вестник Академии. [Текст] - 2015. № 3. - С. 123-131.
14. Андреева О.В.К вопросу о повышении эффективности управления государственными и муниципальными финансами. Фундаментальные исследования. [Текст] - 2020. № 5. - С. 22-26.
15. Фадейкина Н. В. О внедрении бюджета для граждан в системе нового государственного менеджмента [Текст] // Финансы. - 2015. № 2. - С. 32-40.
16. Яруллин Р.Р., Мирясова Р.Р. Проблемы государственных и муниципальных финансов в РФ и способы повышения эффективности управления ими. [Текст] // Личность, общество, государство: проблемы взаимодействия: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической интернет-конференции / отв. ред. И.Ю. Рассолова. – Уфа: Аэтерна, 2017. – С. 120–124.
17. Официальный сайт Министерства финансов Кузбасса – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ofukem.ru/(дата обращения: 13.01.2021)
Читать дальше